Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

История – учительница жизни

2013-10-04
Светлана Громова
История – учительница жизни
Лучший учитель истории Новосибирска рассказала, чем можно заинтересовать современных вундеркиндов и как они учат ее пользоваться гаджетами

Учитель истории и обществознания школы № 196 Татьяна БУЛКИНА не просто вошла в сотню лучших педагогических работников Новосибирской области, но и оказалась единственным городским преподавателем истории в этом списке. Плюс ко всему она еще и юбиляр — в этом году исполнилось 40 лет ее педагогической деятельности.

Накануне Дня учителя мы встретились с Татьяной Сергеевной, чтобы обсудить, насколько сильна сегодня конкуренция в педагогике, каков сегодня школьник и почему образование невозможно без инноваций.

Заинтересовать вундеркиндов
— Татьяна Сергеевна, вы вошли в сотню лучших учителей Новосибирской области. Что для вас значит эта победа? Ведь кроме вас учителей истории из Новосибирска больше в этом списке нет.

— Для меня это стало большой неожиданностью. Я человек очень скромный, и принимая участие в любом конкурсе, не стремлюсь победить. Прежде всего, мне хочется показать свой опыт, поделиться им с людьми. Например, в этом году двое моих учеников 8-го класса Алина Ковалевская и Илья Иванов отказывались участвовать в областном литературном конкурсе, но мне удалось их переубедить. И в итоге ребята завоевали первое место, написав исследовательскую работу по истории славянской азбуки и письменности. Такие победы моих воспитанников я люблю, и могу рассказывать о них бесконечно. Хотя приятно, конечно, что на этот раз и мой труд оказался заметным.

— Насколько сложно сегодня конкурировать в педагогике?

— Я работаю и никогда не задумываюсь о конкуренции. Для меня важно дать каждому ребенку возможность развиваться на уроках и познать то, что знаю я. Уверена, что в городе и области есть учителя истории, которые гораздо сильнее меня. Ведь у каждого свой взгляд, свои методики преподавания.

— Как вы выстраиваете процесс обучения? Чем заинтересовываете детей? И какой был самый запоминающийся урок в вашей жизни?

— Я сочетаю требовательность со справедливостью и пытаюсь сделать все, чтобы дети чувствовали себя со мной на равных. Некоторые педагоги пытаются держать класс авторитетом, а я с годами  поняла, что заинтересовать детей можно и личным примером. Как-то я рассказывала ученикам о Первой мировой войне, демонстрируя почти столетнюю фотографию с мест боевых действий, которую прислал семье мой дед. Он был участником тех военных событий. На следующий день после урока один из учеников принес из дома свою реликвию — иллюстрированный журнал «Нива» 1916 года выпуска, в котором был опубликован дневник военных действий Первой мировой, и подарил его мне. А это значит, что мой урок нашел в душе этого ребенка отклик.

Время от времени мы путешествуем с детьми по историческим уголкам России. Например, в прошлом году с восьмиклассниками ездили в кемеровский музей-заповедник «Томская писаница». Наскальные рисунки и живописная природа той местности произвели сильное впечатление не только на детей, но и на меня как учителя истории.

— Вы в системе образования уже 40 лет. Как изменились дети?

— Ученики сегодня такие же, как и сорок лет назад: любопытные, любознательные и хотят, чтобы их уважали и любили. От советских детей отличаются только более широкими возможностями получения информации и владением новой техникой. Ведь тогда никто не предполагал появление компьютеров, Интернета, айфонов, планшетов и прочих гаджетов. И сегодня с современными школьниками мы учимся обоюдно. У меня всегда вызывает живой интерес то, что делают мои ученики, а я не умею. Поэтому учусь у детей. Например, восьмиклассник Влад сделал несколько презентаций по обществознанию на тему общения, а потом научил меня создавать их. После этого период правления Александра II мы изучали уже по моим слайд-шоу.

Переписать историю Татьяна Сергеевна показывает ученикам журнал «Нива» 1916 года выпуска, в котором был опубликован дневник военных действий Первой мировой войны
— Уроки истории сегодня, наверное, очень сложно преподавать. Ведь единой исторической концепции не осталось, учебников сотни, каждый трактует события, как хочет. И все это в свободном доступе в Интернете. Бывает ли, что школьники на уроках не соглашаются с предложенной вами трактовкой того или иного исторического события?

— Да, и довольно часто. Но я рада, что в современных условиях ученики имеют широкий доступ к знаниям. Они должны уметь работать с полученной информацией и выбирать для себя главное. Поэтому на уроках истории я не заявляю материал как догму, а говорю, что такое мнение существует, и принимаю  трактовку того или иного события, если дети высказывают свое мнение. Где-то и поспорить можем. Плюрализм суждений должен присутствовать. Ведь сегодня это дети, а завтра — уже взрослые люди.

— По вашему мнению, смогут ли наши историки выработать единый взгляд на прошлое? И необходимо ли нам это?

— У нас уже был период, когда все люди должны были придерживаться какого-то единого мнения. Хотя в душе каждый, возможно, имел свое собственное, но не всегда мог его высказать. Одни опасались последствий, другие считали, что это правильно, третьи полагали, что правительству виднее и так далее. И я думаю, что единой оценки того или иного события историкам все равно не удастся выработать. Потому что каждый человек мыслит субъективно. Но исторические факты о прошлом России не должны искажаться и фальсифицироваться, как это было ранее с появлением многообразия учебников.

В ногу со временем и опытом
— Сегодня в образовании ценится не столько опыт педагога, сколько инновации. Вы согласны с этим?

— Два этих понятия не могут существовать раздельно. Человек всегда обращается к опыту. Ведь вся история формировалась, исходя из прошлого — люди брали лучшее, созданное предками, и развивали это. Поэтому я считаю, что опыт отбрасывать нельзя. Он обязательно поможет педагогу применить инновации.

— Если бы вы были министром образования, с чего бы начали реформу системы образования, что изменили?

— На министре образования лежит огромнейшая ответственность, и я даже представить не могу, как бы на его месте проводила реформу системы образования. Реформирование предполагает оптимизацию сложившейся системы, выработанной в советской и постсоветской школе, а не ее разрушение. Поэтому я вполне принимаю происходящие изменения. Сейчас вводится новый закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральные государственные образовательные стандарты. В них содержатся принципиально новые и качественные изменения в подходах к образованию, которые приведут в том числе и к новым формам государственной итоговой аттестации.

О ЛИЧНОМ

— Когда вы решили, что станете преподавателем? И почему выбрали именно историю?

— Я начинала работать в маленькой сельской школе в начальных классах, когда мне еще не было и 18-и лет. На выбор профессии повлияла моя учитель истории, директор школы, которая была участницей Великой Отечественной войны. Все ученики хотели быть похожими на нее, в том числе и я.

— Вы отслеживаете судьбы и карьеры своих учеников?

— Мои ученики — это сейчас уже взрослые люди самых разных профессий. Среди них есть учителя, юристы, рабочие, врачи. Со многими выпускниками прошлых лет мы общаемся в соцсети «Одноклассники».

— Что для вас значит профессия учителя?

— Это для меня образ жизни, а школа — мой второй родной дом, где я получаю душевный подъем. Воспринимаю личную жизнь и работу как единое целое. Даже в тяжелые 90-е годы не было мысли все бросить.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
При температуре и признаках ОРВИ гражданам следует оставаться дома и вызвать врача из поликлиники по месту жительства. Порядок лечения – необходимость госпитализации или лечения на дому определит медицинский работник, исходя из конкретной ситуации, пояснили в министерстве здравоохранения Новосибирской области.
Правительство России выделит Роструду из резервного фонда 35,6 млрд рублей на выплаты пособий по безработице в России до конца года. Отмечается, что у некоторых регионов сложилась задолженность по выплатам безработным.
Новосибирцы жалуются на нехватку лекарств в аптеках. В первую очередь, жаропонижающих и противовирусных препаратов. Несколько обращений поступило в общественную приемную губернатора. В правительстве собрали совещание, на котором обсудили сложившуюся ситуацию. Корреспонденты ОТС отправились на стратегический склад, чтобы оценить запасы медикаментов.
Лодочные переправы, паромы, «передача», военный понтонный мост – эти ниточки связывали два берега великой Оби сотни лет. Наконец-то, в 1925 году на первом генеральном плане Новосибирска была нанесена полоска капитального моста. Именно в том месте, где он сейчас и находится. Но его постройка и открытие оттянулись на 30 лет.
Как быстро и просто узнать, больны ли вы коронавирусом? Ответ на этот вопрос нашел врач-педиатр высшей категории, телеведущий, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский. Доктор предложил понюхать тряпку, натертую чесноком.
Депутат Госдумы Евгений Фёдоров выступил с предложением продолжить выплаты детям от 3 до 16 лет. Фёдоров считает, что выплата в размере 10000 рублей семьям с детьми может быть начислена и в третий раз. По его мнению, такие выплаты должны стать регулярными.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^