Новосибирск 9.2 °C

Бутон не в тон

24.05.2013 00:00:00
Бутон не в тон
Почему городские архитектурные «жемчужинки» нового времени теряются в море каменной посредственности

Недавно в жизни новосибирской архитектуры произошло уникальное событие: авторитетный американский журнал «Structure» опубликовал большую статью, посвященную нашему бизнес-центру «Бутон». Подобного внимания редко удостаиваются даже столичные именитые строители, не говоря уже о провинциальных.

Чем зарубежных аналитиков привлекло здание в сибирской глубинке? И можно ли теперь говорить о возрождении мировой архитектурной славы нашего города? Об этом и многом другом мы поговорили с архитектором и бизнесменом Денисом ГЕРАСИМОВЫМ, автором концепции БЦ «Бутон», наклонных башен Технопарка и многих других незаурядных строений.

Корни — в безразличии
— Денис Васильевич, какой эпитет, на ваш взгляд, подходит архитектурному облику современного Новосибирска?

— «Скучный». И еще, пожалуй, «упрощенный» — как в художественном, так и в инженерно-конструкторском плане. И корни этой скучности, на мой взгляд, в безразличии — строительных компаний, архитекторов и, к сожалению, в целом городского населения.

Еще она возможная причина — довольно слабая архитектурная школа. В Новосибирской архитектурной академии, безусловно, есть очень хорошие преподаватели, но их мало. Многие ее выпускники, к сожалению, выходят из стен вуза бесстрастными, без желания создавать что-то кардинально новое, и это в конечном итоге также влияет на внешний вид нашего города.

— Неужели в Новосибирске нет ни одной постройки, которая вам как профессионалу кажется интересной?

— Есть. И это целые комплексы построек. Мне нравится, к примеру, как застроены жилмассивы 5-го и 6-го микрорайонов, микрорайон Горский. Очень интересным будет здание гостиницы на улице Орджоникидзе, что слева от театра оперы и балета, хотя стиль этот не нов.

— Быть может, Новосибирску стоит взять пример в плане современного подхода к застройке с других городов?

— Примеров для подражания масса. Я сам не был в Казани, но говорят, что этот город застраивается быстро, смело и интересно. В Европе же практически каждый город, и малый, и большой, пытается удивить чем-то новым, конечно, в рамках своего устава.

Символы нового города
— Какие постройки последних лет, по вашему мнению, имеют право называться новыми архитектурными символами Новосибирска наряду с оперным театром и часовней «Центр России»?

— Символ, на мой взгляд, понятие субъективное. Чаще всего это то, что мы видим на сувенирной продукции. Мне, например, очень приятно, находясь в Москве или Санкт-Петербурге, увидеть пакет с изображением нашего кафе-шарика. Помещают его также на магнитики и другую сувенирную продукцию. Сфера проста, и ее совершенная чистая форма привлекает взгляд. Важно еще и то, что он один такой, — будь их несколько, «шарик» потерялся бы. В последнее время на сувенирах стал мелькать и «Бутон».

— Отдельно хочется поговорить об еще одном строении, претендующем на звание символа нового Новосибирска, — здании ИКТ-кластера Академпарка, соавтором концепта которого вы являетесь. Что легло в его основу?

— В первую очередь, авангардизм. Но, работая над концепцией, мы не забывали и наш советский опыт — стиль конструктивизма, столь свойственный Новосибирску. Этот стиль вовсе не простенький, как кажется обывателям. Конструктивизм разумно-строго-красивый. Что касается замысла, нам хотелось подчеркнуть некую технологичность и стремление двигаться вперед.

— Парадоксальная ситуация: с одной стороны, архитектуру Новосибирска критикуют за «неяркость», с другой — нашим новостройкам все чаще отдают награды всевозможных архитектурных конкурсов. Например, ваш проект бизнес-центра «Кокон» завоевал Гран-при открытого российского фестиваля архитектуры и дизайна «Золотая капитель–2011». Есть основания говорить о начале возрождения мировой архитектурной славы города на Оби?

— Новосибирск впереди многих российских городов, пусть внешне это пока не слишком заметно. У нас очень развит бизнес, и он весьма цивилизован. Но строительство и архитектура на этом фоне немного отстают. Тем не менее город понемногу меняется за счет отдельных интересных объектов, которых, к сожалению, пока что мало. Мне кажется, приятнее жить, когда вокруг видишь какие-то любопытные здания и сооружения. Про наш город пока так сказать нельзя.

Плотная застройка — это нормально
— Можно ли гармонично вписать затейливую новостройку в историческую часть города?

— Конечно можно, и примеров тому масса и в российском, и в мировом опыте. Просто в этом случае нужно тщательно прорабатывать проект застройки, даже предлагать несколько альтернативных вариантов. Неплохо было бы проводить для этого творческие конкурсы.

Поймите, в центральной части любого города не может существовать пустырей — на их месте должны быть либо скверы, либо какие-то здания.

Плотная застройка в центре города — это нормально, и бороться с точечными высотками просто смешно. Согласен, бывают варианты, когда появление здания высокой этажности рядом или даже на фоне исторических зданий портит вид, но если земельный участок находится в стороне от них, почему бы его не оживить?

— Часто ли заказчики-инвесторы «зарубают» интересные идеи архитекторов, прося взамен создать нечто безвкусное, но экономичное?

— Это скорее миф. На самом деле бизнесменов, открытых чему-то новому, у нас очень много. Другое дело, что их нужно заразить своей идеей, увлекательно ее презентовать и объяснить все плюсы, убедить в своей правоте, что умеют далеко не все наши архитекторы.

— Насколько в творческом плане руки художника-архитектора связаны инженерными требованиями и СНиПами? Или чисто теоретически можно выстроить здание по самому невообразимому проекту?

— Да, можно. Но любой архитектор должен работать в тесной спайке с конструктором и изучать современную конструкторскую мысль, иначе все его творческие потуги будут тщетны. Более того, я бы сказал, что архитектор идет позади конструктора. Первому без второго не прожить, хотя второму без первого — запросто (улыбается). Я, например, каждый шаг разработки концепции нового проекта обсуждаю с главным конструктором нашей компании Алексеем Кашиным.

— Как вы относитесь к идее строительства «Новосибирского Сити» — отдельного квартала, полностью застроенного деловыми центрами и отелями?

— Идея хорошая, но пока непонятно, есть ли таковая необходимость в нашем городе. К примеру, часто приходится слышать вопросы, почему в Новосибирске нет ни одного небоскреба. Но, в моем понимании, они нам и не нужны. Небоскребы строятся по двум причинам: либо нехватка территорий, либо, извините за выражение, выпендреж заказчика. В Новосибирске еще много незастроенной земли, я бы сказал, бескрайние просторы, так что никакого смысла в небоскребах нет.

— Видя многочисленные новосибирские здания, в которых в качестве основного облицовочного материала используется стекло, горожане часто высказывают сомнения относительно их теплостойкости в нашем суровом климате…

— Первому дому с полностью стеклянным фасадом, построенному по нашему проекту, — административному зданию на Красном проспекте, 17, к которому сегодня пристроен «Бутон», — уже 11 лет. За эти годы никто там не замерз. А вообще, что касается стеклопакетов, могу как профессионал сказать: воздух, как известно, — лучший утеплитель, а точнее, вакуум. Так что мнение, что «стеклянные» дома не выдерживают сибирских морозов, — еще один миф. Точнее, так: все зависит от верности расчетов, качества материалов и соблюдения технологии при строительстве.

— Образование у вас экономическое, а не архитектурное. Получается, чтобы творить «застывшую музыку», профильный диплом не обязателен?

— В моем понимании, каждый человек может заниматься самообразованием. И потом, я считаю себя не архитектором, а пропагандистом нового в архитектуре.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: