Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Воспитай нас, школа

13.03.2015 00:00:00
Наталья Нашталова
Воспитай нас, школа
Зачем и против чего объединяются новосибирские родители?

Родители давно бьют тревогу: современные школьники не любят читать книги, не озабочены страстью к наукам, да и вообще не особо блещут знаниями. Причем винят в этом не себя, а школу, учебники, новый метод оценки знаний в виде ЕГЭ и существующую систему образования в целом. Так ли плохо на самом деле наших детей обучают в школах или знания сегодня не в тренде? Об этом и многом другом мы поговорили с председателем созданного десять лет назад в Новосибирске общественного движения «Всероссийское родительское собрание» Ириной ВИШНЕВСКОЙ, пригласив ее на вечерний разговор в редакцию «ВН».

Правда о наркотиках
— Ирина, я так понимаю, что ваша организация была создана, чтобы защитить права родителей и детей. А каковы основные угрозы для вас сегодня? На что обычно жалуются родители?

— Угроз немало. В последнее время, например, родители часто жалуются на анкетирования, которые проводят в школах психологи. Своими бестактными вопросами они зачастую вторгаются в частную жизнь детей и семьи в целом, несут риски ювенального вмешательства. Также идут жалобы и на тестирование на наркотики. Родители боятся, что их детей этим не ограждают от зла, а, наоборот, просвещают, дают им ту информацию, которая может нанести непоправимый вред. И на мой взгляд, подобные тестирования/анкетирования, которые проводятся среди старшеклассников, хотя и носят именно просветительский характер, но провоцируют детей, пробуждают у них нездоровый интерес к этой теме. Есть и другой негативный момент. Часто хорошим детям из положительных, благополучных семей после тестирования на наркотики дается заключение, что они склонны к их употреблению. На ребенка вешается ярлык, это травмирует и его самого, и родителей.

— Но ведь мотивация у людей, проводящих тестирование на склонность к употреблению наркотиков, — уберечь детей от опасной для жизни привычки. Разве не так?

— На наш взгляд, подобное тестирование должно быть добровольным, а не принудительным. Нужно получить согласие родителей. А на практике мы часто сталкиваемся с тем, что никто не спрашивает ни детей, ни их родителей об их желании узнать что-то о наркотиках. Как мы видим, подавляющее большинство о них знать ничего не хочет. Именно поэтому информация о том, что в будущем планируют ввести в образовательных учреждениях медицинское обследование учащихся на наркотики, нас пугает: по сути, отменяется презумпция невиновности, детей подозревают в применении психоактивных веществ.

— Немало нареканий у родителей, по нашей информации, одно время вызывали программы по сексуальному просвещению школьников. Сейчас такой проблемы нет?

— Периодически эта проблема возникает. К примеру, несколько лет назад мы бились против учебников ОБЖ, в которых были целые главы, посвященные эротике, интимным отношениям. На наш взгляд, информация такая в школе вообще не должна звучать. Это интимная тема, на которую с ребенком могут разговаривать только родители или очень близкие люди. Звучащая прилюдно, открыто, такая информация вызывает у детей смех, непонимание и провоцирует на раннее начало половой жизни. Мне даже с вами стыдно говорить о таких вещах, а про них в учебниках пишут, которые с сентября по май находятся на руках у детей. Я вообще рекомендовала бы родителям, получая комплект учебников в начале учебного года, чаще в них заглядывать.

Хорошо или плохо?
— Много лет идет реформа образования. Что, на ваш взгляд, изменилось в современной школе?

— Техническое оснащение школ, конечно, изменилось в лучшую сторону, появились и интерактивные доски, и другие полезные новинки. Изменения по поводу образовательной части тоже у всех на слуху, но здесь больше негативных моментов. К примеру, сокращается количество часов на предметы гуманитарного цикла: историю, литературу, а введение ЕГЭ привело к тому, что детей с 9 по 11 класс начинают натаскивать на выполнение тестов, и от этого страдает образовательный процесс. По сути, эта система отучает детей думать, размышлять. В этом смысле возвращение сочинения в школу — движение в правильном направлении. Мы вообще выступаем против тотального проведения ЕГЭ и предлагаем добровольный выбор такой формы экзаменации. Кстати, на уровне Министерства образования Российской Федерации эта тема сейчас обсуждается.

— Мы живем в светском государстве, но в наших школах преподают основы религии. Есть ли здесь какое-либо противоречие, как продвигается данный проект?

— Я бы хотела уточнить: не «основы религии», а «религиозной культуры». Предмет «основы религиозных культур и светской этики» введен в программу школы только последние два года, до этого он проходил апробацию. Надо сказать, он идет с трудом, потому что многие родители, не понимая всей важности преподавания основ культуры мировых религий, зачастую выбирают светскую этику. А как мы знаем, в светской этике не дается четкого определения добра и зла, там ребенку предлагается возможность самому решать, что хорошо и что плохо. Может ли он это сделать — большой вопрос. На мой взгляд, не только в школе, но и в семье ребенку должны даваться ясные нравственные ориентиры, нормы, и они должны быть непреклонны.

— В нашей области и в целом по России нередкими бывают случаи драк, насилия в школах. Есть ли, по вашему мнению, какой-то механизм, чтобы исключить такие вещи?

— Здесь мы опять возвращаемся с вами к теме нравственности и ценностных ориентиров, которые должны быть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Ребенок, попадая в социум, школу, конечно, ищет там свое место, пытается самоутвердиться. Где-то у него это получается, где-то нет. Вопрос в другом — в какой форме решаются конфликты: с помощью беседы, убеждения или с помощью кулаков? В современных школах популярны лидерские программы, модно быть первым, лучше всех и так далее. Такие установки делают детей более агрессивными, жесткими, а иногда жестокими. Надо, чтобы и дети, и родители отдавали себе отчет, где можно выделиться, преуспеть за счет усердия, таланта, а где нет.

— Как могут быть взаимосвязаны лидерство и агрессия? Разве плохо, если ребенок желает проявить свои таланты, показать себя?

— Постоянное стремление быть лучшим приводит к тому, что ребенок вырастает эгоистом. Он оказывается зациклен на собственном эго и любит самоутверждаться за счет других. По определению понятно, что все лидерами одновременно быть не могут.

— Во все времена хорошим способом проявить себя был спорт. Хватает ли его сегодня современным детям?

— Школа делает определенные шаги, например, вводятся два урока физкультуры в неделю, но дело в том, что за пределами школы дети мало двигаются, они сидят у компьютера, за планшетами. Такой досуг, во-первых, портит зрение и осанку, во-вторых, ребенок практически перестает работать рукой, он мало пишет. А когда не развивается мелкая моторика, когда не работает рука, страдает мозг. Конечно, спорт и движения детям необходимы, это прописная истина.

Когда педагоги — романтики
— Что надо изменить в образовательном процессе, чтобы школьники любили учиться, а учителя с удовольствием ходили на работу?

— Учителей аттестуют на их профессиональные знания, а не на их любовь к детям. Не у всех она, к сожалению, есть. Надо, чтобы преподавание в школе не было формальным. Почему раньше были учителя, о которых помнили десятилетиями? Потому что школа не только обучала, но и воспитывала, и в эту сферу шли романтики и идеалисты. Они и сейчас, конечно, есть, но, увы, их единицы.

— Вы говорите о том, что школа перестала воспитывать. Это бесповоротный процесс или все может измениться?

— Несколько лет назад было такое: даже завучи по воспитательной работе открыто заявляли, что школа не должна воспитывать, что она оказывает только образовательные услуги. Сейчас же наличие воспитательного компонента в образовательном процессе активно обсуждается на федеральном уровне, разрабатывается «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года». И хотя она еще не принята, надеюсь, вопрос будет решен положительно, на воспитание детей обратят внимание, и подход к этой работе будет не формальным. Это необходимо! Когда школа отойдет от позиции поставщика услуг и вернет себе свою основную функцию —  воспитательную, когда учителя будут учить светлому, доброму, вечному, тогда жизнь у нас изменится и дети будут воспитанными и хорошими. Хотя, конечно, родителям тоже нельзя отстраняться. Результат возможен только в процессе взаимодействия.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
17.05.2021 фото
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
18.05.2021
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.