Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Десятки лет без неба

2014-10-10
Екатерина Осипова
Десятки лет без неба
Жительница Новосибирска приглашает новосибирцев поучаствовать в восстановлении списанного Ту-104 

У жительницы Новосибирска Марии КАРМАНОВОЙ необычное для девушки увлечение — она восстанавливает списанный Ту-104, мечтая превратить его в музей. Поучаствовать в этом увлекательном мероприятии Мария приглашает всех желающих. 

Что-то зацепило 
Мария Карманова работает в Институте математики СО РАН и по долгу службы часто летает в командировки. Причем — с удовольствием: ну нравится ей взмывать в небо на больших железных птицах! С этих путешествий, собственно, ее увлечение самолетами и началось. В какой-то момент девушке стало интересно, как устроен лайнер, за счет чего взлетает-приземляется, почему так уверенно летит и др. 

Маша человек обстоятельный, стала изучать вопрос в Интернете и там же узнала, что в Бердске есть аэроклуб, а у него имеется хоть давно списанная, но все же настоящая «тушка». 

— Конечно, состояние самолета было плачевное, все-таки 36 лет простоял на земле, но что-то в этом «пенсионере» меня зацепило, — вспоминает девушка. — Может, дело было в его истории, рассказанной сотрудниками аэроклуба. Ту-104 первый в нашей стране пассажирский реактивный лайнер! В 1978 году он совершил свой последний полет из аэропорта Толмачёво в Бердск, чтобы стать классом для учеников аэроклуба. Меня удивило, как он приземлился на Бердском аэродроме, который не предназначен для таких «тяжелых» самолетов. «Тушке» требуется бетонная полоса, а не «полевой» вариант.

Уверена, за штурвалом этого списанного лайнера выросло немало отличных пилотов, но шли годы, с течением которых красавец-самолет превратился в захламленный склад. Именно таким я его и застала: в пилотской кабине битое стекло на полу, пустые глазницы приборных панелей. Отсутствовало радио и навигационное оборудование. А все, что сохранилось, требовало серьезной реставрации. И у меня внезапно возникло непреодолимое желание восстановить самолет. 

Осуществить задуманное оказалось непросто: вся проектная документация на данный Ту-104 была давно утилизирована, а в Интернете схем нет. Помогли ветераны-летчики Западно-Сибирского МТУ ВТ Росавиации, которым приходилось в свое время летать на таких машинах. 


— Мне посчастливилось познакомиться с бывшим командиром Ту-104 Владимиром Николаевичем Ильиным, у которого сохранилось руководство по летной эксплуатации этого самолета, — рассказала Мария. — Он же познакомил меня с бывшим бортинженером «тушки» Николаем Лаврентьевичем Герасимовым, который показал мне очень полезную книгу с описанием спецоборудования таких самолетов. Конечно, этого было мало, но, изучив эти две книги, я хотя бы поняла, с чего начинать. 

Ещё один шанс 
Конечно, сотрудники аэроклуба не оставили без поддержки добровольного помощника и починили своими силами все, что можно было починить. Но часть деталей была безвозвратно потеряна. Тут Марии снова помог Интернет. Оказалось, на просторах Всемирной паутины имеется форум, где можно приобрести разнообразное оборудование для самолетов, в том числе довольно редкое. 

— Не думала, что у нас запчасти для самолетов пользуются таким спросом, но за некоторым оборудованием надо было охотиться, — говорит Мария Карманова. — Порадовал тот факт, что часто продавцы, узнав, что я восстанавливаю заброшенный Ту-104, существенно скидывали цену. Хотя потратиться, конечно, пришлось. Но я не жалею. На данный момент в самолете заполнены уже все приборные доски, собраны части локатора РОЗ-1 и астрокомпаса, обновлены радиокомпасы и установлена часть радиооборудования. 

Конечно, Мария занимается восстановлением самолета не в одиночку — кинула клич в социальных сетях, и у нее с каждым днем появляется все больше помощников, или, как она их называет,  единомышленников. 

— Я не считаю, сколько сил в этот проект вложено, мне важно подарить замечательному самолету еще один шанс на жизнь. И пусть он никогда уже не поднимется в небо, здесь, на земле, он тоже может быть востребованным. Например, в качестве музея. Представьте, каждый новосибирец или гость нашего города сможет приехать в аэроклуб, посидеть в кабинете пилота, сфотографироваться. И это вполне осуществимо!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Ухудшение погодных условий ожидается в Новосибирске в ближайшие дни. Комфортная декабрьская погода сменится 24-градусными морозами. Пик холода придется на ночные часы.
В редакцию новостей ОТС обратились жители Новосибирской области и Алтайского края. Они купили автомобили у «серых дилеров», а теперь пытаются расторгнуть договоры, потому что условия покупки, которые им навязали, оказались не просто непосильными, а фактически кабальными. В гости к продавцам вместе со съемочной группой ОТС наведались и полицейские.
Кому и что полагается от государства, в обязательном порядке начнут рассказывать гражданам РФ. Закон об этом вступает в силу 1 декабря. Актуальную информацию о полагающихся выплатах, пособиях или льготах можно будет увидеть в личном кабинете на портале Госуслуги. Нововведение полноценно заработает до конца этого года.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^