Новосибирск 14.3 °C

Общедомовая беда

15.03.2013 00:00:00
Общедомовая беда
На три буквы — ЖКХ — депутаты отправили чиновников

Члены комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области отказались принять отчет правительственных чиновников о проделанной работе по решению проблем в этой сфере.

Точка невозврата

То, что отрасль ЖКХ была и остается наиболее проблематичной в стране, признают все. Нерентабельная, требующая огромных вложений в ремонт домов и коммуникаций, к тому же социально напряженная в связи с ростом коммунальных платежей на фоне низкого качества жизни населения. При этом реформаторские меры лишь усугубляют ситуацию.

Осенью прошлого года региональные парламентарии заговорили о том, что точка невозврата в состоянии коммунальной инфраструктуры практически пройдена. Если бездействовать, будет катастрофа. В обращении к губернатору, принятом на сессии Заксобрания 25 сентября, приводятся красноречивые цифры. Например, то, что износ тепловых сетей, состоящих на балансе ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», оценивается на уровне 82,5%. Между тем инвестиционная программа «Развитие теплосетевого хозяйства города Новосибирска на период 2008–2011 годов» выполнена на 29,8% от плановой величины. То есть износ сетей растет быстрее, чем объем средств, вкладываемых в их ремонт и замену, делают вывод депутаты.

«Такое состояние объектов коммунальной инфраструктуры свидетельствует о том, что аварийность в этой сфере будет только возрастать, если не предпринимать кардинальных мер по их реконструкции и модернизации», — говорится в их обращении. Документ оценивает и перспективы капитального ремонта жилого фонда, и зависимость сферы от монополизма, и отсутствие в отрасли грамотных специалистов. Однако самое страшное — то, что реализуемые сегодня решения Госдумы говорят о твердых намерениях власти свалить весь ком проблем на население, которое в данном контексте именуется собственниками жилых и нежилых помещений. Дескать, владеете, вот и заботьтесь обо всем сами. И очередное продление сроков приватизации жилья, воспринимаемое не успевшими это сделать как подачка, на деле лишь мера государственной политики, перекладывающей все коммунальные беды на народ.

«Государство, начав приватизацию жилищного фонда, обнадежило граждан тем, что в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» при приватизации жилых помещений оно брало на себя обязательство по приведению домов в нормативное состояние. На практике данное обязательство легло тяжким бременем на новых собственников», — констатируют региональные парламентарии.
Далее они предложили 16 пунктов срочного реагирования. По словам руководителя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Заксобрания Николая Мочалина, данный список мер не являлся четкой инструкцией к применению. Как вектор он был призван скоординировать усилия исполнительной власти в решении проблем отрасли, а самое главное, подтолкнуть областное правительство к действию.

— Мы сказали исполнительной власти: «Делайте, что хотите, но примите меры по наведению порядка в жилищно-коммунальной сфере. А наши 16 пунктов являются рекомендательными, отражающими наше понимание того, как помочь принять системные решения по наведению этого порядка», — объяснил депутат.

Масла в огонь

Должного действия не последовало. К такому выводу пришли депутаты, заслушав отчет первого заместителя председателя правительства Новосибирской области Алексея Струкова. Тот, в частности, рассказал, что ведется работа по составлению реестра объектов коммунальной инфраструктуры, что разрабатывается алгоритм экспертизы состояния этих объектов, что к разработке стратегии жилищно-коммунального хозяйства привлечены профессиональные консалтинговые агентства. В общем, работа идет планово, согласно 16 пунктам…

Между тем не только сети продолжают ветшать. Политика самоустранения государства от ответственности за жилье вышла на очередной виток. Подсчитывая пресловутые объекты, чиновники не обратили внимания на вступление в силу новых постановлений федерального правительства. По ним с начала этого года на жителей повесили оплату так называемых общедомовых нужд. Цифры в коммунальных платежках выросли в разы. Не поняв, чем это спровоцировано, народ возроптал. Ведь обещали, что тарифы не превысят уровень инфляции. Как этой власти верить?

Отдадим должное депутатам Заксобрания и губернатору Новосибирской области: действие нормативов по начислению платы за общедомовые нужды было приостановлено до конца года. Но круги ропота уже пошли. И чудовищно низкая явка на довыборах в Совет депутатов города Новосибирска, состоявшихся в минувшее воскресенье, по округу № 1, который прежде голосовал достаточно активно, прямое следствие народного недовольства. В голосовании приняли участие менее 13% избирателей! Эксперты говорят о росте протестного фактора, причина которого очевидна. По привычке многие начали ругать Кремль…

— Я не согласен с коллегами, которые перекладывают всю ответственность на федеральное правительство, — говорит Николай Мочалин. — Небезызвестные постановления №№ 354 и 306 были приняты в мае 2011 года. У чиновников было полтора года, чтобы подготовиться к их вступлению в силу.

Слепой исполнитель

Больше всех пострадали жители домов, где нет общедомовых счетчиков. Напомним, по новым правилам предоставления коммунальных услуг (они установлены постановлением правительства за номером 354) мы должны отдельно платить за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в доме. Размер оплаты за коммунальные услуги на общедомовые нужды при отсутствии общего домового счетчика определяется по нормативам потребления. И вот он, момент истины: эти самые нормативы устанавливает орган государственной власти субъектов РФ! В нашем случае — департамент по тарифам Новосибирской области.

— Чиновники, департамент по тарифам, в частности, должны отвечать за принимаемые решения, — возмущен Николай Мочалин. — При необходимости отвечать должностью, если не спрогнозировали социально-экономические последствия таких решений.

Более того, прогноз последствий того, как принятое на определенном уровне власти решение скажется на нашем социально-экономическом благополучии, — это не просто проявление мудрости, здравомыслия, человеколюбия или стратегического мышления власти предержащей. Необходимость такого прогноза во избежание нелепости определена в инструкциях и положениях, регламентирующих порядок работы органов власти, департамента по тарифам в том числе.

— Потери в сетях «Новосибирскгортеплоэнерго» огромные. И департамент по тарифам закладывает эти потери в нормы потребления! Пусть люди платят! — продолжает Мочалин, называя работу чиновников не иначе как государственным терроризмом, направленным в том числе против президента.

По мнению депутата, государство должно вернуться в сферу ЖКХ. Ведь даже на региональном уровне, располагающем и меньшими полномочиями, нежели на федеральном, и меньшими финансами, многое можно сделать. Главное — думать, а не выступать слепыми исполнителями федеральных решений. Но пока наши чиновники ни думать, ни заниматься реальным, а не формальным решением проблем не хотят. Полгода прошло после пламенного обращения сессии Заксобрания к губернатору, призывающего к срочному спасению ЖКХ. Но никаких изменений в плане социально-экономического развития региона так и не случилось…

Новый отчет чиновников по этому поводу будет заслушан на часе правительства в Заксобрании.

Цифры

За 2008–2011 годы в Новосибирской области было отремонтировано только 1063 дома, притом что количество домов со степенью износа от 66% до 70% составляет 14219. Таким образом, даже при условии сохранения объемов финансирования на уровне 2008–2011 годов потребовалось бы около
56 лет, чтобы привести эти дома в нормативное состояние. В настоящее время на капитальный ремонт домов в городе Новосибирске необходимо 40 млрд рублей.

С 2005-го по 2010 год износ основных фондов в коммунальной сфере вырос с 47% до 53%, а по системе водоотведения — с 62% до 72%. При этом коэффициент обновления снизился с 10,8% в 2005 году до 3,5% в 2010-м.

В 2011 году по сравнению с уровнем 2001 года, то есть за 10 лет, стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 7,7 раза, в то время
как инфляция за тот же период только в 2,6 раза. Из обращения Законодательного собрания Новосибирской области к губернатору о мерах
по решению проблем в жилищно-коммунальной сфере.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: