Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Импортозамещение в культуре

04.03.2016 00:00:00
Виталий Маслюк
Импортозамещение в культуре
В этом году новосибирцы будут гулять широкую Масленицу с 7 по 13 марта. В эти дни, как велят нам традиции, нужно наедаться вдоволь, не грустить, не сидеть дома, а активно ходить в гости к родным и близким.

Накануне народного праздника, история которого уходит в древность, на вечерний разговор в редакцию «ВН» мы пригласили кандидата искусствоведения, профессора Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, ведущего методиста по фольклору областного Центра русского фольклора и этнографии Наталью ЛЕОНОВУ.

Всё перемешалось
— Наталья Владимировна, как так произошло, что Масленица, будучи языческим праздником, смогла прижиться в православной культуре, выжить в советское время, а сейчас стала популярнейшим днем массового народного гулянья?

— Каждое время трансформировало этот праздник под себя. Во время язычества он символизировал в первую очередь начало нового земледельческого года. Церковь жестко боролась с языческими традициями, но православный календарь все равно во многом опирался на важные обрядовые и праздничные периоды «предшественника». Поэтому от традиции провожать зиму и встречать весну не отказались, просто сделали так, чтобы она не совпадала с Великим предпасхальным постом. В советское время Масленица стала восприниматься исключительно как развлечение. И это восприятие  сохраняется до сих пор. Например, раньше чучело делали из старого тряпья, оно было страшным, от него действительно хотелось избавиться, сейчас  это очень красивые куклы, которые и сжигать-то жалко. В некоторых регионах даже конкурсы красоты чучел устраивают. А блины из символа Солнца превратились в деликатес с разными начинками. Так что современная Масленица — это смешение разных элементов: и старых, и новых, и зимних, и весенних, и светских, и религиозных.

— В прошлом году новосибирские активисты предлагали праздновать Масленицу по-новому: отказаться от сжигания чучела, например. По их словам, это устарело и у многих вызывает недоумение. Согласны ли вы с ними?

— Скорее, нет. Масленица — это все-таки традиция. Раньше в каждой деревне ее наступление отмечали по-своему. Был, конечно, общий сценарий, но в каждой местности он наполнялся своими деталями, обрядами. К примеру, на масленичном костре где-то жгли солому, где-то — старый хлам, собранный по деревенским дворам, в других местах сжигали чучело, а еще где-то чучело не сжигали, а уносили из деревни в поле, разрывали и разбрасывали по будущей пашне.

— В Масленицу принято еще и ходить к теще на блины. Отношение к этому персонажу сейчас откровенно анекдотическое. Наверняка так было не всегда…

— Семья — это одна из главных смысловых составляющих Масленой недели. В эти дни обязательно чествовали молодоженов, которые недавно вступили в брак, устраивали их смотрины. А тех, кто не женился,  порицали. Масленица способствовала налаживанию отношений между новыми родственниками, двумя родами. Поэтому и нужно было идти к теще на блины. Как ни странно, но самая популярная песня на эту тему в Сибири рассказывает о том, как зять съел за один присест приготовленный тещей пирог, про который она думала, что его «семерым не съесть», и все закончилось перебранкой. Мягко говоря, это показывает, что отношения и тогда были разные.

Есть что предложить
— В последнее время, как многие замечают, происходит такое своеобразное импортозамещение в праздниках. Так, вместо Дня святого Валентина предлагают праздновать 8 июля, День святых Петра и Февронии. Вроде как патриотизм должен быть и в культуре. Это оправданно?

— Валентинов день — пришлый католический праздник, в нашей культуре его не было. Но в силу того, что мы не закрыты от мира, то любая традиция, например дарить валентинки, может прийти и начать воспроизводиться. Приживется она или нет — это уже другой вопрос, тем более что речь идет о заимствовании внешней стороны, без освоения смысла традиции. Что касается Дня Петра и Февронии, то он давно существует, о нем знали, но особо не отмечали. В это время в деревне много забот: в разгаре сенокос и начало уборки урожая. Ни дореволюционные источники, ни полевые исследования последних десятилетий информации о традиционном чествовании святых не содержат. Не исключаю, что День семьи, любви и верности продвигается как раз в качестве нашего отечественного аналога 14 февраля. Но что победит, рассудит время.

— Еще один чужой для нашей культуры праздник — Хеллоуин. От него пока не призывают отказаться, но что-то мне подсказывает, что и его время придет. Есть ли в русской традиции альтернатива ночи накануне Дня всех святых?

— Меня как русского человека это действо, честно говоря, возмущает. Какое-то бессмысленное ряженье, тыквы с горящими глазами... А ведь есть наши святки. С коллективным шествием, обходом домов,  надеванием масок, принятием облика животных, птиц, представителей иного мира, угощениями, молодежными игрищами, гаданиями, разыгрываниями комических и сатирических сценок — такой зимний карнавал. Молодежи свойственно стремление проявить себя как-то по-особому, выразить свои протестные настроения. Почему бы при этом не повернуться к своим обычаям, которые ничуть не хуже заграничного Хеллоуина?

— А что происходит с фольклором сейчас? Он еще жив? В песнях современных исполнителей звучат мотивы народного творчества?

— Если говорить о фольклорных песнях, то они чаще звучат со сцены в исполнении профессиональных и самодеятельных артистов. Это уже не традиция, а развлечение, украшение. Но в деревнях живут еще старые люди, носители подлинного народного творчества, хотя с каждым годом их все меньше. Вы не поверите, но до сих пор в деревнях вызывают дождь, если засуха. Если град, то отгоняют его. Во время петровских праздничных хороводов в одном из районов Омской области я была свидетелем удивительного явления: участники большого хоровода-шествия без особого умысла (просто одной песни не хватило для завершения шествия) запели песню, с помощью которой в старину просили у небесных покровителей осадков. Хотите верьте, а хотите нет, но вскоре пошел дождь. Может быть, это и совпадение, но есть люди, которые  свято верят в силу старых обрядов, и эту веру у них не отнять.

— Сейчас Запад уже не моден. Азиатские традиции будем перенимать? Или к своим возвращаться?

— Я не думаю, что прекратится поток культурных влияний с Запада, как и не верю в то, что нам будет легко перенять азиатские традиции. Слишком разный менталитет, культурный багаж. Легче приобщиться к кухне, восточным практикам единоборств… Но это и так в нашей жизни уже достаточно давно присутствует. Очень хочется, чтобы в этом мультикультурном пространстве не угас родной огонек, бережно хранившийся многими поколениями наших предков.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.