Если прежним владельцем был злостный должник, как только карта будет активирована, на номер тут же начнут звонить коллекторы! И таких должников поневоле в Новосибирске становится все больше. Как можно это предотвратить, выясняла корреспондент «ВН».
Берут измором
Чаще всего должниками поневоле становятся пользователи сотовой связи.
— Купил новую сим-карту, только вставил ее в телефон, тут же звонок. Оказалось, что коллекторы пытаются найти должника банка, которому ранее принадлежал этот номер, — рассказывает новосибирец Олег СМИРНОВ. — Я объяснил, что не имею отношения к этому человеку, но они потребовали приехать в офис и доказать это. Естественно, я никуда не поехал. А они звонили еще почти месяц, угрожали. Пришлось снова номер менять.
От подобных опасностей не застрахованы и абоненты городской телефонной связи. Так, пенсионерке Нине Бурлаковой по техническим причинам компания «Ростелеком» месяц назад сменила домашний номер телефона, и теперь днем и ночью ей досаждают коллекторы, а женщине 85 (!) лет. А с недавних пор стал названивать еще и робот-автоинформатор, сообщающий о псевдозадолженности за ЖКУ.
Первое, что приходит в голову человеку, попавшему под психологический пресс, — искать защиты у оператора связи. Поэтому за комментариями мы обратились в Ростелеком. Там объяснили, что узнать о наличии банковских и прочих долгов у гражданина, чей номер продается другому клиенту, не представляется возможным. «Мы можем узнать только о задолженности абонента за пользование телефонным номером или прочими услугами, которые предоставляет компания», — отметили в пресс-службе. При этом добавили, что абонент может сменить номер телефона. Это стоит небольших денег, а в некоторых случаях замена номера может быть произведена бесплатно.
Защита от преследования
В компаниях мобильной связи в свою очередь отмечают: российское законодательство не регламентирует процесс повторного использования абонентских номеров — оператор может сколько угодно раз перепродавать номер, договор на обслуживание которого был прекращен по инициативе прежнего абонента либо автоматически, если владелец не пользовался платными услугами более 90 дней.
— Оператор не может контролировать действия абонентов, которые самостоятельно открывают доступ к личным данным, указывая свои номера телефонов при заполнении анкеты в банках, магазинах и салонах. Также мы не можем обязать абонента прийти в банк и сообщить о смене номера, — подчеркивает руководитель департамента по связям с общественностью «МТС-Сибирь» Татьяна ЗУБКО.
Впрочем, некоторые сотовые операторы все же пытаются спасти своих потенциальных клиентов от возможных назойливых звонков.
— Оператор связи не наделен правами по проверке юридической чистоты номера, который продается другому клиенту. Но в нашей компании есть особый список номеров, фигурировавших в запросах правоохранительных органов, владельцы которых по решению суда были признаны виновными в совершении противоправных действий. Такие номера из повторного обращения изымаются, — сообщил директор по связям с общественностью Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Алексей КАЛИНИН.
Между тем юристы уверяют, что взаимодействующие банки и коллекторские агентства, которые получают вместе с просроченными кредитами контакты заемщиков и поручителей, работают в правовом поле. Что же остается тем, кто получил в наследство номер должника?
— Абонент может обратиться за защитой неприкосновенности частной жизни в суд, но мало кто хочет испытывать мытарства. Поэтому остается воспользоваться функцией «черный список», встроенной в телефон, или же сторонними мобильными приложениями для блокировки нежелательных звонков коллекторов, — советует исполнительный директор Фонда защиты прав потребителей Евгений МИТРОФАНОВ. — Крайний вариант — сменить номер.
ЦИФРЫ
Коллекторские агентства появились на российском рынке в 2004 году. В Новосибирске их официально работает 17. В России готовится законопроект «О профессиональной деятельности по взысканию задолженности», в соответствии с которым коллекторам запретят беспокоить должников в будни с 22 до 8 часов, а в выходные — с 20 до 9. Также введут ограничения на количество звонков гражданам: в сутки — не чаще 1 раза, в неделю — 3 раза, в месяц — 10 раз.