Новосибирск 2.5 °C

Окно в невидимый мир

20.03.2003 00:00:00

Искусство иконографии берет начало
в римских катакомбах

 16 марта Русская православная церковь отмечала праздник Торжества Православия, который проводится ежегодно в первое воскресенье Великого поста. Установленный в 842 году праздник точнее можно было назвать торжеством почитания икон, так как после столетнего иконоборческого периода иконопочитание в православии окончательно укрепилось, став его синонимом. Часто в спорах с протестантами, не признающими святые иконы, можно услышать, что первые христиане не знали, что такое иконы, а утвердились они как новшество лишь в VIII веке на 7-м Вселенском соборе. Но так ли это?

Те, кто не признает иконы, обычно ссылаются на вторую заповедь Моисея, запрещающую изображать кого-либо и поклоняться кому-либо, кроме Бога. Действительно, Бог через Моисея заповедовал не поклоняться лжебогам и не изображать их. Самого же Бога древние иудеи не изображали, так как никто Его не видел. Но вот на землю явился Иисус Христос - третья Ипостась триединого Бога, Который был не только Бог, но и вполне осязаемый и видимый Человек. Потому христиане и стали Его изображать с первых же времен, свидетельствуя о Боговоплощении. Церковное предание гласит о том, что первые изображения Христа и Богородицы были еще при Их земной жизни. Самый известный из первых образов Христа - это Спас Нерукотворный. По преданию, эдесский князь Авгарь, болевший неизлечимой проказой, послал в Палестину своего подданного для написания портрета Христа. Иисус, видя, как некий человек среди толпы делает безуспешные попытки написать Его портрет, приложил к Своему лицу чистый плат (убрус), на котором и запечатлелся Нерукотворный Образ. От этой нерукотворной иконы впоследствии князь Авгарь излечился.

Но предание при желании можно оспорить, что и делают современные скептики и иконоборцы, однако официальные подтверждения наличия иконографических рисунков на стенах римских катакомб первохристианских времен оспорить трудно. Искусство иконографии, начавшееся в римских катакомбах в виде настенных схематических рисунков, окончательно расцвело в эпоху царствования императора Константина, объявившего христианство официальной религией. Иконы и храмовые росписи не только выполняли иллюстративные функции событий Священного Писания - посредством живописи осуществлялась попытка объяснить взаимоотношения между временным и вечным, человеческим и божественным. Но попытки эти были не всегда удачными, что и привело к движению иконоборчества.

Недавним язычникам, принявшим христианство, не всегда легко было понять суть православной иконы как видимое изображение невидимого мира, как окно в этот невидимый (по-православному - горний) мир. К сожалению, почитание икон в некоторых местах постепенно трансформировалось в поклонение им, что противоречит самому принципу православной веры - веры в Бога и Его святых. Православный христианин, почитая икону, на самом деле почитает того, кто на ней изображен. Не краску он почитает, не доску, а, взирая на образ, изображенный на иконе, он молитвенно обращается к Первообразу. Вот этот-то православный принцип и нарушался в некоторых епархиях Византийской империи. Кое-где иконы даже выбирали в качестве крестных при крещении, краску с икон соскабливали и подмешивали в вино для причастия. Все это было ближе к язычеству, нежели к христианству. Но вместо того, чтобы бороться с языческими проявлениями неправильного отношения к иконам, бороться стали с самими иконами, а точнее, с Церковью, отстаивающей иконопочитание. То, что причины иконоборчества в большей степени были политическими, а не догматическими, подтверждает тот факт, что иконоборческую ересь возглавили не церковные иерархи, а византийские императоры, пытающиеся ослабить как политическое, так и экономическое влияние Церкви.

В 787 году 7-й Вселенский собор принял догматическое установление почитания икон (именно почитания, а не поклонения, как пытаются передернуть современные иконоборцы), но по политическим причинам утвердилось иконопочитание лишь в 842 году, после которого и был установлен праздник Торжества Православия. С тех пор прошло более тысячи лет, но, к великому сожалению, неправославное отношение к иконам окончательно изжить так и не удалось.

Что люди, посещающие храм, в основном приобретают? Это свечи, иконы и книги. Что касается книг, то тут все ясно - тягу к познанию можно только приветствовать. Со свечами и иконами посложнее. Свеча - это прежде всего жертва на храм и символ нашей молитвы. Как молитва наша направлена к Богу, так и пламя свечи тянется к небу, освещая при этом все темные уголки нашего греховного сознания. Но у многих отношение к церковной свече чисто языческое: я, Господь, Тебе поставлю свечку, а Ты мне, например, дай пятерку на экзамене. Вариантов таких просьб, построенных по принципу «Ты мне - я Тебе», можно привести множество. Но все же в основном люди, ставя свечу, не забывают помолиться. Пусть неумело, пусть не совсем правильно, но все же молятся. А для чего берут иконы?

Православный христианин не представляет свое жилище без икон. В домашнем иконостасе обычно присутствуют иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Угодника и святых, особо чтимых в этом доме. Православный христианин молится перед иконами Богу, обращается за помощью к Богородице и ко святым, которые предстоят у Божьего престола. Как через увеличительное стекло фокусируются солнечные лучи, так и молитва православного христианина концентрируется в святых образах. Это и есть православное отношение к иконам. Но довольно значительная категория крещеных людей, называющих себя православными, называют икону словом, взятым из языческой лексики, - оберег. Если человек носит с собой икону как видимый образ невидимых небожителей, с которыми постоянно находится в молитвенном общении, - это православие, но если ту же икону он носит в качестве оберега - это уже язычество. Православный человек, имеющий машину, обязательно поместит в ней икону Спасителя или Николая Угодника для молитвенного обращения к ним с просьбой о защите. Человек же, поместивший в машину те же иконы и не имеющий понятия о Боге и Его святых, не видящий за образом Первообраз, не различающий подкову «на счастье» от иконы «на всякий случай» - это уже язычник. А если к тому же у него в кабине рядом с иконами на веревочках болтаются разные чертики и амулеты, а стенки украшены голыми девицами, то это не только язычник, но и кощунник. И лучше бы ему иконы не иметь. В православных изданиях пишется, что настанет время, и за это кощунство спросится, как, впрочем, спросится и с модниц, носящих крестик в качестве украшения.

Благоговейное отношение православных христиан к иконам естественно, как естественно для христиан всех конфессий благоговейное отношение к Библии. Но не обвиняет же никто протестантов в поклонении Библии, так отчего же в богословских спорах так часто звучат обвинения православных в поклонении иконам? Зачастую они строятся на вышеперечисленных негативных примерах, но эти примеры, повторимся еще раз, к истинному православию никакого отношения не имеют. Так же как не имеют к нему отношения и различные писания, распространяемые в православной среде, о необходимости срочно помолиться какой-либо конкретной иконе. Чего стоят писания о Песчанской иконе Божией Матери: мол, не помолились когда-то россияне этой иконе, и Господь покарал их революцией. Вот так, не за грехи покарал, не за богоотступничество и маловерие, а за отказ помолиться иконе. Это уже не язычество, это ересь какая-то. С некоторых пор эта ересь воплотилась в ажиотаж вокруг Ченстоховской иконы. Последний срок всеобщей молитвы этой иконе назначен некой женщиной, слышавшей «голоса», на Страстную пятницу - день, когда православные всего мира вспоминают трагическое событие распятия Христа, и по традиции в это время «вся плоть да молчит». А если, мол, не помолимся, то будет как в 1917 году.

Самое печальное, что такие призывы находят отклик в православной среде, так же как находятся любители безвкусных аляповатых современных икон, выпускаемых официальными предприятиями, производящими церковную атрибутику. Современные иконы становятся все более похожими на елочные украшения в дешевой мишуре. Такой иконой, имея определенный вкус, можно любоваться, но молиться перед ней трудно, а именно в этом заключается ее предназначение. Икона не украшение в квартире, не картина для любования. Правда, в знак благодарности Христу, Богородице и святым наши благочестивые предки украшали храмовые иконы дорогими окладами, но сами иконы были строги в исполнении, и этим православная икона отличалась от иконы католической. Блескучесть современных икон, яркие краски, подрумяненные губки и щечки на ликах святых чужды традиционному стилю византийского иконографического письма. Недаром в дореволюционные времена специальная синодальная комиссия регулярно проводила рейды по епархиям с целью выявления и уничтожения в церковных печах икон неканоничного письма. И недаром Церковь установила ежегодно праздновать Торжество Православия, дабы не только отметить победу православных над ересью иконоборчества, но и напомнить о тех причинах, которые к этой ереси привели.

Подготовил Валерий МЕЛЬНИКОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: