Новосибирск 2.9 °C

Каким должно быть идеальное самоуправление?

16.05.2014 00:00:00
Каким должно быть идеальное самоуправление?
Развитию самостоятельности муниципалитетов мешают большой объём обязанностей и недостаточные доходы

Десять лет прошло с принятия в нашей стране Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», смысл которого состоял в разграничении полномочий между уровнями власти. По сути, новый закон учил муниципалитеты самостоятельности и ответственности.

Удалась ли реформа, на примере отдельно взятого региона — Новосибирской области — рассказал председатель комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Заксобрания НСО Юрий ШПАКОВ.

Опыт для других
— Юрий Николаевич, по всей стране в полную силу закон фактически заработал всего пять лет назад, но Новосибирская область была одним из пионеров в его реализации: на наших ошибках и успехах впоследствии учились другие регионы. Вспомните, с какими сложностями приходилось сталкиваться?

— Так случилось, что Новосибирская область и Ставропольский край начали «обкатывать» этот закон первыми. В 2003 году была создана рабочая группа, куда вошли депутаты тогда еще облсовета и областной администрации. С нашей стороны группу возглавлял первый заместитель председателя Новосибирского областного Совета депутатов Анатолий Нестерович Иваненко, а от областной администрации — первый заместитель главы Алексей Акимович Беспаликов. Основная задача рабочей группы состояла не только в подготовке к предстоящим выборам во вновь образуемые органы местного самоуправления (МСУ) на уровне городских округов и муниципальных районов, но и в подготовке модельных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми им предстояло работать.

В результате выборов 5 декабря 2004 года большинство глав территориальных органов исполнительной власти и местных Советов переизбрались, а некоторые работают и сегодня. Например, глава Коченевского района Александр Карасев, глава Баганского района Василий Пронькин, глава Усть-Таркского района Александр Турлаков, председатель Совета депутатов Тогучинского района Александр Мендруль, председатель Совета депутатов Куйбышевского района Владимир Осипенко, председатель Совета депутатов Баганского района Виктор Щекотин и другие.

В 2005 году провели выборы еще в трех городских округах: Бердске, Искитиме и Оби. В этом же году в Новосибирской области по инициативе областных законодателей был создан Совет по взаимодействию с представительными органами МО, действующий и по сей день. А в 2006 году по инициативе областной администрации появилась ассоциация «Совет муниципальных образований НСО». Туда вошли главы городских, районных и поселковых администраций.

С первых месяцев работы выявились две основные проблемы МСУ — неотрегулированные межбюджетные отношения и недостаточная доходная база.

— Некоторые главы муниципальных образований говорят, что развитию местного самоуправления на их территориях мешает еще и кадровая проблема. Что делается для решения этого вопроса?

— Это действительно так. Общая проблема — отток из сельской местности в целом. Это отражается и на уровне подготовки муниципальных служащих. Можно рассчитывать на грамотных специалистов тогда, когда созданы нормальные условия: есть жилье, есть перспектива, достойная оплата труда. Редко когда все это совпадает. И здесь без государственной политики, направленной на развитие сельских территорий, не обойтись. И опять же мы возвращаемся к возможностям МСУ в целом: его самодостаточность — непременное условие его же развития. Мы стараемся в силу своих возможностей помогать: например, сейчас совместно с правительством интенсивно ищем резервы для повышения заработной платы муниципальных служащих, особенно в небольших поселениях.

Поддержка активистов
— Каким, на ваш взгляд, МСУ должно быть в идеале?

— Идеальная модель МСУ — это ответственная власть плюс инициатива и заинтересованность граждан.

В Новосибирской области есть все возможности для развития МСУ, и мы настроены уделять этому повышенное внимание. В частности, принята программа «Государственная поддержка развития институтов МСУ в НСО на 2013–2015 гг.». Например, на 2014 год в ней предусмотрено 238 млн рублей. Это и обучение активистов, и проведение круглых столов, конференций и иных мероприятий, направленных на вовлечение граждан в деятельность институтов МСУ. Данная программа также предусматривает получение грантов на реализацию социально значимых проектов, поддержку в проведении мероприятий, направленных на сохранение исторических и местных традиций.

Конечно, этого недостаточно, только единая государственная политика и усилия субъектов могут дать ощутимый результат для институтов МСУ.

— Как вы оцениваете уровень развития системы местного самоуправления в наукограде Кольцово?

— Первый индикатор — это мнение населения, и, наверное, это самое главное. Со своей стороны мы прежде всего оцениваем эффективность взаимодействия исполнителей и представителей власти, их общую нацеленность на решение жизненно важных проблем, будь то газификация, дорожное строительство, водоснабжение или что-то другое. И, конечно, очень важно, как власть взаимодействует с общественными организациями или просто инициативными людьми и поддерживает их.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: