Новосибирск 3.5 °C

Воспитай нас, школа

13.03.2015 00:00:00
Воспитай нас, школа
Зачем и против чего объединяются новосибирские родители?

Родители давно бьют тревогу: современные школьники не любят читать книги, не озабочены страстью к наукам, да и вообще не особо блещут знаниями. Причем винят в этом не себя, а школу, учебники, новый метод оценки знаний в виде ЕГЭ и существующую систему образования в целом. Так ли плохо на самом деле наших детей обучают в школах или знания сегодня не в тренде? Об этом и многом другом мы поговорили с председателем созданного десять лет назад в Новосибирске общественного движения «Всероссийское родительское собрание» Ириной ВИШНЕВСКОЙ, пригласив ее на вечерний разговор в редакцию «ВН».

Правда о наркотиках
— Ирина, я так понимаю, что ваша организация была создана, чтобы защитить права родителей и детей. А каковы основные угрозы для вас сегодня? На что обычно жалуются родители?

— Угроз немало. В последнее время, например, родители часто жалуются на анкетирования, которые проводят в школах психологи. Своими бестактными вопросами они зачастую вторгаются в частную жизнь детей и семьи в целом, несут риски ювенального вмешательства. Также идут жалобы и на тестирование на наркотики. Родители боятся, что их детей этим не ограждают от зла, а, наоборот, просвещают, дают им ту информацию, которая может нанести непоправимый вред. И на мой взгляд, подобные тестирования/анкетирования, которые проводятся среди старшеклассников, хотя и носят именно просветительский характер, но провоцируют детей, пробуждают у них нездоровый интерес к этой теме. Есть и другой негативный момент. Часто хорошим детям из положительных, благополучных семей после тестирования на наркотики дается заключение, что они склонны к их употреблению. На ребенка вешается ярлык, это травмирует и его самого, и родителей.

— Но ведь мотивация у людей, проводящих тестирование на склонность к употреблению наркотиков, — уберечь детей от опасной для жизни привычки. Разве не так?

— На наш взгляд, подобное тестирование должно быть добровольным, а не принудительным. Нужно получить согласие родителей. А на практике мы часто сталкиваемся с тем, что никто не спрашивает ни детей, ни их родителей об их желании узнать что-то о наркотиках. Как мы видим, подавляющее большинство о них знать ничего не хочет. Именно поэтому информация о том, что в будущем планируют ввести в образовательных учреждениях медицинское обследование учащихся на наркотики, нас пугает: по сути, отменяется презумпция невиновности, детей подозревают в применении психоактивных веществ.

— Немало нареканий у родителей, по нашей информации, одно время вызывали программы по сексуальному просвещению школьников. Сейчас такой проблемы нет?

— Периодически эта проблема возникает. К примеру, несколько лет назад мы бились против учебников ОБЖ, в которых были целые главы, посвященные эротике, интимным отношениям. На наш взгляд, информация такая в школе вообще не должна звучать. Это интимная тема, на которую с ребенком могут разговаривать только родители или очень близкие люди. Звучащая прилюдно, открыто, такая информация вызывает у детей смех, непонимание и провоцирует на раннее начало половой жизни. Мне даже с вами стыдно говорить о таких вещах, а про них в учебниках пишут, которые с сентября по май находятся на руках у детей. Я вообще рекомендовала бы родителям, получая комплект учебников в начале учебного года, чаще в них заглядывать.

Хорошо или плохо?
— Много лет идет реформа образования. Что, на ваш взгляд, изменилось в современной школе?

— Техническое оснащение школ, конечно, изменилось в лучшую сторону, появились и интерактивные доски, и другие полезные новинки. Изменения по поводу образовательной части тоже у всех на слуху, но здесь больше негативных моментов. К примеру, сокращается количество часов на предметы гуманитарного цикла: историю, литературу, а введение ЕГЭ привело к тому, что детей с 9 по 11 класс начинают натаскивать на выполнение тестов, и от этого страдает образовательный процесс. По сути, эта система отучает детей думать, размышлять. В этом смысле возвращение сочинения в школу — движение в правильном направлении. Мы вообще выступаем против тотального проведения ЕГЭ и предлагаем добровольный выбор такой формы экзаменации. Кстати, на уровне Министерства образования Российской Федерации эта тема сейчас обсуждается.

— Мы живем в светском государстве, но в наших школах преподают основы религии. Есть ли здесь какое-либо противоречие, как продвигается данный проект?

— Я бы хотела уточнить: не «основы религии», а «религиозной культуры». Предмет «основы религиозных культур и светской этики» введен в программу школы только последние два года, до этого он проходил апробацию. Надо сказать, он идет с трудом, потому что многие родители, не понимая всей важности преподавания основ культуры мировых религий, зачастую выбирают светскую этику. А как мы знаем, в светской этике не дается четкого определения добра и зла, там ребенку предлагается возможность самому решать, что хорошо и что плохо. Может ли он это сделать — большой вопрос. На мой взгляд, не только в школе, но и в семье ребенку должны даваться ясные нравственные ориентиры, нормы, и они должны быть непреклонны.

— В нашей области и в целом по России нередкими бывают случаи драк, насилия в школах. Есть ли, по вашему мнению, какой-то механизм, чтобы исключить такие вещи?

— Здесь мы опять возвращаемся с вами к теме нравственности и ценностных ориентиров, которые должны быть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Ребенок, попадая в социум, школу, конечно, ищет там свое место, пытается самоутвердиться. Где-то у него это получается, где-то нет. Вопрос в другом — в какой форме решаются конфликты: с помощью беседы, убеждения или с помощью кулаков? В современных школах популярны лидерские программы, модно быть первым, лучше всех и так далее. Такие установки делают детей более агрессивными, жесткими, а иногда жестокими. Надо, чтобы и дети, и родители отдавали себе отчет, где можно выделиться, преуспеть за счет усердия, таланта, а где нет.

— Как могут быть взаимосвязаны лидерство и агрессия? Разве плохо, если ребенок желает проявить свои таланты, показать себя?

— Постоянное стремление быть лучшим приводит к тому, что ребенок вырастает эгоистом. Он оказывается зациклен на собственном эго и любит самоутверждаться за счет других. По определению понятно, что все лидерами одновременно быть не могут.

— Во все времена хорошим способом проявить себя был спорт. Хватает ли его сегодня современным детям?

— Школа делает определенные шаги, например, вводятся два урока физкультуры в неделю, но дело в том, что за пределами школы дети мало двигаются, они сидят у компьютера, за планшетами. Такой досуг, во-первых, портит зрение и осанку, во-вторых, ребенок практически перестает работать рукой, он мало пишет. А когда не развивается мелкая моторика, когда не работает рука, страдает мозг. Конечно, спорт и движения детям необходимы, это прописная истина.

Когда педагоги — романтики
— Что надо изменить в образовательном процессе, чтобы школьники любили учиться, а учителя с удовольствием ходили на работу?

— Учителей аттестуют на их профессиональные знания, а не на их любовь к детям. Не у всех она, к сожалению, есть. Надо, чтобы преподавание в школе не было формальным. Почему раньше были учителя, о которых помнили десятилетиями? Потому что школа не только обучала, но и воспитывала, и в эту сферу шли романтики и идеалисты. Они и сейчас, конечно, есть, но, увы, их единицы.

— Вы говорите о том, что школа перестала воспитывать. Это бесповоротный процесс или все может измениться?

— Несколько лет назад было такое: даже завучи по воспитательной работе открыто заявляли, что школа не должна воспитывать, что она оказывает только образовательные услуги. Сейчас же наличие воспитательного компонента в образовательном процессе активно обсуждается на федеральном уровне, разрабатывается «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года». И хотя она еще не принята, надеюсь, вопрос будет решен положительно, на воспитание детей обратят внимание, и подход к этой работе будет не формальным. Это необходимо! Когда школа отойдет от позиции поставщика услуг и вернет себе свою основную функцию —  воспитательную, когда учителя будут учить светлому, доброму, вечному, тогда жизнь у нас изменится и дети будут воспитанными и хорошими. Хотя, конечно, родителям тоже нельзя отстраняться. Результат возможен только в процессе взаимодействия.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: