Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Время учиться, причём не только детям, но и педагогам

11.12.2015 00:00:00
Виталий Маслюк
Время учиться, причём не только детям, но и педагогам
Осенью в одном из детских садов Новосибирска малыши отравились спайсом, на этой неделе в другом дошкольном учреждении маленькая девочка погибла во время прогулки в детском саду.

А не так давно в центре скандала оказалась школа Академгородка, в которой педагога заподозрили в том, что он дисциплинировал первоклашек с помощью скотча…

Это далеко не полный список ЧП, которые в последнее время происходят в нашей сфере образования. На их фоне в обществе заговорили о том, что педагогика требует перемен. Хотя что еще можно изменить в одной из самых реформируемых отраслей XXI века? Об этом и многом другом мы расспросили экс-министра культуры Новосибирской области, а ныне директора Новосибирского института мониторинга и развития образования Наталью ЯРОСЛАВЦЕВУ, пригласив ее на вечерний разговор в редакцию «ВН».

Есть о чём поразмышлять
— Наталья Васильевна, в свете последних событий родители все чаще стали высказывать недоверие к образовательным учреждениям. Вы сами в прошлом педагог, много лет проработали директором школы, а сейчас в новом статусе можете взглянуть на ситуацию более объективно. Что происходит? Реформы же были, значит — не те?Фото Аркадия УВАРОВА

— Я не была бы столь категорична в суждениях, особенно в истории со школой Академгородка. Я, честно, не верю в то, что молодой учитель действительно заклеивала рот скотчем первоклашкам. Современные дети иначе бы на это среагировали — подняли шум, не стали бы терпеть такое обращение. Возможно, педагог пригрозила наказывать так непослушных, а у страха оказались глаза велики. Но пусть справедливую оценку ситуации дадут в региональном министерстве образования.

Что касается доверия или, наоборот, недоверия со стороны новосибирских родителей к системе образования в целом, тут есть о чем поразмышлять. В этом году при нашем профильном министерстве был создан общественный совет, не навязанный сверху, не формальный и не популистский. Его состав избирался путем интернет-голосования, в результате чего получился достаточно открытым и одновременно авторитетным. И люди к нам пошли: да, сначала с жалобами — на поборы, непрозрачность финансовой деятельности школ, даже на некомпетентность педагогов, а в последнее время есть и предложения, объективный анализ ситуации, подсказки какие-то нам — педагогам, контролирующим органам. Я сейчас вышла из состава этого совета в связи с назначением на пост директора Новосибирского института мониторинга и развития образования, но связи мы не теряем. Их наблюдения, их мнения, уверена, будут полезны мне в моей сегодняшней деятельности.

— Как вам  кажется, что нужно в системе менять? Предложений-то масса: от плавающего графика начала учебного года до отмены оценок…

— Подобные предложения звучат, как правило, из одних и тех же уст и к образованию имеют опосредованное отношение. Это пиар. Я же считаю, что нужно менять технологию преподавания в целом. Во-первых, ребенок должен понимать, зачем ему тот или иной предмет. То есть что ему это в будущем даст, станет ли основной профессией или чем-то практически поможет в жизни. Да, я сторонник того, чтобы теорию подкреплять практикой. И хорошо бы еще — финансированием. С детскими садами, начальной школой и выпускными классами особых проблем  сегодня нет, а вот среднее звено (5—9 классы) в большинстве учебных заведений, даже городских, не имеют мастерских, лабораторий, то есть как раз того, что делает образование практико-ориентированным. К счастью, в России сейчас как раз разрабатывается соответствующая программа, и я думаю, что если мы не сойдем с намеченного курса, то уже через три года многие школы Новосибирска вы просто не узнаете — это будет совсем другой уровень образования.

Ориентир на практику
— Меняться придется и педагогам?

Фото Аркадия УВАРОВА— Да, им сложно, ведь помимо своих прямых обязанностей по обучению детей они вынуждены сегодня заниматься еще и бумажной работой, потому как школу замучили проверками и на каждую нужно писать ответ. Менять систему необходимо с педагогических вузов. Уже принято решение, что на практику в школы такие студенты будут выходить ежегодно, начиная со второго курса. Потому что в педагогику после института готовым учителем не придешь. Здесь как у врачей: нужно повариться в профессиональной среде. Пока ты не поработаешь с коллегами рядом, пока не овладеешь профессиональными приемами,  с классом общего языка не найдешь. Первые два года должны быть своеобразной «ординатурой» для молодых учителей.

Увы, у нас такая практика пока не сложилась. Сама часто встречаюсь с директорами и вижу, что многие учиться не привыкли. Нужно хотя бы книжки новые открывать, образовательные фильмы смотреть. Следить за тем, что происходит хорошего у коллег.

— Получается, что мы сами пока не готовы к «революции» в образовании? Вот ваш институт вместе с общественным советом начал проводить независимую оценку качества образования в регионе. Первые результаты есть? О чем они говорят?

— На данном этапе мы проверяем детские сады и школы. Мы анализируем сайты образовательных учреждений, в том числе на предмет открытости информации, соответствия законодательству. Многие мне уже жалуются, что у них нет специалистов, которые могли бы этим заниматься, нет доступа к нормальному Интернету. Я директором школы семнадцать лет была, и меня не обманешь: просто надо захотеть и сделать. В перспективе мы проведем анкетирование среди родителей, где попробуем выяснить  степень удовлетворенности образовательным процессом. Расписание, нагрузка детей и так далее. Такого мы еще никогда не делали. Итогом нашего исследования станет рейтинг. По нему мы увидим срез всех проблем и достижений. А когда будет поставлен «диагноз», попробуем начать и процедуру оздоровления.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
17.05.2021 фото
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
18.05.2021
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.