Новосибирск 11 °C

Читать раньше, чем ходить

06.09.2013 00:00:00
Читать раньше, чем ходить
Почему родители мечтают, чтобы их дети как можно раньше стали взрослыми?

Многие современные мамы и папы, желая лучшего будущего своим детям, готовы с пеленок учить  ребенка читать и писать. Да и сами учебные заведения подталкивают родителей к раннему развитию детей. Например, ставят обязательным условием для поступления  в школу знание алфавита и счета, а в первом классе нагружают малыша иностранными языками и другими «взрослыми» предметами.  Эта тенденция набирает обороты. Действительно ли чем раньше начать обучение ребенка, тем больших успехов можно достичь? Или мы сами лишаем своих детей детства?  Однозначного мнения на этот счет нет, и вот уже несколько лет о плюсах и минусах раннего образования спорят и педагоги, и родители.

Мнение за: сделать успешными
По Закону «Об образовании» новосибирские школы принимают абсолютно всех детей, невзирая на то, были они выпускниками детских садов или вообще не посещали дошкольное учреждение. Но большинство родителей из-за существующей системы жесткого отбора детей в престижные лицеи и гимназии помимо стандартной детсадовской подготовки пичкают своих малышей еще и дополнительными занятиями на курсах раннего развития.

— У нас друзья в прошлом году отдали сына в первый класс. При поступлении от них потребовали, чтобы ребенок умел читать и считать. У меня дочь ходит в садик, но там этим навыкам почему-то не обучают. Воспитатель объяснила, что мы сами должны заниматься образованием ребенка. Поэтому мы с супругой отдали Катюшу в школу раннего развития, — рассказывает отец пятилетней девочки Виталий МИХАЙЛОВИЧ. — Занятия там проходят по 30 минут в игровой форме — буквы изучаются через лепку, рисование и прочее. Сам не придумаешь такого. А главное, в группе не более 12 человек, и каждому малышу уделяют внимание.

В главном управлении образования мэрии Новосибирска разъяснили, что программа детского сада не ставит задачу научить читать и писать.

— Дошкольное образование необходимо для того, чтобы ребенок при поступлении в первый класс имел коммуникативные навыки. То есть мог свободно говорить и общаться со сверстниками, а главное, был успешным в школе, — разъясняет главный специалист отдела дошкольного образования главного управления образования мэрии Новосибирска Наталья ДЕШЕВЫХ. — В Новосибирске очень много примеров, когда у первоклассников не сформирована учебная деятельность. На уроках они не могут сконцентрировать внимание, а играют, следовательно, не усваивают материал. Поэтому мы выступаем за то, чтобы родители дополнительно занимались со своими детьми, готовя их к школе. Самостоятельно они будут это делать либо отдавать ребенка на специализированные курсы — это их личное дело.

Мнение против: лишить детства
Психологи убеждены, что, навязывая малышу раннее обучение, родители ущемляют право ребенка на игру, свободное время и собственный выбор видов деятельности. При обучении ребенка до пяти лет цифрам и буквам может произойти искажение нормального развития малыша.

— Дети, включенные в раннее интеллектуальное обучение, оказываются менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными, чем их сверстники, имевшие возможность в свое удовольствие просто играть, — отмечает педагог-психолог высшей квалификационной категории Татьяна СТАРИКОВА. — Достижения дошкольников в конкретных знаниях и умениях не дают ребенку преимуществ в умственном развитии и будущем освоении школьной программы. Более того, хорошо натренированные дети, бойко читающие, быстро считающие к моменту поступления в школу, нередко утрачивают интерес к обучению к концу 1–2 класса. Для нормального развития ребенок должен пройти все фазы роста.

С тем, что активные образовательные эксперименты над детьми не проходят бесследно, согласен и депутат Совета депутатов города Новосибирска директор школы № 65 Владимир АЛЕКСЕЕВ.

— Детская психика ориентирована на игровые способы познания мира. Поэтому не стоит торопиться отдавать ребенка в школу раньше, чем ему исполнится шесть с половиной лет, — считает Владимир Владимирович. — Дети должны наиграться. А если мы будем в раннем возрасте заменять игру обучением, например, двум иностранным языкам, давать ему домашние задания, то в дальнейшем это негативно скажется на его нервной системе и здоровье в целом. Самостоятельное обучение письму, счету или чтению ни к чему хорошему не приведет. Ведь родители учат одним способом, а авторы учебных программ — иначе. И ребенку приходится переучиваться. Обучения по программе детского сада вполне достаточно, чтобы поступить в первый класс. И родителям не стоит ничего больше изобретать.

ЦИФРА
В среднем месяц занятий в школе раннего развития обходится родителям от 2000 до 3500 рублей. Дополнительно оплачиваются ежедневные расходы на канцтовары, выездные мероприятия вроде экскурсий и др. 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: