Автомобилисты, конечно же, знают, что на боковинах некоторых шин изображены стрелки, наверняка показывающие направление вращения. Но многие ли придавали им значение, устанавливая шину на обод. И вроде бы ничего плохого не происходило. Зачем же тогда стрелочка?
Оказывается, когда шина эксплуатируется в простых условиях, например, на дороге с чистым, сухим асфальтовым покрытием, то стрелкой можно и пренебречь. Направление вращения для некоторых типов протекторов имеет значение в тех случаях, когда нужно отвести от зоны контакта воду, жидкую грязь, мокрый снег и т. д. Например, рисунок протектора, похожий на елочку (см. рис.), в зависимости от ориентации совершенно по-разному работает в условиях, когда дорога покрыта водой. Если шина установлена правильно, вода, оказавшаяся в пятне контакта посередине шины, попадает в канавки и легко выбрасывается из них наружу (в этом случае первой в контакт с дорогой входит середина «елочки»). Если же шина установлена неправильно, то при качении по пленке воды последняя «закачивается» из плечевых зон к середине шины. Это может привести к нарушению устойчивости и управляемости автомобиля вследствие аквапланирования (своеобразного «всплывания» шины на водяном слое).
Рисунок, точнее конструкция, протектора многих современных шин гораздо сложнее. В процессе создания новой шины фирма-производитель проводит различные исследования, испытания и т. п. При этом учитываются особенности работы шины в самых различных условиях (особенно если шина отнесена к разряду универсальных). Поэтому шину, на которой есть стрелка «направление вращения», обязательно нужно ориентировать в соответствии с рекомендациями специалистов.