Новосибирск 1 °C

Кто сидит на трубе?

22.11.2013 00:00:00
Кто сидит на трубе?
Насколько законны сборы за подключение к газовым сетям

В ближайшее воскресенье в частном секторе Дзержинского района состоятся судьбоносные выборы. Их исход решит непростой вопрос существования такого блага цивилизации, как газ, в малоэтажной застройке Новосибирска.

Дорогое удовольствие
Газификация частного сектора в областном центре идет в рамках реализации целевой программы «Газификация города Новосибирска на 2011 — 2015 годы». Удовольствие для граждан не из дешевых, несмотря на предоставленную поддержку из бюджета. Как видно из аналитической записки, подготовленной городским департаментом энергетики и ЖКХ и предоставленной нашей редакции депутатом горсовета Екатериной МИТРЯШИНОЙ, далеко не все желающие домовладельцы становятся участниками этой программы.

«В рамках программы запланировано подключение 10400 граждан к сетям газоснабжения за пятилетний период, — говорится в документе. — Однако темпы роста подключений недостаточно высоки по причинам, не зависящим от исполнителей программы. При этом отмечается существенное различие в количестве граждан, имеющих намерение и техническую возможность осуществить газификацию, и количестве реальных подключений. К примеру, за период с 2008 по 2012 год в рамках программы создана техническая возможность для газификации 12360 домовладений, а подключено реально только 9866 граждан. Основной из главных причин, препятствующей подключению граждан к газоснабжению, является высокая стоимость индивидуальных затрат».

И если бы только это… Как показала практика, к благому делу газификации уже примазались граждане, чья деятельность могла бы быть квалифицирована как уголовная, присмотрись к ней пристальнее правоохранительные органы. Пока присмотрелись власти.

«В ходе анализа обращений граждан было установлено, что помимо стоимости строительно-монтажных работ, необходимых для подключения к распределительному газопроводу, граждане вынуждены уплачивать так называемый вступительный (паевой, целевой взнос) в потребительские объединения граждан», — подмечают аналитики из городского департамента энергетики и ЖКХ.

Чьи сети?
Дополнительные взносы зачастую исчисляются десятками и даже сотнями тысяч. При этом оснований для их сбора нет. К Екатерине Митряшиной обратились жители частного сектора, раскинувшегося на территории от улицы Липецкой до Калужских переулков, — это почти полторы тысячи домов. Здесь строительство газопровода завершилось года три назад, между тем с новых домовладельцев, претендующих на газ, председатель газового кооператива «Луч-97» некий Василий Жаров требует деньги. Как рассказала одна из активисток, обратившихся к депутату, Анна Зарудная, суммы сборов, называемых всякий раз по-разному, то вступительным, то паевым взносом, могут быть и 100 тысяч рублей, и 150 тысяч — на усмотрение сборщика.

Но наше общество становится все более потребительски грамотным, потому многие граждане пытались найти управу на председателя в районной прокуратуре. Там правонарушений не усмотрели: идите, мол, в суд, это гражданский иск. Так и тыкались, пока кто-то не подсказал пойти к депутату.

По словам Екатерины Митряшиной, в решении подобных проблем требуется, что называется, депутатская сила, которая бы раскрутила маховик ответственности. И надо сказать, что в нашем случае все ответственные повели себя достойно. В один из сентябрьских дней в администрации Дзержинского района собрались министр строительства и ЖКХ Денис Вершинин, руководитель городского департамента энергетики и ЖКХ Евгений Ким, глава района Александр Полищук. Пригласили и Василия Жарова. Тот явился с головы до ног одетый в кожу, со шлемом в руках и крупной надписью на спине «Жаров». Сам внешний вид демонстрировал пренебрежение к властям, что уж говорить о рядовых жителях. Соответствовала и бесцеремонно-наглая манера поведения.

После этой памятной встречи к делу подключилась прокуратура. По словам Анны Зарудной, первая крупная проверка деятельности кооператива состоялась 12 ноября. В ходе ее возникло стойкое подозрение, что газовые сети, столь недоступные для бессребреников, возможно, и на балансе никаком не стоят. То есть непонятно, кто является их собственником, и вовсе не очевидно, что это кооператив «Луч-97», на средства которого все строилось.

Обжёгшиеся на Жарове
Строительство сетей начиналось в 1997 году. Тогда для многих жителей частного сектора Жаров казался просто благодетелем. Сидели они возле своих печек, а тут появляется он со сметой в руках, а в ней вся стоимость газификации улицы, скажем, Коминтерна или Каширской. Разделили затраты, и вот оно — голубое топливо для домашнего уюта. Сегодняшние активисты частного сектора в те годы здесь еще не жили. Предполагают, что именно Жаров выступал посредником между строителями газопровода, а впоследствии — его арендаторами. Так все оказалось в его руках, а не у совета кооператива, как это положено по закону. Всевластие же зачастую оборачивается превышением полномочий. Отсюда  вступительные сборы для новичков в качестве платы за подключение.

Летом 2012 года Ростехнадзор, в чьем ведении находятся газопроводы как объекты повышенной опасности, провел массовую проверку газовых кооперативов. В ходе ее почти везде нашли нарушения.

— Как объект повышенной опасности газовая сеть должна быть зарегистрирована в соответствующем реестре, что руководством кооператива сделано не было, — рассказывает Анна ЗАРУДНАЯ. — Ростехнадзор выдал предписание об устранении выявленных нарушений, и на его основании суд приостановил деятельность кооператива на 90 суток в августе прошлого года.

Так почти полторы тысячи домов остались без газа. На фоне беды рассерженные граждане на какой-то момент объединились, избрали совет кооператива, чтобы разобрался. Анна вошла в его состав с решимостью навести порядок.

В прошлом году кооператив сдал газовую сеть в обслуживание по договору аренды OOO «Городские газовые сети», которое прекратило практику получения согласия на подключение за деньги. Но радовались люди недолго.

— В августе 2013 года Жаров единолично расторг договор аренды с ГГС и заключил его с ООО «Газпром газораспределение Томск», одним из условий которого было обязательное получение на подключение согласия у председателя кооператива, — продолжает Анна. — И практика взимания денежных средств возобновилась. Мне известно о последнем человеке, который сдал около месяца назад 60 тысяч рублей. Это минимальная сумма. Люди сдавали и по 300, и по 500 тысяч.

На прошлой неделе совет кооператива, в котором активно работают только двое, таки собрался и волевым решением отстранил Жарова от должности. Очередная задача — избрать в это воскресенье новый, более деятельный состав совета кооператива, который будет отвечать за вверенную ему газовую сеть. Это не может быть один человек, убеждены жители, обжегшиеся на Жарове.

Тенденции на частном
C ними согласна и Екатерина Митряшина, она активно помогает в проведении выборов.

— Частный сектор — большой, потому выборы одномоментно будут проходить на семи площадках, — говорит Екатерина. — Они обязательно должны состояться и стать сигналом к действию остальным кооперативам, у всех (а их более 40 в городе) по решению своих проблем. Оказавшиеся фактически бесхозными газовые сети должны обрести истинных владельцев.

Депутат уверена, что у жителей частного сектора все получится. Традиционно здесь живут люди, которые привыкли самостоятельно решать свои проблемы, они не избалованы вниманием властей.

— Население частного сектора меняется, — отмечает Митряшина. — Появилось много молодых и активных людей, которые умеют отстаивать свои права. Это обнадеживающая тенденция.

ЦИФРЫ

В рамках программы запланировано подключение 10 400 граждан к сетям газоснабжения за пятилетний период. За период с 2008 по 2012 год
создана техническая возможность для газификации 12 360 домовладений, а подключено реально только 9866 граждан.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: