Новосибирск 3.5 °C

Творчество на сцене, деньги – на стороне

17.05.2013 00:00:00
Творчество на сцене, деньги – на стороне
Известная актриса рассказала, почему столичные критики восхищаются нашим театром и чем он для нее лучше кино

Зоя Терехова — одна из самых узнаваемых актрис города. Она много лет остается верной Новосибирскому драматическому театру под руководством Сергея Афанасьева. Ее грузинская сваха по имени Ханума в одноименном спектакле, пьющая водку и нюхающая табак, признана лучшей Ханумой 2000-х.
Зоя Владимировна радушно приняла нас в своей квартире и с удовольствием рассказала, каков современный зритель, что происходит за кулисами и как актеры зарабатывают на жизнь.

Повезло с режиссером
— Некоторые столичные критики считают, что настоящего театра за пределами Москвы и Санкт-Петербурга в нашей стране нет. А новосибирскую театральную школу незаслуженно называют провинциальной. Вам не обидно?

— Я знаю многих столичных критиков, но они вообще так не считают. По их мнению, мы — один из ведущих театров страны. Его высоко ценят не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и за границей. Например, когда мы приезжали в столицу и Питер на фестивали, театральные критики всегда искали возможность попасть на наши спектакли, а иной раз ради этого пропускали местные. А в слове «провинциальный» я ничего обидного не вижу, это значит удаленный от столицы, только и всего. И среди великих актеров очень мало москвичей, большинство из них из провинции.

— Вы знакомы со многими звездами российского театра. Не пробовали воспользоваться связями и распрощаться с Новосибирском, перебраться в Москву? Ведь многие артисты едут туда за перспективами…

— После выпуска из театрального училища, пока не было своего театра, конечно, хотелось. Но когда мы в Новосибирске создали свой театр, я передумала куда-то уезжать. У нас собрались мощные, профессиональные единомышленники. Сергей Афанасьев руководил нами, ставил спектакли, мы играли. И для меня было немыслимо в те годы, да и сейчас, оставить наше детище. Это равносильно тому, что тебе предлагают взять на воспитание чужого, более красивого ребенка и отказаться от родного.

— Вы согласны с тем, что актер — пластилин, из которого режиссер лепит все, что ему надо?

— Это отчасти так. Но нам повезло с режиссером. Мы для Сергея Афанасьева больше соавторы, нежели слепые исполнители. Хотя в других театрах отношения между актерами и режиссером складываются не так гладко. Но это творчество. Хотя однажды во время репетиций спектакля «На дне» и с Сергеем Николаевичем что-то произошло, и он его весь показывал сам. Каждую секунду он выбегал на сцену и играл за тебя, за партнеров. Получился изумительный и потрясающий бенефис. Нам приходилось «впрыгивать в готовый рисунок», потому что разрушать его было нельзя. Так много Сергей Николаевич никогда не был на сцене — ни до, ни после. Безумно жалко, что не сняли это на пленку.

Мат на сцене вне закона
— Бывает ли так, что вы отказываетесь от ролей?

— Да, приходилось один раз. Когда режиссер стал ставить «Божественную комедию» Исидора Штока, несколько актеров, в том числе и я, отказались играть. Просто язык не поворачивался играть пьяных ангелов и прочих подобных персонажей. Для меня этот спектакль из разряда мистических, после которого становится плохо. На выпускном мы ставили «Божественную комедию», я играла там ангела Д. Прекрасный спектакль был, мы от души смеялись. Но спустя какое-то время в жизни исполнителей главных ролей стали происходить страшные события, а кто-то даже чуть не умер.

— Неужели актеры так суеверны?

— У каждого свои суеверия. У актеров довольно распространена боязнь падения текста роли. Если он упал, нужно тут же сесть сверху, иначе будет полный провал.

— Некоторые режиссеры театров считают своим долгом отпустить мат со сцены, иначе якобы зритель к ним не пойдет. Вам приходилось с этим сталкиваться?

— Мне не нравится, когда мат используется в спектакле. К примеру, в спектакле «Зеленая зона» есть одно ругательство. Мы пробовали его убрать, но без него уже не то. Там требовалось отпустить мат, чтобы все стали ругаться на героя. Но даже это, казалось бы, безобидное на первый взгляд слово нам припомнили на фестивале в Москве. Сказали, что, если бы мат не прозвучал, получился бы идеальный спектакль.

— Шекспир сказал: «Весь мир — театр, а люди в нем актеры». Кто-то из современных остряков добавил, что иногда — театр военных действий. В вашем театре часто приходится воевать?

— После училища, конечно, мы многого насмотрелись в профессиональных театрах. Недавно одна из выпускниц нашего училища, которая устроилась в московский театр, рассказывала, что поднимается она по лестнице в театр перед спектаклем, здоровается с другой известной актрисой, а в ответ слышит фразу: «Чтоб ты сдохла!». Грешно, но мы сильно смеялись. У нас в театре подобного нет. Мы одна команда, и режиссер не отдельно стоит, и костюмерные цеха с нами. Мы все здороваемся и все на «ты», отношения между нами очень теплые. В Библии сказано, что если царство разделится само в себе, оно не устоит. И я убеждена, если наш театр разделится сам в себе, он тоже не устоит. Потому что слишком много вокруг препятствий и трудностей, нам просто нельзя этим заниматься. Все силы брошены на спектакли. И всё время так было с момента образования театра. Самое верное решение — в театре заниматься творчеством и более ничем. А деньги можно зарабатывать на стороне, у кого есть такая возможность. Потому что в театре платят немного.

Талант по наследству
— У вас был опыт работы в кино. Понравилось?

— Это интересно, но я как актриса не прониклась магией кинематографа. Там же надо избавляться от театральной манеры игры. Мне было сложно играть «частями», потому что ты можешь настроиться, а оператор с режиссером, выстраивающие кадр, могут дать очередную команду выйти на съемочную площадку через час. А можно и полдня просидеть в ожидании. Это очень изматывает. Но я думаю, всё приходит с опытом и этому наверняка учат во ВГИКе.

— У вас вся семья в театре: дочь и зять — актеры, внучка на сцену вышла, муж в театре водителем работает. Талант передается по наследству?

— Не знаю, может, и передается. У меня родители, бабушки и тетя были очень талантливыми, у них были от природы поставленные голоса. А на дочь, мне кажется, повлияла атмосфера театра, она ведь сначала психологом хотела быть. Да и внучка с четырех месяцев в театре. По мере того как она вырастала, понимала, что шуметь нельзя, пока идет репетиция. А когда Маше было три года, она свою маму огорошила: «Мам, ты зачем в артистки пошла?» «А что?» — спросила Аня. «Я артисткой не буду, потому что подчиняться надо, — говорит Маша. — Я режиссером буду, люблю командовать».

— Кем бы вы могли стать, если бы не стали актрисой?

— Могла бы стать воспитателем в детском саду или оперной певицей. Но в музыкальную школу меня никто не отдал, я пела в хоре, в вокальной группе. Я даже не смела подумать, что у меня есть голос. Когда я училась на третьем курсе в театральном училище, педагоги по вокалу говорили, что надо идти в консерваторию. Но мама не позволила, к тому же у меня тогда уже была дочь Анечка. И я как-то подчинилась этому. Хотя мне кажется, и я уверена, что я бы стала интересной оперной певицей. Но о том, как сложилась моя жизнь, нисколько не жалею.

РОЛИ НЕ ДЛЯ СЛАВЫ

— Вас часто приглашают на корпоративы. Не становилось обидно за профессию, когда вместо ценителей искусства подвыпившую публику приходится развлекать? И в каких ролях вы там выступаете?

— Да, я подрабатываю на корпоративах, юбилеях и свадьбах — каждый профессионал имеет право зарабатывать своим умением. Зритель там разный, но это обычные люди, с чувством юмора, как у всех, они тоже хотят отметить свадьбу, юбилей и просто отдохнуть от работы.

Что касается ролей, то их было очень много. В свое время концертные бригады пользовались большой популярностью. Всем нужны были эксклюзивные сценарии, поэтому я за свою жизнь написала их бесчисленное количество. Сейчас нет на это сил, поэтому мы оставили только готовые театрализованные номера, которые у нас возникали сами собой. Мазались неграми, были цыганами из «Бесприданницы». Но для ресторанных выступлений выучили гораздо больше песен, чем в спектакле. Были даже бомжами. Пожалуй, это одна из самых удачных ролей, которую мы создали в тандеме с Николаем Соловьевым! По сценарию двое пьяниц строят из себя аристократов. Открывают чемодан, извлекают граненые стаканы, выпивают водочку, докуривают импортные бычки. Получают простое человеческое счастье. На пике наслаждения жизнью берут микрофоны и под джаз-оркестр исполняют песню «Summertime».

Зрителям этот номер очень нравится. Образ бомжей у нас получился благодаря поэме Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки», а «Summertime» я пела на конкурсе актерской песни.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: