Новосибирск 9.2 °C

Оперный: возвращение к истокам

29.09.2001 00:00:00

 Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский и министр культуры РФ Михаил Швыдкой объявили о выделении 700 миллионов рублей на реконструкцию Новосибирского оперного театра. О том, как будет вестись работа и освоение этих средств, корреспондент «ВН» поинтересовался у заместителя директора Федерального государственного учреждения по реконструкции объектов культуры Новосибирской области федерального значения Ирины Барышевой. Ответ, однако, озадачил:

- А вы сами от губернатора или от министра это слышали, или получили такую информацию через СМИ?

- Вообще-то, от СМИ...

- Вот и у нас есть такая информация от СМИ. Но никаких официальных документов в наш адрес, а также денег на счет не поступало. Реконструкция оперного театра ведется в рамках целевой федеральной программы «Культура России 2001-2005 года». Согласно ей оперному театру должно быть выделено 380 миллионов рублей. Все остальное финансирование точной суммой не определено. Вторым источником финансирования дополнительно к указанной программе будет статья капитального ремонта, средства по которой выделялись театру и раньше. Третий источник финансирования - на реставрационные работы, и сумма здесь пока тоже не определена. Поэтому говорить о пятистах, семистах миллионах рублей и даже о миллиарде мы не можем - пока у нас их нет. Окончательная стоимость всего комплекса работ по зданию НГАТОиБ будет известна после разработки полного комплекта проектно-сметной документации на стадии рабочих чертежей.

- Что реально сделано на сегодняшний день?

Пандус, который давал возможность проходить через сцену демонстрантам и даже тяжелой бронетехнике
 - Мы провели большую подготовительную работу, в ходе которой были выполнены комплексные обследования железобетонных, металлических и деревянных конструкций, инженерных сетей здания, ревизия имеющейся в архиве театра документации. Все это стало базой для составления задания на проектирование, которое было утверждено Министерством культуры и легло в основу предпроектной документации. Для изучения рынка потенциальных проектировщиков был проведен предварительный квалификационный отбор и конъюнктурный обзор рынка производителей сценического оборудования. Сегодня объявлен конкурс на выбор генерального проектировщика, который должен заниматься проектированием реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта театра. Пока изъявили желание получить пакет документации для формирования своих предложений пять фирм - югославская, австрийская, одна московская и две новосибирских. Правда, заявки с техническими и финансовыми предложениями эти фирмы еще не подали, так как это достаточно сложная предварительная работа. Первоначально планировалось закончить прием заявок 4 октября, но участники конкурса, ознакомившись с конкурсной документацией и осознав сложность поставленной задачи, попросили о продлении сроков для подготовки предложений. Так что теперь у всех желающих принять участие в нашем конкурсе еще есть время на получение пакета конкурсной документации и на подготовку. Срок окончания подачи заявок - 1 ноября, и вскрытие конвертов состоится в этот же день. А победитель конкурса будет известен в конце ноября, после обработки заявок экспертами.

- Какие технические предложения должны дать проектировщики?

Строительство театра оперы и балета
 - Как известно, оперный театр строился в середине 30-х годов. Технологическое оборудование, установленное у нас, в частности, механизмы сцены, выпущено в 1937 году и устарело уже не только морально, но и физически. Представьте - до сих пор театр оснащен механизмами с ручными приводами. Сейчас мы планируем полностью сменить оборудование сцены, установить электропривод, компьютерное управление. В процессе реконструкции необходимо выполнить работу по улучшению акустики зала, которая сегодня, к сожалению, не очень хороша, и обновить практически на 100 процентов постановочное освещение. (Окончание на стр. 9.)

По результатам обследования конструкций здания будут выполнены работы по их усилению, обновлению инженерных сетей. Все эти работы должны быть запроектированы и выполнены с учетом применения современного оборудования.

- А вторым этапом станет конкурс для определения подрядчиков реконструкции...

- Да, согласно федеральному закону будут объявлены конкурсы на генерального подрядчика, на поставщиков оборудования и материалов. Но это произойдет уже после того, как утвержденный проектировщик подготовит необходимую документацию.

- Мы все привыкли к облику нашего оперного театра. Будет ли он сохранен в своем первозданном виде, или что-то может измениться? Как это, скажем, произошло в Москве: после «реконструкции» некоторые здания просто невозможно узнать.

Механизмы с ручными приводами явно устарели. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 - Поскольку здание театра является памятником архитектуры федерального значения, мы обязаны все наши действия согласовывать с Министерством культуры и нашим областным центром по сохранению историко-культурного наследия - теми организациями, которые осуществляют охрану памятников истории и архитектуры. Поэтому мы не имеем права привносить в здание архитектурные новшества и ни в коем случае делать этого не собираемся. Фасады не будут менять свой цвет. Зеленым, голубым или розовым наш театр никогда не был и не станет. Проводится серьезная работа по проектированию реставрации фасада, подбору фактуры и цвета для воссоздания штукатурки. Причем, поскольку у нас присутствует на фасаде несколько тонов, мы будем стараться воссоздать их все. По одному образцу уже согласованы все вопросы с областными и московским реставраторами. К началу декабря планируем полностью завершить эту работу. Если кровля купола была металлическая, то она такой и будет.

- Я помню, что она была белого цвета...

- Вообще, она была выполнена в свое время из черного металла и покрашена серебрянкой. Поэтому она и будет такой по цвету, может быть, чуть-чуть изменится оттенок.

- А внутреннее убранство театра изменится?

- Внутренние интерьеры - зрительные фойе, зрительный и концертный залы - останутся такими же, какими их привыкли видеть.

- То есть золотых бордюров можно не ждать?

- Нет, все будет сделано так же, как при сдаче театра в эксплуатацию в 1945 году. Мы обязаны повторить то, что было сделано нашими предками. Единственное новшество, которое мы планируем, - обеспечить возможность присутствовать на спектаклях людям с ограниченными возможностями передвижения. Но это задача для проектировщиков - произвести изменения так, чтобы они не нарушали общего ансамбля интерьера и не бросались в глаза.

- Отразится ли ход реконструкции на театрально-постановочной деятельности оперного театра?

- Мы специально рассматривали этот вопрос. На Западе, например, в период ремонта не закрывается ни один театр. И мы также приняли решение - творческий коллектив, зрители не должны быть «заложниками» ремонта. Театральные сезоны будут проводиться, может быть, в укороченном виде - с октября по март. А с апреля по сентябрь будут вестись строительные работы, монтаж оборудования. Но во многом это зависит от финансирования. Если мы будем своевременно обеспечены необходимыми средствами, то я думаю, что нам это удастся. Мы также надеемся на спонсорскую поддержку. Театр - это достояние всего Новосибирска, мы рассчитываем на помощь меценатов и тех, кто хотел бы внести действительно реальный вклад в настоящее и будущее нашего города.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: