Новосибирск -0.2 °C

Лики с потемневших досок

13.03.2003 00:00:00

Одни произведения искусства могут воодушевлять,
от других становится плохо

 На побережье Хорватии пала ночь, когда из церкви вынесли гроб с телом бывшего настоятеля Симона Касли.

- Святой был человек, - пояснил мне еще днем Мирослав - мой новый приятель, с которым я познакомился здесь, в маленьком городке Водица. Стройный, круглолицый, с добрыми голубыми глазами и постоянной детской улыбкой, пожилой хорват привлекает к себе не только внешностью, но и манерой мягких движений красивых рук, из которых он не выпускает гитару. Изо дня в день приходит Мирослав к обеденному часу на площадку кафе, уставленную длинными столами под открытым южным небом. К этому времени сюда стекаются отдыхающие прямо с пляжа, подступающего к кафе. Их привлекает не столько кухня, сколько гитара Мирослава, под аккомпанемент которой он мягким баритоном исполняет песни. Именно здесь я познакомился с ним. Пили великолепное бархатно-прохладное словенское пиво. Пели «Катюшу», «О, Марианна», «Очи черные»...

- Было время, когда я с Симоном пел в ансамбле Югославских Вооруженных сил. Ночью проводим его в последний путь, - сказал Мирослав.

И вот мы и еще пять человек идем по дороге вдоль пляжа Адриатического моря. Кроме отца Леонида, никого не знаю. Было как-то нелепо: погребальная процессия проходила под стрекот ночных насекомых и птиц. С площади порта Водицы отчетливо в черноту неба уходили яркие мелодии национального оркестра. Праздничное зарево городка не мешает звездам полыхать над пустынным мысом, где четко, разрезая темноту, белеют глыбы - остатки каких-то разрушенных сооружений, да отсвечивает черный мрамор христианских надгробий.

Наша процессия свернула с дороги улицы. Под ногами слегка похрустывает песок нескончаемого пляжа. В море еще купались. Отец Леонид раскачивал кадилом и читал, как объяснил Мирослав, Евангелие от Матфея, тихо, как бы самого себя вопрошая:

- ...что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?.. Что же смотреть ходили вы? Пророка? - не спеша полушепотом переводит Мирослав.

- Спроси у него, - говорю Мирославу, - отчего сказано в Писании: у вас же и волосы все на голове сочтены?

В паузу отца Леонида Мирослав втискивает мою просьбу. Священник поворачивает к нему свое белеющее в темноте лицо:

- Светильник для тела - око, - отвечает он. - Если око твое и помыслы чисты, то все содеянное будет светло.

- Спроси, - снова прошу Мирослава, - отчего сказано у Матфея, что даже волосы сочтены, что из двух птиц ни одна на упадет на землю без воли Отца нашего. Зачем ему это?

Священник, отвернув лицо, стал говорить в пустоту:

- ...тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их...

- Скажи ему, - в нетерпении почти требую я, - к чему наши потуги? Почему сказано, что соблазны подобны Ему, но горе тем, через кого пройдет соблазн? Как избежать нам этих тупиков?

Отец Леонид не взглянул на вопрошаемого, он говорил как бы себе: «...бодрствуйте, ибо не знаете, в который час Господь ваш придет... молитесь... у каждого должна быть своя икона...»

Совсем рядом дышало невидимое море. За церковью в Водице взлетал праздничный фейерверк. Каждому своя икона! Сколько же икон на Земле, да и икона иконе рознь. Какая из них лучше? Припоминается случай, произошедший со мной в Стокгольме - одном из красивейших городов Европы. Я чуть не потерялся. Отстал от группы бухгалтеров, которую сам же и комплектовал в нашем городе на Оби. Случилось следующее. Зашли с группой в собор Святого Николая, в котором короновались шведские короли, здесь же их хоронили. Это самый ранний из сохранившихся памятников архитектуры и одно из первых каменных строений Стокгольма. Шведских монархов и членов их семей хоронили здесь с конца XIII века. В настоящее время церковные службы не проводятся, и сохраняется собор как памятник. Так вот, все ринулись к королевским надгробиям, а я свернул в какую-то боковушку, очутился в мрачной полуосвещенной комнате и буквально наткнулся на вертикально нагроможденные друг на друга картины и иконы. На одной из икон и задержался мой взгляд надолго. Будто кто-то чем-то невидимым привязал меня к ней. Стою, рассматриваю и чувствую: стало дышать тяжело. Затем стало хуже. Отойти нет сил. Чем бы закончилось все это, если бы на выручку не подошел служитель музея? Он чуть ли не на себе вынес меня в пустой огромный зал. Нашей группы в нем уже не было. Мне объяснили, что икону, которую я рассматривал, года два назад сняли со стены музея. Причина одна: были жалобы от туристов на недомогания, а однажды женщина даже упала в обморок...

Случай этот не единичный. Подобные ему подтверждают то, что произведения искусства выделяют мощные заряды психической энергии. Естественно, творения великих мастеров всегда притягивают, вызывают устремленность к чему-то возвышенному. Однако бывает и наоборот: картина или икона воздействует крайне негативно. В подтверждение - пример, описываемый Т.С. и В. Ю. Тихоплавами - учеными-физиками, исследователями, авторами книги «Жизнь напрокат».

«Под руководством главного научного сотрудника Эрмитажа, доктора исторических наук Б. В. Сапунова, - пишут ученые, - было проведено исследование влияния на человека нескольких икон в Петровской галерее Эрмитажа. Были проанализированы показания музейных смотрителей, данные, полученные двумя экстрасенсами, и сведения, представленные искусствоведом.

Например, исследование иконы «Апостолы Петр и Павел» выявило следующее: «Икона имеет темный (минусовый) выход энергетики. Написана она была «несветлым» человеком со множеством пороков, с больной душой... Икона оказывает сильное энергетическое воздействие в радиусе до полутора метров. Энергетический фантом имеет черное наполнение», - таково мнение экстрасенсов.

Искусствовед представил данные об обстоятельствах создания иконы. Вот что написал сам автор на обратной стороне иконы: «Я - Митрошка, Селиванов сын, ладил сию икону с похмелья запойного... Сия икона в неволе была писана мною, ибо нечем было оплатить подать... В чем и каюсь».

Музейные смотрители также подтвердили, что посетителям часто становилось плохо возле этой иконы».

«...Молитесь... у каждого должна быть своя икона», - явственно слышится голос священнослужителя из Водицы отца Леонида.

Своя икона! В рассказанном случае, очевидно, очень важно, кто создавал икону, каким образом она писалась. В Греции мне посчастливилось наблюдать, с какой любовью, воодушевлением работают, создавая иконы, мастера. Увидеть это можно в мастерской-магазине поселка удивительного на земле места Метеора. Все улицы поселка упираются в скалы, устремляющиеся ввысь до 700 метров. Представляют они редкостное в природе явление - необъяснимую причуду мироздания. Скалы - эти удивительно массивные скульптуры - как бы зависли в воздухе над окружающим пространством. Неприступные, полностью отрезанные от мира, вершины скал стали приютом отшельников с XI века. Большинство сохранившихся монастырских комплексов на вершинах было перестроено заново в XVI веке. Шесть из них действуют и сегодня. Самая впечатляющая особенность - купольные крыши, деревянные балконы и верхние этажи, которые буквально висят в воздухе и до которых добираются с помощью транспортирующих канатов и сеток. Я был в одном из шести сооружений, в монастыре Святого Варлаама (иеромонах Варлаам - первый житель, построивший на этой скале церковь в 1350 году). По высеченным в скале ступеням поднимался не менее получаса. Среди реликвий монастыря - в ризнице мощи святых, кресты, серебряная посуда, позолоченная плащаница основателей монастыря, рукописные кодексы в пергаменте, несколько сот книг и, конечно же, чудотворные иконы, излучающие ощутимую энергию. Священнослужитель подтвердил, что действительно мои ощущения имеют место у них в монастыре, и объяснил, что этот феномен - результат вложенных эмоций создателем иконы, у которого прежде всего были чисты и око, и помыслы...

Впервые подобное я испытал несколько лет назад до поездки в Грецию. Это было в Государственном музее изобразительных искусств в красивом здании на площади Героев Будапешта. Безусловно, все семь работ, принадлежащих кисти Эль Греко, заслуживают того, чтобы их рассматривать бесконечно. Завораживают задушевность и интимность образов «Благовещение», «Кающаяся Мария Магдалина». Богатая и на удивление изысканная цветовая гамма, тонкие оттенки сияющих красок поразили меня и до сих пор преследуют.

Увиденные шедевры будапештской коллекции не давали мне покоя, пока благодаря счастливому случаю я не увидел работы Эль Греко в испанском городе Толедо, где живописец жил длительное время. На мой взгляд, «Святой Андрей», да и другие лики святых дышат особой одухотворенностью. Темные, горящие глаза делают лицо особенно выразительным и проникают глубоко в душу.

Бесспорно, каждая икона - символ, несущий определенный духовный заряд, который обязательно проявляется в человеке, рождая эмоции, мысли, образы... Современный историк и публицист М. Назаров следующим образом охарактеризовал духовную суть символов: «Символ - это не безобидная вещь, это точки приложения духовных сил, добрых и злых, которые через эти символы - как через окна, двери, форточку - входят в нашу жизнь и соответственно влияют на нее».

Действительно, не может быть добрым человек, носящий свастику. Или представьте висящий в «красном углу» избы портрет попа Виссариона - бывшего сотрудника милиции Минусинска, любившего хорошо выпить и избить задержанного. Этот человек, объявивший себя Иисусом и читающий проповеди, призывающие к смирению, довел некоторых верующих в своем «городе-солнце» до умопомрачения и самоубийства.

Порой удивляет выбранный человеком символ. Согласитесь, к примеру, никого из нас не оставляет равнодушным «выбранный» Казимиром Малевичем «Черный квадрат». Он стал для него выражением бога, тем, что для верующего есть икона. «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен «Мадонны», - напишет тонкий критик Александр Бенуа после футуристической выставки «Ноль Десять», открывшейся в Петербурге в декабре 1915 года.

Отдаю себе отчет в том, что все это только мои предположения. Однако, тем не менее, из них вытекают следующие выводы: как у человека, создающего лик святого, поднимается рука с кистью, если он не вкладывает в работу свою душу, если во время написания он был в прескверном состоянии? Какую информацию несет он человеку? Конечно же, отрицательную. Аналогичный пример из нашей обыденной жизни: хозяйка, к примеру, готовящая на кухне борщ, нарезая свеклу, картофель и шинкуя капусту, сопровождает это все руганью в адрес мужа или детей. Не дай бог отведать такое кушанье: отрицательная энергия, заложенная ею при приготовлении, обязательно проявит себя!

Не претендую на открытие, сказав, что наши мысли материализуются, и то, что случайностей в жизни не бывает. Когда же начинаешь осознавать закономерность происходящих событий, встреч, появляется ощущение Пути и движения к познанию истины. Правильное впечатление сможет получить лишь человек, который сможет поразмышлять над этим на досуге, человек, который, как очень четко выразился по этому поводу практик трансперсональной психологии, автор книги «Да. Путь встречи с учителем» Виктор Абрамов, «сможет тысячи раз заледенеть от ужаса перед собственным неведением и уже допущенными им самим безрассудными действиями, человек, действительно осознавший действительную мощь своих мыслей. Человек, буквально распявший себя на кресте своего невежества и сумевший воскреснуть в блеске своего сознания, начинающий понимать, о чем идет речь в жизни».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: