Новосибирск 3 °C

Что останется в наследство?

03.04.2015 00:00:00
Что останется в наследство?
Новосибирск — недооценённая сокровищница мировой архитектуры

Изысканные резные усадьбы, известные на весь мир образцы конструктивизма и стоянки древнего человека составляют достояние Новосибирска, которое требует должного ухода и охраны. Защищено ли оно от произвола частных владельцев и может ли новостройка стать памятником архитектуры? Сегодняшний наш собеседник — начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александр КОШЕЛЕВ.

Здания под охраной
— Александр Владимирович, поясните, пожалуйста, каким критериям должны соответствовать здание или монумент, чтобы получить статус культурного наследия?

— Универсальных критериев нет, относительно каждого конкретного объекта это решение принимают эксперты. Заключение государственной историко-культурной экспертизы — главный документ для признания чего-либо культурным наследием, в связи с этим, конечно, в этой процедуре имеют место субъективные моменты. Так, в советские времена была значима идеологическая составляющая, и по сей день у нас на охране состоит несколько памятников Ленину, зданий, где велась революционная деятельность и др. Даже Городской торговый корпус (он же — Краеведческий музей) значится в реестре как здание, где была провозглашена советская власть, хотя благодаря своим архитектурным достоинствам он, конечно, мог бы быть признан памятником архитектуры, а не только истории.

— То есть теоретически памятником может быть признана и новостройка?

— Нет. По закону в единый реестр объектов культурного наследия могут быть внесены здания и монументы, возведенные не менее 40 лет назад. Исключение может быть сделано для здания, связанного с именем выдающейся исторической личности, но уже после его смерти. В отношении памятников археологии этот срок еще больше — 100 лет. Нам, к примеру, поступало предложение признать объектом культурного наследия памятник А. И. Покрышкину на площади Маркса, установленный в 2005 году. На мой личный взгляд, художественные достоинства этого монумента неоспоримы, но закон есть закон.

— Каково, по вашему мнению, в целом состояние всех объектов культурного наследия Новосибирска?

— Ситуация в нашем городе гораздо лучше, чем в Томске или Иркутске, но не потому, что там не занимаются сохранением памятников архитектуры, а потому, что их там намного больше и они древнее. В этом плане нам повезло — в городе мало аварийных объектов культурного наследия.

Наиболее сложная ситуация сегодня с многоквартирными домами, признанными памятниками архитектуры или истории. По закону бремя содержания объекта культурного наследия лежит на собственнике. Когда в доме 80 квартир, жильцы зачастую не могут договориться, а многие — и оплатить реставрацию, ведь ремонт памятника архитектуры обойдется несколько дороже ремонта обычного дома. Сейчас внедряется новый механизм программы капремонта многоквартирных домов, и мы работаем над тем, чтобы памятники архитектуры были включены в нее в первоочередном порядке, ведь это лицо города.

— А что насчет конторы инженера Будагова? Деревянное здание в самом начале улицы Большевистской — один из старейших домов в городе, который год пребывает в запустении и не раз горел…

— Разработан проект его реставрации за счет средств областного бюджета, после которой в этом здании должен будет «поселиться» музей, посвященный первостроителям Новосибирска. Заминка возникла из-за того, что из трех квартир, размещавшихся в конторе Будагова, одну никак не удается выкупить у собственника. Недавно вышло новое постановление мэра, которое, надеюсь, решит этот вопрос, и к 125-летию города музей в отреставрированном здании откроется. Аналогичную тематическую экспозицию в рамках развития парка «Городское начало» планируется разместить в другом памятнике истории — правлении Кабинета его величества по ул. Обской, 4. Вуз, занимающий это здание, согласился отказаться от части помещений, в которых разместится отдел Музея города Новосибирска.

Копия или оригинал?
— Многие элементы конторы Будагова придется воссоздавать заново. Как вы относитесь к суждению, что здание, в котором в рамках реставрации все, от фундамента до крыши, выстраивается из новых материалов, уже по факту не является историческим памятником?

— Вопрос действительно спорный даже в среде специалистов. Мое мнение: конечно, оно остается памятником. После Великой Отечественной войны многие дворцы Ленинграда оказались фактически в руинах. Были предприняты масштабные усилия по их восстановлению, и сегодня вопросов, а надо ли было это делать, не возникает. Есть такие примеры и в Новосибирске, например Покровская церковь на ул. Урицкого. Ее «исконный» деревянный сруб просто-напросто сгнил. Фрагментарная замена сгнивших элементов не помогла бы — старые бревна плохо стыковались бы с новыми. Нынешнюю церковь можно назвать копией первоначальной, но она соответствует всем историческим параметрам. Если мы не будем этого делать, мы рискуем утратить все памятники деревянного зодчества — каждый из них рано или поздно превратится в труху.

— Дискуссионной темой остается также признание новосибирского Академгородка достопримечательным местом…

— Действительно, некоторые общественники полагают, что в границах территории Академгородка, признанной объектом культурного наследия, более не будет никакого развития. Но принимаемые регламенты не только позволяют сохранить Академгородок как феномен, но и предусматривают возможность его научного, образовательного и социального развития. 22 января вступили в силу существенные изменения в Федеральный закон об объектах культурного наследия, согласно которым на территории достопримечательных мест разрешается ограниченное капстроительство.

— Вы сказали, что ответственность за сохранность здания-памятника лежит на собственнике. А если он не содержит здание в надлежащем порядке, какие санкции вы можете к нему применить?

— На каждый объект культурного наследия составляется охранное обязательство — документ, устанавливающий нормы его использования, фиксирующий его состояние и определяющий график ремонтно-реставрационных работ, которые собственник обязан выполнить. Если эти работы не выполняются в срок, мы по согласованию с прокуратурой проводим проверки, составляем акты и направляем их в суд. В 2013 году были существенно повышены размеры штрафов за срыв сроков реставрации: если раньше минимальный штраф для юридических лиц был в границах 10–15 тысяч рублей, то теперь — 100 тысяч, а максимальный — до пяти миллионов рублей. Эта поправка уже возымела позитивный эффект. Если раньше многим предприятиям было проще заплатить штраф и намеренно сорвать сроки реставрации, то теперь, когда речь идет о миллионах, они крепко задумываются, что для них выгоднее.

Город развития
— Один из видов объектов культурного наследия — памятники археологии. Те из них, что находятся на территории Новосибирска, зачастую оказываются под угрозой утраты, поскольку коммерческие структуры сегодня стремятся застроить любой свободный участок в городе. Насколько остра проблема?

— На территории областного центра находится 14 памятников археологии. Некоторые из них действительно попали в зону застройки. К примеру, поселение древнего человека «Разъезд Иня-1» на территории Первомайского района было частично разрушено при строительстве нового микрорайона. Но на остальной части застройщиком были проведены спасательные археологические раскопки, а остававшаяся  часть была огорожена, и мы надеемся, что будут найдены средства на проведение полноценных раскопок всей территории памятника, найденные ценности передадут в музей, и лишь после этого на участке станет возможно капитальное строительство.

— Ударил ли кризис по планам вашего управления на 2015 год?

— Да, мы были вынуждены сократить перечень объектов, подлежащих реставрации за государственный счет в 2015 году. Тем не менее работы продолжаются. В этом году после масштабной реконструкции откроется здание Краеведческого музея. На нескольких других объектах мы ведем противоаварийные работы, связанные в основном с ремонтом кровли, ведь весна грозит протечками. Это и театр кукол, и городская поликлиника № 1, и театр «Красный факел». В ближайшее время Министерство обороны РФ должно прислать нам на согласование проект капитального ремонта Дома офицеров.

— И последний вопрос, так сказать, на рассуждение: Новосибирск — каков он с точки зрения своего наследия?

— Он всегда был городом развития. Стремительный рост заставлял его постоянно менять архитектурные стили, надстраивать и пристраивать здания. Поэтому в архитектуре Новосибирска прослеживается эклектичность, нехарактерная для других сибирских городов. На мой взгляд, Новосибирск недооценен как центр конструктивизма, и сейчас мы активно популяризируем эту тему: издаем книги, организуем выставки, разрабатываем туристические маршруты. Большинство горожан пока воспринимают памятники конструктивизма как некие «коробки», не имеющие ценности, но в историю мировой архитектуры Новосибирск вписан именно благодаря им. Европейцы и американцы приезжают в наш город, чтобы полюбоваться этими зданиями. Надеюсь, новосибирцы, поняв специфику и красоту конструктивизма, испытают законное чувство гордости за наш любимый город.

КСТАТИ
Комиссия при областном министерстве культуры провела экспертизу памятников, монументальных и декоративных скульптур Новосибирска, отметив неуправляемый рост числа памятников, тиражирование объектов и «коммунальный китч» — любительскую дворовую скульптуру. Наиболее негативно эксперты оценили три городских скульптуры: композицию «Сибирские просторы» (соболя рядом с Домом Ленина), памятники колбасе на Северо-Чемском жилмассиве и деловой женщине на улице Мичурина.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: