Новосибирск 12.1 °C

Сказ про то, как сибиряки Францию покорили

20.03.2002 00:00:00

Они были одними из немногих, кто в годы «холодной войны» приносил на Запад совершенно другой образ России - широкой, открытой, доброй, богатой и красивой.

 Артисты Сибирского народного хора за месяц гастролей во Франции произвели там настоящий фурор. В том памятном 1974 году искусство сибиряков увидели более 32 тысяч зрителей, по дорогам страны хор проехал почти шесть тысяч километров. Путевые заметки, воспоминания о тех незабываемых днях, цитаты из газетных публикаций и рецензий во французской прессе составили большой сборник, который лежит пока в рукописи. Тогдашний руководитель новосибирской делегации Николай Чернов любезно предоставил свои записи редакции «ВН» и прокомментировал их.

Как все начиналось

 В мае 1973 года в Новосибирск приехал национальный секретарь общества «Франция-СССР» Андрэ Ланглуа. От него новосибирцы впервые услышали, что в 1974 году общество намерено провести «Дни Сибири» во Франции.

Среди творческих коллективов Новосибирска видное место занимал тогда Сибирский народный хор. Он активно гастролировал по СССР, принимал участие в фестивалях и конкурсах.

- Уровень народных хоровых коллективов в то время был очень высок, - говорит Николай Романович. - Каждый из них нес некие характерные особенности своего края, и их без труда можно было отличить друг от друга не только по костюмам и внешнему виду, но главное - по творческому лицу. Сибирский хор в этом смысле был одним из самых интересных, самобытных коллективов...

Из записей Чернова: «И вот мы летим рейсом Токио-Москва-Париж... Нас едет 48 человек. Из них трое - административные работники и 45 - артисты хора, балета и музыканты. Даже директор хора, Борис Викторович Гродницкий, бывший артист ансамбля Сибирского военного округа, будет надевать костюм хориста и петь».

Открытие Франции

 Коллектив хора разместили в нескольких гостиницах столицы Франции. Из записей Чернова: «Моя гостиница похожа на голубятню: стены - дачная рейка, узкие скрипучие лестницы. Март. Холодно. Собрались на первом этаже на завтрак: кусок хлеба от длинной французской булки, в середине такой воздушной, что кажется, через нее можно рассмотреть все, что происходит на улице, кругляшок масла и маленькая чашечка кофе. Сдобный рогалик и фруктовый конфитюр в баночке. По нашим привычкам после такого завтрака ноги протянешь. О чем танцоры тотчас мне и объявили. Попросили хозяина добавить хлеба. Он выскочил из дома и побежал к соседям занимать хлеб. Подобный завтрак сопровождал нас по всей Франции, в течение всего месяца».

Первый концерт в пригороде Парижа - городе Трапп. И уже через два дня, утром шеф гастролей г-н Ланглуа сказал, что намерен дать в Москву телеграмму о первых успехах Сибирского хора. Он сказал, что ничего подобного до сих пор не видел, хотя здесь выступали известные коллективы из СССР. Французов привлекает то, что сибиряки песни не только поют, но и играют, а характерные танцы никого не оставляют равнодушными.

Выходящая в Авьоне газета писала: «Выпуская половину всей продукции СССР, Сибирь в 2000 году будет самым богатым в мире краем. А Новосибирск, являясь промышленным, железнодорожным и особенно научным центром, имеет возможность стать в ХХI веке самым развитым местом... Подлинное и реалистичное искусство сибиряков близко и понятно миллионам зрителей. Оригинальный репертуар, вдохновенное исполнение всей программы обеспечивает успех программы...» Это была первая газетная рецензия на концерт нашего хора.

Из записей Чернова: «Реклама магазинов, необычность построек, красочные витрины - все это вызывает неумеренный восторг у наших ребят и девочек. Цены на все товары в магазинах довольно высокие: мужская рубашка - 60-70 франков, галстук - от 25 до 100 франков, килограмм говядины - 30-35 франков. А вот фрукты дешевы: апельсины, яблоки - по 1,5-2,5 франка... С удивлением узнаем, что вся земля вдоль дороги - частная собственность, и лес, и этот кусок речки. Сюда без разрешения хозяина нельзя войти даже просто так - посмотреть. Здесь никто бесплатно не даст стакан воды... На улицах молодые, не стесняясь никого, обнимаются, целуются. Надо полагать, обилие обнаженного тела на многочисленных плакатах и в рекламе в городах, на улицах, в порнографических журналах, на открытках, в кино порождает вольность в поведении. Издания полны эротики. Часто в беседах с представителями французских властей мы спрашивали, почему нет контроля за этой продукцией. В ответ говорили, что это коммерция. Иногда звучало: как только вы перейдете на рыночные отношения, у вас будет то же самое. Мы не верили, что у нас будет такое».

По поводу этих гастролей во Франции ходило много хохм, среди которых была и такая. Наши молодые артистки, дабы выглядеть современными в Европе, принарядились. Среди прочего некоторые из них обулись в туфельки на высокой платформе - они только-только вошли в моду... в Сибири. Девушки не подумали, что последние веяния доходят в Зауралье с существенным опозданием. Во Франции на сибирячек в таких туфельках смотрели, мягко говоря, с подозрением - обувь на платформе здесь носили лишь девицы легкого поведения. Пришлось срочно покупать другую обувку.

Появился кураж и вольность

 Постепенно прошла скованность, сопутствующая первым концертам. Артисты уже точно знали, что французам нравится, что они принимают вежливо, а что вызывает настоящий восторг. Появились озорство и кураж, который сопутствует знающим себе цену мастерам.

Газета «Либерти» под заголовком «Сибирские артисты восхитили лилльскую публику» писала: «Зрители оперы провели отличный вечер среди певцов и танцоров Сибири. Мы видели уже много народных советских ансамблей, а это было полное пиршество. Из 50-ти артистов мы не знали, что выше оценить: голос или танец. Эти сибиряки буквально покорили толпу, заполнившую зал. Если в зале было несколько пустых кресел, то те, кто в них должен был сидеть, могут лишь сожалеть, что не пришли...»

Из записей Чернова: «После концертов часто устраивались приемы. Ребята из хора, слегка подвыпив, на удивление быстро находили общий язык с французами. Это была непередаваемая смесь мимики и жестов, русских и французских слов. В финале под баян пели «Степь, да степь кругом», «Калинку», «Интернационал», «Катюшу», «Ой, со вечера головка болела». Это был апофеоз приема. Расходились к 2 часам ночи...»

А об этом случае в среде новосибирских артистов и по сей день ходят легенды. Специально для финальной композиции «Зимушка» был придуман оригинальный костюм-макет, изображающий мужика в объятиях медведя. Бутафорский костюм был сделан удивительно добротно, качественно и правдоподобно. Танцор, встает на четвереньки - его не видно, а у публики создается впечатление, что у человека со зверем происходит нешуточная схватка. Замечу, что у артиста после такого костюмчика вся... тело в мыле. До сих пор все шло хорошо. В городе Аллес, как обычно, Юра Пономарев идет по краю сцены, выделывает финты - мужик с мишкой дерутся, падают, кружат по сцене, выходят на ее край и... падают в глубокую оркестровую яму. В зале - шок, а из ямы раздаются нелитературные, ядреные русские выражения! Впрочем, их слышат только артисты на сцене, которые продолжают играть «Зимушку». К счастью, все обошлось - Юра шмякнулся удачно и уже через минуту, под едва сдерживаемый хохот коллег появился на сцене. Французы, посчитавшие падение удачным цирковым ходом, были в неописуемом восторге.

Из записей Чернова: «Мы, уставшие после переездов и концерта, шли на полуночные приемы, чтобы рассказать в неформальной беседе о стране и о Сибири. Мы задавали себе вопрос: почему, независимо от взглядов и убеждений, политики охотно организуют с нами встречи? Все сошлись во мнении, что кроме пропаганды искусства и культуры мы делаем большую политику. Влияние и авторитет СССР во всем мире настолько велик, что политические деятели выглядели бы безнадежно отсталыми, не проявляй они интерес к СССР».

Вместо эпилога

 Десять государственных российских хоров в настоящее время находятся в плачевном состоянии. Гастроли на коммерческой основе могут позволить себе лишь единицы. Государственный академический Сибирский русский народный хор со всеми наградами и званиями дальше Сибири выезжает редко. И та далекая Франция, как яркий маячок, живет в душе и памяти старых артистов.

Сегодня «русское» искусство в заграничных кабаках показывают «чудесные балалаешники» в рубахах с петухами да смазливые певички с одним лишь предметом туалета - фальшивым кокошником на голове. Жаль «синтетическую» оранжевую Европу...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: