Новосибирск 11.9 °C

Страсти по Городовичку

25.10.2013 00:00:00
Страсти по Городовичку
Художник Александр Таиров убежден: символ города должен иметь человеческое лицо

Перешагнув столетний рубеж, Новосибирск обзавелся своим собственным символом, не похожим ни на один в мире, — смешным человечком по имени Городовичок. Двадцать лет озорной рыжий проказник весело шагал по городским праздникам, однако сегодня маркетологи заявляют о необходимости создания нового символа столицы Сибири — более современного, отвечающего веяниям времени. Нужна ли смена символов? Об этом мы поговорили с одним из авторов, придумавших Городовичка, членом Союза художников СССР и России Александром ТАИРОВЫМ.

А вместо кепки — оперный театр!
— Александр Иванович, давайте вспомним, как же появился Городовичок?

— Все началось со Дня города — традиции его празднования около четверти века. Первые же праздники представляли собой некие разрозненные мероприятия, совершенно людей не объединяющие. Поэтому и возникла идея создания такого символа, который сплотит жителей, станет хозяином Дня города. Ко мне обратился писатель и общественный деятель Владимир Шамов с тем, чтобы я нарисовал такого героя (кстати, до этого уже существовал не совсем удачный вариант, не знаю, кем нарисованный, — высокорослый парень в фуражке железнодорожника тянет за собой паровоз)… Так к столетию города появился этот смешной рыжик в кепке, образ которого я считаю совершенно точным попаданием в десятку — отражением концепции города.

— Интересно, почему именно мальчишка стал символом города? Да еще и в коротких штанишках?

— Почему человечек, тогда как общепринято использовать образы разных зверушек? Он символизирует уникальность Новосибирска — молодого, быстро развивающегося города. Поэтому и Городовичок — это мальчик, который растет настолько быстро, что любая одежда становится ему коротковата. Очки — символ учености, рабочий комбинезон намекает на промышленный центр, валеночки с калошами — на переменчивую сибирскую погоду. Городовичок — он умненький, ехидный и любопытный. Нам хотелось, чтобы этот озорной и веселый персонаж жил вместе с городом и в радости и в печали. Он и создавался как маленькая душа города, которая располагает и притягивает своей необычностью и несуразностью, способна объединять вокруг себя людей.

— Есть в Новосибирске еще один символ, который вы… надели на голову Городовичку. У него на макушке красуется купол оперного театра. Вы в свое время создали графическую эмблему этого здания, довольно известное изображение. У вас как художника особое отношение к этому сооружению?

— Сюда я приехал из Тбилиси. Помню, как поразил меня своим величием оперный театр — эта доминанта, эта глубина площади! Но установленная позже перед театром композиция испортила все — отсекла эту доминанту от площади. Хотя и композицией назвать изваяния скульптора Бродского вряд ли возможно — они разобщены. Их нужно изъять и поставить в другое место. И площадь будет снова оглушать людей своей мощью. Еще один парадокс: здание стоит в зарослях — куча деревьев с одной и с другой стороны, в которых оно теряется. Получается, то почти единственное, чем мы гордимся — а любой новосибирец гордостью города назовет именно оперный, — это театр в кустах…

В гостях у Эдуарда Успенского
— Александр Иванович, насколько мне известно, приключения Городовичка были изложены в книге.

— Да, над книгой в свое время работал писатель Юрий Магалиф… Даже над мульфильмом начиналась работа, но не случилось. А были и самые настоящие приключения. К столетнему юбилею мы решили снять несколько сюжетов с Городовичком в передачу «Спокойной ночи, малыши!». Для этого создали куклу — к сожалению, она потерялась после съемок в какой-то рекламе. С огромным трудом удалось договориться с детским писателем Эдуардом Успенским о встрече: к таким людям, при всей их внешней кажущейся доступности, очень сложно добраться. В то время он курировал «Спокойной ночи!», писал сценарии для многих выпусков. Помню, жил Успенский тогда у Белорусского вокзала. Весь дом был заполнен книгами. Мы привезли с собой в подарок альбом о Новосибирске и куклу Городовичка — на что писатель честно нам сказал: «Ребята, книгу можете увозить обратно, читать все равно не буду! А вот паренек мне ваш нравится!» Человек подошел непредвзято, написал хороший сюжет, и мы сняли цикл из двух передач прямо у него дома. Помню, как Успенский гладит брюки, а Хрюша, который у него в это время находится как бы в гостях, спрашивает, не Лужкова ли ждет хозяин (в то время мэра Москвы)? Тот сообщает, что ожидает другую не менее важную персону. А позже между Хрюшей и Городовичком разворачивается веселая и задорная перепалка с обоюдными «подколами». «Наш» был очень фотогеничен! И Новосибирск заиграл! Жаль, что ни у кого не возникло мысли записать эти передачи для истории.

— Кстати, вы знаете, что в Новосибирске есть детский сад «Городовичок»?

— Да ладно! Но детям этот паренек, действительно, нравится! А дети — они ведь искренние и подлинные. Помню, когда-то давно общество книголюбов проводило детский конкурс на городскую тематику. Столы были завалены письмами к Городовичку и рисунками, ему же посвященными. Город для них ассоциировался с этим рыжим существом, которое они приняли как своего: поможет и поддержит! На набережной в районе парка «Городское начало» стояла некоторое время скульптура Городовичка, не совсем, правда, похожая на него, но успех имела колоссальный, от желающих сфотографироваться не было отбоя.

Мамонты и лигрята?
— В этом году, накануне 120-летия Новосибирска, маркетологи дали следующую оценку Городовичку: этот персонаж сегодня не может быть символом современного Новосибирска, и специалистам стоит продумать его новую концепцию для поддержания имиджа города. Что вы думаете по этому поводу?

— Если город будет каждые десять лет менять символы — у него никогда не появится своей истории. На гербе Берлина изображен медведь — символ, официально утвержденный немногим более пятидесяти лет назад, но фактически существующий с незапамятных времен. Встретить медведей здесь можно повсюду — и не только на гербе и флаге, но и на улицах, в метро, у магазинов и ресторанов. В одних случаях они зазывают посетителей, в других рекламируют товар, но зачастую являются украшением улиц и объектом для фотосъемок с туристами. Очень много по городу ярких красочных скульптур. А сувенирные лавки завалены фарфоровыми статуэтками и плюшевыми медвежатами с надписью «Берлин». И никому здесь и в голову не придет менять свой символ на другой, просто потому, что так захотели некоторые маркетинговые агентства. А у нас столько баталий вокруг Городовичка не первый год! Обязательно находятся люди с иным мнением, которые считают своим долгом высказаться хлестко, раскритиковать! Ну а если маркетинговые агентства предлагают ребрендинг, значит, это кому-нибудь нужно.

— Есть предложения в новой символике Новосибирска использовать мамонта, лигренка. Как вы считаете, есть в этом доля логики?

— Позвольте, какое отношение мамонт имеет к городу, созданному питерскими инженерами?! Этому сакральному городу, который вопреки всему разросся из поселка на ровном месте? В его представлении обязательно должно быть человеческое начало! А мамонт — это, пожалуй, ближе к Якутии. Вообще, что касается животных в гербах, в общегородской символике — олени, соболя, мамонты — это все архетипы, присущие той или иной местности. У Новосибирска таких животных нет. Те же соболя, что держат щит на его гербе, больше имеют отношение к Сибири, а не конкретно к нашему городу. А лигренок — далеко не каждый и знает, что это за зверь такой.

— Александр Иванович, встретилась мне на просторах Интернета такая фраза как аргумент «против»: мол, маек, толстовок и значков горожане не носят с Городовичком, мягких игрушек не покупают — дескать, о чем тут может идти речь! И подумалось: а ведь я ни разу ни маек ни игрушек-то «про него» и не видела!

— Когда-то мы пытались выпускать фарфоровые фигурки, которые пользовались спросом, пакеты с изображением, заказывали игрушки на фабрике. Но этим должны заниматься не авторы… Я скажу больше: Городовичок мог бы проводить экскурсии, рассказывать об истории города, вести передачи как ведущий, которому позволено в плане иронии и юмора несколько больше, чем обычному человеку. То есть появляться не от праздника до праздника, а постоянно участвовать в жизни города: на концертах в дирижерском фраке, на шахматных турнирах в мантии... Собственно, таковым деятельным персонажем он и замышлялся. И тогда популярность его выросла бы неимоверно. Его надо раскручивать, заострять на нем внимание! Вкладывать в него потенциал! И тогда он принесет городу свои дивиденды во всех смыслах. Но я не хозяин его, я давно отпустил от себя этого паренька — если город захочет, он будет жить!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: