Новосибирск -1.9 °C

Удивить и заставить думать

24.10.2014 00:00:00
Удивить и заставить думать
Кинокритик рассказал, какое кино снимают в Новосибирске, что такое «картина не для всех» и куда исчезли фильмы ужасов

Поход в кино стал привычной частью досуга новосибирцев, да и любителей снимать все, что движется, даже на камеру мобильного телефона, сейчас великое множество. Какие фильмы сегодня в моде? И могут ли в сибирской глубинке снимать настоящее кино? Об этом мы спросили Алексея КОЖЕМЯКИНА, кинокритика, члена Союза кинематографистов РФ, пригласив его на вечерний разговор в редакцию «ВН».

Блокбастеры и другое кино
— Алексей Геннадьевич, насколько продвинуты новосибирские зрители по части кинематографа? Принято ли у нас быть знатоками, разбираться в кино?
— Продвинутая аудитория у нас, конечно, есть, Новосибирск — крупный город, здесь живет немало людей, у которых есть свои интеллектуальные амбиции. Есть те, кому нравится и сложное, и авторское кино. Есть и массовая аудитория, она здесь, как и в любом городе Сибири, прекрасно представлена.

— Если делить киноисторию Новосибирска на этапы, на каком мы сейчас находимся?

— Мы находимся на этапе аккумулирования энергии. Стараемся собрать по кусочкам то, что нам осталось от советского кино, и то, что появилось сейчас с точки зрения кинопроката: современные кинотеатры, новую инфраструктуру. На местном уровне мы пытаемся все это состыковать, чтобы в кино было комфортно представителям разных аудиторий, тем, кто смотрит блокбастеры, и тем, кто любит что-то другое.

— Интеллектуалы и массовая аудитория находят общий язык или они, скажем так, два вечно враждующих клана?

— Я бы эти две аудитории не противопоставлял, они друг друга дополняют. Продвинутая аудитория никогда бы не существовала без массовой. Кино, которое работает только на элиту, бесперспективно. Точно так же на самом деле не может существовать и кино только для массового зрителя, в этом случае кинематограф начинает повторяться, замыкаясь в круге одних и тех же банальных сюжетов. Даже массовой аудитории в определенный момент становится скучно смотреть такое чисто развлекательное кино.

В этом вопросе все не так однозначно, между массовым и интеллектуальным кино больше взаимодействия, чем противостояния. Так, в американском кино, которое ориентировано преимущественно на массового зрителя, есть и интеллектуально насыщенные блокбастеры, к примеру, фильм «Начало» Кристофера Нолана и другие его проекты.

Массовая аудитория, конечно, всегда значительно больше, и это правильно, потому что, если она уменьшится, кино перестанет сниматься, оно не будет рентабельным.

Киномания лучше игромании
— Продвинутые зрители ходят в кинотеатры или смотрят какие-то модные новинки киноиндустрии в домашних условиях?

— По большей части люди, которые смотрят неформатное кино, не ходят в кинотеатры, потому что там оно не так широко представлено и они не всегда могут удовлетворить свой интеллектуальный голод. Поиск и просмотр новинок происходит с помощью Интернета в домашних условиях. Это неплохо. Неформатное кино живет и зарабатывает за счет фестивалей, релизов на DVD, проката по кабельным каналам, с окупаемостью здесь все в порядке. Неформат можно найти и в кинотеатрах, но не все люди, которые попадают на такие ленты, оказываются готовы к тому, что увидят. Часто они не понимают, куда и зачем пришли.

— Киноманы постоянно в поиске каких-то новинок, открытий. Это страсть, зависимость?

— Киномания — это хобби, и оно прекрасно, ему уже минимум лет 100. Конечно, эмоциональная привязка есть, но киномания более прогрессивна, чем, скажем, игромания, потому что она расширяет ваш кругозор. После хорошего фильма происходит личностный рост, через кинокартину вы открываете чужой жизненный опыт.

Если вы сильно узконаправленный кинолюб, тогда действительно могут быть какие-то перекосы.

— Принято считать, что походы в кинотеатры — это досуг для молодежи, а наших пенсионеров, допустим, интересует такое времяпрепровождение?

— Пожилые люди на самом деле стремятся смотреть то же самое, что смотрит молодежь, у них есть четкое ощущение, что их обделяют современным кинематографом. Был, к примеру, скандально известный фильм «Гитлер капут» про Штирлица, и пенсионеры Новосибирска очень хотели его посмотреть, они пришли в муниципальный кинотеатр и спросили, почему не показывают такое кино. Пенсионеры — не такая сверхконсервативная аудитория, как принято думать.

— Снимают ли в Новосибирске собственное кино?

— У нас есть кинолюбители и профессионалы от кинематографа. И те и другие снимают почти все что угодно. Есть попытки снимать и фильмы про боевые искусства, и психологические драмы с участием московских звезд, и короткометражное кино, есть и просто любительские короткометражки с занимательными игровыми сюжетами.

Профессионалы сейчас чаще специализируются на корпоративном кино, они снимают фильмы о фирмах, о новых промышленных и научных разработках. Это тот ресурс, за счет которого у нас выжил региональный кинематограф в 90-е годы. Это любопытно, это то, что позволяет держаться на плаву.

Представлено в Новосибирске и национальное кино стран бывшего СССР. Украинское кино у нас идет, белорусское, периодически приезжают казахские кинематографисты. Все это показывается, может быть, не так широко, как хотелось бы, и в основном для представителей самих диаспор, но тем не менее. С художественной точки зрения такие фильмы бывают довольно любопытны, так, на меня, помню, произвел впечатление фильм, снятый в Республике Саха.

Ужасы остались в 90-х
— Сейчас люди живут, не отрываясь от гаджетов, смотрят на мир с помощью своих телефонов. Как вы считаете, научились ли мы как-то по-новому видеть?

— Конечно, любой процесс имеет свои последствия, и сейчас даже дети уже с трех лет начинают понимать, что такое, к примеру, крупный план. Монтаж становится все более коротким, мы схватываем визуальную информацию и быстро делаем выводы. Хорошо это или плохо — сказать трудно. Я мучаюсь со студентами: они посмотрели кадр из фильма, якобы поняли его концепцию и дальше уткнулись в свои айфоны. Пять секунд, и их внимание отключилось. Они не понимают, что кадр разворачивается, что он живет и видоизменяется. Современный зритель, перекормленный информацией со всех сторон, идет в кинотеатр со смешной установкой, что ему все известно заранее, что у него есть балласт врожденных знаний об искусстве и кино. Конечно, понимать кино тоже надо учиться.

— Вопрос к вам как к знатоку современного киноискусства в целом. Что произошло с жанром «фильм ужасов», кажется, он сейчас исчез с киноэкранов?

— Фильмы ужасов исчерпали себя к началу 90-х годов, этот жанр перестал быть популярным, он оказался слишком примитивным, слишком кровавым. «Кошмар на улице Вязов» — последний мощный всплеск. Потом было десятилетие затишья. С началом 2000-х жанр вернулся немного в видоизмененном виде, но тоже был популярен совсем недолго.

В 2007 и 2008 годах фильмы ужасов еще можно было найти, даже популярность сохранялась, скажем, на окраинах Новосибирска. Владельцы кинотеатров любили поставить что-нибудь этакое — на ужастик можно было не напрягаясь собрать до 30% зала, как и на отечественный фильм. Сейчас ни то, ни другое уже не пользуется таким гарантированным спросом.

— Если предложить новосибирской публике в одном из кинотеатров что-нибудь из кинохитов прошлого, например фильм «Любовь и голуби», удастся собрать зал?

— Боюсь, что нет. Это все посмотрено уже в достаточном количестве. Люди придут, но их окажется очень немного. А впрочем, ресурс для работы здесь есть. В советское время было такое явление, как кинотеатр повторного фильма, и это было интересно. Сейчас к этой форме не часто обращаются, а она могла бы быть перспективной. Проблема, которая тормозит этот процесс, — белые пятна в законодательстве об авторских правах. Не прописаны права повторного проката, сложностей очень много.

— В чем, на ваш взгляд, философская основа хорошего фильма? Кино воспитывает, лечит?

— Воспитывают учителя, а лечат врачи. Это всем давно известно. Искусство должно удивить, заинтересовать, заставить думать. Пока что кино только удивляет и завлекает. Заставлять думать — это добавочная функция, которая отошла на второй план.

— Было время, мы все смотрели индийское кино, потом мексиканские сериалы, теперь отечественные, но тоже сериалы. А что будем смотреть завтра?

— Этого, боюсь, не знает никто. Скорее всего, снова будет популярно короткометражное кино. Его пока недостает нашим кинотеатрам. Только фестивальные показы короткометражек и радуют. Конечно, короткий метр — детство кинематографа, но сейчас, мне кажется, мы как раз готовы снова впасть в это детство. И конечно, в кинотеатрах будет бурно развиваться интерактив. Предпремьерные показы, трансляции спектаклей, концертов и матчи онлайн. Так что, возможно, уже очень скоро от привычного репертуара кинотеатра мало что останется.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: