Новосибирск 9.3 °C

Дворовый экстрим: дёшево и модно

30.08.2013 00:00:00
Дворовый экстрим: дёшево и модно
Зачем подростки лезут на крыши многоэтажек и прыгают с Коммунального моста?

Пожалуй, самыми часто просматриваемыми видеороликами в Интернете после ДТП и драк сегодня являются экстремальные трюки: сальто на турнике, головокружительные прыжки на скейте, вело- и мотобезумства и др. Их выполняют не каскадеры-профессионалы, а… дворовая молодежь. Зачем? С этим вопросом мы обратились к президенту Федерации экстремальных видов спорта Новосибирской области Роману КАНАЕВУ.

Получается у всех
— Роман, в последнее время экстремальные виды спорта стали очень популярны. С чем это связано? С доступностью (паркуром или воркаутом можно заниматься во дворе)? Или современной молодежи просто легко живется, поэтому им так хочется в чем-то себя преодолевать, жить «на грани»?

— Тут множество причин. Да, это одна из доступнейших альтернатив досуга для молодежи (общение, тусовка). Но это и спорт, хоть и неофициальный, — со своими фестивалями, призами и возможностями: признания, расширения кругозора в масштабах страны и мира. А вот мода тут, мне кажется, ни при чем, так как движению в России уже около десяти лет, в том числе и в нашем городе.

— Как приходят в экстремальный спорт? В традиционный, как правило, родители приводят еще в раннем детстве. А здесь?

— Наверное, правильнее будет называть экстрим все-таки альтернативным видом физической культуры. Родители своих детей, конечно, редко к ней приобщают. Чаще дети сами втягиваются, посмотрев захватывающее видео в Интернете или увидев где-нибудь во дворе или парке все эти трюки в реале. Это зрелищно, поэтому хочется попробовать самому, чтобы поражались уже другие. Самое интересное, что получается сразу и практически у всех, а это, согласитесь, вселяет уверенность. Здесь не нужны годы упорных тренировок. Результаты, пусть небольшие, они ежедневны. Я, например, однажды с приятелем шел мимо турника и решил подтянуться. С этого все и началось.

Сальто на шпильках
— У экстрима есть ограничения по возрасту, полу и т. д.?

— Чаще всего после 12–13 лет начинают заниматься. Это подростки, которые в серьезный спорт уже опоздали, а энергии в них хоть отбавляй, вот и нужно ее куда-то пристроить. Хотя мой сын в три года начал тренироваться. Смотрел, как я занимаюсь, и повторял. Я понял, что ему это на самом деле нравится, стал обучать, как выполнять то или иное упражнение правильно. Кстати, это уберегло его от множества возможных детских травм, а сегодня ему семь и он всегда первый во всех физкультурных соревнованиях — ничего не боится!

По полу ограничений тоже нет. И девушки занимаются, хотя парней, конечно, больше. Может, потому, что делать сальто в платье, с прической, маникюром и на шпильках не очень удобно?

— Вы приветствуете любой экстрим? В Интернете ведь встречаются видеоролики, в которых молодежь развлекается, забираясь на крыши домов без страховки, скачет на поездах, называя это паркуром. А в этом году в Новосибирске подростки с моста прыгали… Как вы к этому относитесь?

— Мы приветствуем только те стриткультуры, где  трюки выполняют своим телом и полностью себя в этом контролируют, то есть без применения моторчиков, тросов и парашютов. Скажем, прыжки с тросом с моста — не наша тема, как и гонки на мотоциклах. А вообще я не знаю историй, в которых бы кто-то из новосибирцев прыгал по поездам. К слову, среди экстремальщиков травм почти нет, это со стороны кажется, что мы делаем что-то опасное, а на самом деле это не так. Инстинкт самосохранения у нас работает.

Маяк для экстремалов
— Почему возникла необходимость в создании федерации? Все-таки легализация — это всегда ответственность. Вы готовы взять ее на себя?

— Федерация — это способ интеграции неформального движения в существующий механизм власти. Мы — как маяк для самого движения. Люди, зная о нас, понимают, куда надо прийти за информацией, за помощью и т. п. Целей несколько. Основная из них — это создание условий для развития экстремальных видов спорта (воркаут, паркур, велоспорт BMX, скейтбординг, роллер-спорт, ньюскул, сноуборд).

— То есть понимание со стороны властей есть?

— Понимание у профильных ведомств появилось по результатам многих хороших дел и мероприятий, которые мы провели. Они поняли уровень нашей ответственности и адекватности. Но поскольку большинство экстремальных видов официальным спортом не признается, то взаимодействуем мы на уровне министерства по делам молодежи, а не спорткомитетов.

Паркур в песочнице
— Сегодня активно обсуждают скандал в Томске со строительством паркур-парка. Как вы считаете, в чем причины конфликта: власти не готовы советоваться с молодежью или сработал банальный «чиновничий фактор»?

— Сам видел этот уродливый парк! А томичи молодцы, не испугались высказаться. Томская федерация экстрима три года выпрашивала у властей денег на специальный парк. Средства выделили. Первую часть — скейтпарк — заказали у новосибирской фирмы, специализирующейся на таких объектах. Все было построено грамотно и в рекордный срок. А дальше местные чиновники по какой-то причине решили передать заказ местной компании, которая делает детские городки. В итоге было построено нечто такое, на чем заниматься паркуром нельзя, даже опасно. И еще обиделись на критику, вроде не хотите на таких площадках заниматься, не будем вам ничего больше строить.

— У вас есть план развития экстремальных видов спорта в Новосибирске? Какие площадки нужны и где?

— План есть. Мы уже имеем отличный экстрим-парк у НГТУ, большой скейтпарк в Заельцовском бору. Прорабатываем проект парка под Октябрьским мостом. Но нам нужно зимнее место для занятий. Ведь если паркур и воркаут еще можно в холодное время года перенести в гимнастический зал, то с велосипедами, роликами и скейтом это не сработает. Думаю, нужно построить аналог красноярского спорткомплекса в Новосибирске. В Кировском районе для этого, например, есть все условия, и главное — поддержка со стороны властей и депутатов. В перспективе хотелось бы скоординировать работу с застройщиками и во дворах новостроек резервировать место под экстрим-парки или их элементы. Во Франции, например, так и поступают. Дома и дворы проектируют с учетом нужд паркурщиков, то есть делают специальной высоты перила, парапеты и др. К сожалению, для нас это еще очень отдаленная перспектива.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Александр ТАРАСОВ, депутат Совета депутатов города Новосибирска,  президент фонда поддержки социальных инициатив «Общее дело»:
— Кировский район становится пилотным проектом по развитию дворовых, уличных, молодежных видов спорта в Новосибирске. Это  совместный проект нашего фонда и Федерации экстремальных видов спорта Новосибирской области. Его цель —  строительство современных спортивных площадок шаговой доступности, на которых можно в зрелищной форме показать, что такое воркаут, паркур, объяснить жителям, что это модно, безопасно и по силам каждому.

Первые шаги в популяризации дворового спорта мы сделали несколько лет назад, установив в ста дворах Кировского района турники и брусья. При поддержке районной администрации были определены площадки и смонтированы три комплекса, состоящие из турников, брусьев и шведских стенок, для занятий воркаутом. Это площадки на входе в парк «Бугринская роща», возле дома № 31 по улице Комсомольской и на Молодежной аллее на Вертковской. Кстати, на аллее каждую пятницу проходят бесплатные тренировки по воркауту. Ведут их спортсмены из Федерации экстремальных видов спорта. Я считаю, что занятия на таких комплексах, да еще и под присмотром профессионалов, помогут молодежи и детям не только развиваться физически,  в целом  это еще один шаг к популяризации здорового образа жизни. Ведь спорт и вредные привычки — вещи несовместимые.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: