Новосибирск 3.8 °C

Время учиться, причём не только детям, но и педагогам

11.12.2015 00:00:00
Время учиться, причём не только детям, но и педагогам
Осенью в одном из детских садов Новосибирска малыши отравились спайсом, на этой неделе в другом дошкольном учреждении маленькая девочка погибла во время прогулки в детском саду.

А не так давно в центре скандала оказалась школа Академгородка, в которой педагога заподозрили в том, что он дисциплинировал первоклашек с помощью скотча…

Это далеко не полный список ЧП, которые в последнее время происходят в нашей сфере образования. На их фоне в обществе заговорили о том, что педагогика требует перемен. Хотя что еще можно изменить в одной из самых реформируемых отраслей XXI века? Об этом и многом другом мы расспросили экс-министра культуры Новосибирской области, а ныне директора Новосибирского института мониторинга и развития образования Наталью ЯРОСЛАВЦЕВУ, пригласив ее на вечерний разговор в редакцию «ВН».

Есть о чём поразмышлять
— Наталья Васильевна, в свете последних событий родители все чаще стали высказывать недоверие к образовательным учреждениям. Вы сами в прошлом педагог, много лет проработали директором школы, а сейчас в новом статусе можете взглянуть на ситуацию более объективно. Что происходит? Реформы же были, значит — не те?Фото Аркадия УВАРОВА

— Я не была бы столь категорична в суждениях, особенно в истории со школой Академгородка. Я, честно, не верю в то, что молодой учитель действительно заклеивала рот скотчем первоклашкам. Современные дети иначе бы на это среагировали — подняли шум, не стали бы терпеть такое обращение. Возможно, педагог пригрозила наказывать так непослушных, а у страха оказались глаза велики. Но пусть справедливую оценку ситуации дадут в региональном министерстве образования.

Что касается доверия или, наоборот, недоверия со стороны новосибирских родителей к системе образования в целом, тут есть о чем поразмышлять. В этом году при нашем профильном министерстве был создан общественный совет, не навязанный сверху, не формальный и не популистский. Его состав избирался путем интернет-голосования, в результате чего получился достаточно открытым и одновременно авторитетным. И люди к нам пошли: да, сначала с жалобами — на поборы, непрозрачность финансовой деятельности школ, даже на некомпетентность педагогов, а в последнее время есть и предложения, объективный анализ ситуации, подсказки какие-то нам — педагогам, контролирующим органам. Я сейчас вышла из состава этого совета в связи с назначением на пост директора Новосибирского института мониторинга и развития образования, но связи мы не теряем. Их наблюдения, их мнения, уверена, будут полезны мне в моей сегодняшней деятельности.

— Как вам  кажется, что нужно в системе менять? Предложений-то масса: от плавающего графика начала учебного года до отмены оценок…

— Подобные предложения звучат, как правило, из одних и тех же уст и к образованию имеют опосредованное отношение. Это пиар. Я же считаю, что нужно менять технологию преподавания в целом. Во-первых, ребенок должен понимать, зачем ему тот или иной предмет. То есть что ему это в будущем даст, станет ли основной профессией или чем-то практически поможет в жизни. Да, я сторонник того, чтобы теорию подкреплять практикой. И хорошо бы еще — финансированием. С детскими садами, начальной школой и выпускными классами особых проблем  сегодня нет, а вот среднее звено (5—9 классы) в большинстве учебных заведений, даже городских, не имеют мастерских, лабораторий, то есть как раз того, что делает образование практико-ориентированным. К счастью, в России сейчас как раз разрабатывается соответствующая программа, и я думаю, что если мы не сойдем с намеченного курса, то уже через три года многие школы Новосибирска вы просто не узнаете — это будет совсем другой уровень образования.

Ориентир на практику
— Меняться придется и педагогам?

Фото Аркадия УВАРОВА— Да, им сложно, ведь помимо своих прямых обязанностей по обучению детей они вынуждены сегодня заниматься еще и бумажной работой, потому как школу замучили проверками и на каждую нужно писать ответ. Менять систему необходимо с педагогических вузов. Уже принято решение, что на практику в школы такие студенты будут выходить ежегодно, начиная со второго курса. Потому что в педагогику после института готовым учителем не придешь. Здесь как у врачей: нужно повариться в профессиональной среде. Пока ты не поработаешь с коллегами рядом, пока не овладеешь профессиональными приемами,  с классом общего языка не найдешь. Первые два года должны быть своеобразной «ординатурой» для молодых учителей.

Увы, у нас такая практика пока не сложилась. Сама часто встречаюсь с директорами и вижу, что многие учиться не привыкли. Нужно хотя бы книжки новые открывать, образовательные фильмы смотреть. Следить за тем, что происходит хорошего у коллег.

— Получается, что мы сами пока не готовы к «революции» в образовании? Вот ваш институт вместе с общественным советом начал проводить независимую оценку качества образования в регионе. Первые результаты есть? О чем они говорят?

— На данном этапе мы проверяем детские сады и школы. Мы анализируем сайты образовательных учреждений, в том числе на предмет открытости информации, соответствия законодательству. Многие мне уже жалуются, что у них нет специалистов, которые могли бы этим заниматься, нет доступа к нормальному Интернету. Я директором школы семнадцать лет была, и меня не обманешь: просто надо захотеть и сделать. В перспективе мы проведем анкетирование среди родителей, где попробуем выяснить  степень удовлетворенности образовательным процессом. Расписание, нагрузка детей и так далее. Такого мы еще никогда не делали. Итогом нашего исследования станет рейтинг. По нему мы увидим срез всех проблем и достижений. А когда будет поставлен «диагноз», попробуем начать и процедуру оздоровления.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: