Новосибирск 8.9 °C

Дороги тридцатого года

22.03.2003 00:00:00

О российско-сибирской беде под названием «дороги» сегодня не ввертывает словечко только ленивый. Попало в ямку колесо любимой «Тойоты» - возмущенный вопль «Куда начальство смотрит?» Ухабчик в асфальтобетоне образовался - опять водительское шипение по всем средствам массовой информации. Заелись, дорогие земляки. Привыкли. Посему предлагаю в очередной раз нырнуть в нашу удивительную историю - дабы нынешняя жизнь, при всех ее сложностях, медом показалась.

Сибирь 1930 года

 Из доклада о дорожном строительстве Сибкрая от 26.11.1926: «Существующая сеть государственных и местных дорог Сибкрая (Западная и Восточная Сибирь вместе. - С.К.) насчитывает: шоссейные дороги - 106 км, гравийные - 2830 км, грунтовые - 85441 км. Протяженность дорог с твердой одеждой (шоссе) на 100 кв. км территории: Англия - 127 километров, Франция - 115 километров, СССР - 100 метров, Сибирь - 2 метра 62 сантиметра. Годовые расходы по содержанию одного километра дороги в Сибири в 1913 году - 1450 рублей (шоссе) и 375 рублей (грунтовая), в 1925 году - соответственно 515 и 105 рублей...»

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: «По сохранившимся в литературе и архивах описаниям, гравийные дороги Сибири представляли собой большей частью обычные грунтовые, присыпанные галькой. На грунтовых дорогах проезжая часть была настолько изрезана колеями, что телеги «садились» по самые оси, а во многих местах дорожное полотно отсутствовало вообще. Единственное шоссе у Иркутска было изношено на 93%. На всех дорогах Сибири, от Читы до Омска, насчитывалось 156 каменных и железобетонных труб, все остальные искусственные сооружения были деревянными. С этого - почти с нуля - и пришлось начинать нашим предшественникам, первым дорожникам Новосибирска».

Из пояснительной записки по Новосибирскому округу от 01.10.1928: «Всего по округу насчитывается 8935 км дорог, из них мощеных камнем - 3 км, остальные грунтовые. Мосты на дорогах были разрушены колчаковцами в 1919-1920 годах, после чего наступило полное бездорожье...»

Ну, положим, и красные сибирские партизаны в те годы к мостам немало динамита приложили, но не в этом суть. Важно, что всего семь десятков лет назад новосибирцы буквально задыхались без дорог. Ибо по грунтовке в нашем климате весной, осенью и после летнего дождика даже на телеге далеко не уедешь.

Телеграмма от 01.06.1930: «На 1930 год намечено перестроить по всему округу 1400 км грунтовых дорог с затратой 840 тыс. рублей, из них только 140 тыс. рублей деньгами. Зам зав Окрдоротделом Димов».

Дорог нет. Денег на их строительство - тоже. Что делать? Пришлось вспомнить опыт проклятого царизма: при нем все работы по поддержанию дорог в проезжем состоянии велись самими крестьянами за счет так называемой дорожной повинности. Иначе говоря, дороги строили и содержали всем миром.

Вот и пошло, как водится на Руси, - куда капиталистический конь с копытом, туда и социалистический рак с клешней.

Трудовая повинность в действии
 Из протокола заседания Чулымского РИК (райисполкома - С. К.) от 26.12.1929: «Трудгужповинность обязательна для населения, проживающего в сельской местности. Размер - 6 дней в год для каждого трудоспособного от 18 до 45 лет (мужчины) и до 40 лет (женщины) и 3 дня в год - с лошади...»

«Трудгуж» - стало быть, трудовая и гужевая одновременно. Идея казалась замечательной: начиная с 1930 года, все новосибирские сельчане с песнями выходят на свои щербатые грунтовки и под руководством профессиональных дорожников строят их и ремонтируют.

А вот, кстати, и они - сотрудники Новосибирского Дорстроя (до августа 1930 - Окрдоротдела). В архиве сохранились их имена и даже кусочки биографий.

Первый начальник Дорстроя - Перцев Максим Яковлевич. Год рождения - 1892. Начинал трудовой путь слесарем в локомотивном депо, с 1916 года - машинист паровоза депо Чита. К 1930 году товарищ Перцев получил высшее военное образование и пост главного дорожника Новосибирска. Кстати, образование вполне профильное - дорожники тогда входили в систему НКВД! А первый дорожный инженер Новосибирского округа - Пастухов Александр Карпович, 1893 года рождения, томич, из рабочих, по образованию - инженер-путеец. Этим людям и предстояло одолеть гидру сибирского бездорожья.

Сохранился и адрес Дорстроя: улица Пушкина, 22 - ныне эта улица уцелела только мелкими кусочками. А всего коллектив новосибирских дорожников в 1930 году насчитывал 29 человек: 7 - в Новосибирске и 22 - на дорогах округа. Итого на каждого дорожника, включая секретаря-машинистку, приходилось по 308 километров дорог! А насколько отчаянно стояла тогда кадровая проблема, можно оценить по следующему документу:

Письмо N Д012 от 05.01.1930: «В издательство «Советская Сибирь». Доротдел просит срочно изготовить 50000 штук повесток по прилагаемому образцу».

Из справки N 008 от 19.03.1930: «Новосибирский Окрдоротдел приступил к постройке тракта Новосибирск-Кузнецк через Плотниково-Репьево-Карпысак-Коурак протяженностью 146 км. На 1930 год предусмотрено устройство дорожной просеки с корчевкой пней, устройство земляного полотна на участке 12-23 км от Новосибирска. Окончание постройки предполагается к 01.10.1932 г. Пастухов».

Так и было задумано - получил крестьянин повестку, взял лошаденку и нехитрый инструмент, и вперед, корчевать пни на будущей дороге!

Странная вещь - при перелистывании пыльных документов не раз возникает ощущение короткого замыкания разных эпох. Ослепительная вспышка: российские реформы девяностых и голодные тридцатые годы...

А мосты перед паводком просто разбирали
 Телеграмма от 31.05.1930: «Трудгужповинность по постановлению Окрисполкома N 1090 от 18 мая расценивать пешедень 1 р. 36 коп. подвододень 3 р. 75 коп. Эти суммы учитывать, но не выплачивать. Окрисполком».

Любой из наших сегодняшних реформаторов, от Гайдара до Починка, с удовольствием подписался бы под этой формулировкой семидесятилетней давности: зарплату учитывать, но не выплачивать, хотя бы во избежание инфляции...

Но гладко оказалось на бумаге. Прежде всего сельские чиновники быстро смекнули: принудительно-повинный мужик, да еще с подводой, да на халяву - самая затычка для каждой административной дырки.

Записка от 07.03.1930: «Вассинскому и Алексеевскому РИКам. Высланные вам Окрдоротделом повестки для работ по дорожному строительству используются вами не по назначению. Так, Томиловский с/с писал повестки на перевозку кулаков... Все, по вине которых трудгужповинность используется не по назначению, должны привлекаться к строжайшей ответственности. Перцев».

Но и райисполкомы «отгавкивались» от дорожников не менее успешно.

Из протокола N 40 заседания Колыванского РИКа от 19.05.1930: «Ввиду того, что в силу недостатка кормов рабочий скот, мобилизованный по трудгужповинности, является истощенным, а также ввиду позднего начала сева (окончание не раньше 17 июня) начало дорожного строительства с 1 июля с. г. признать невозможным. Секретарь РИК (подпись)».

Тогда Новосибирск делает еще один кадровый ход.

Из письма N 304у от 21.05.1930: «Выделите одного члена РИКа, наиболее развитого и грамотного, в качестве уполномоченного по привлечению трудгужсилы для содействия выполнению дорожных работ. Зампредисполкома Подчасов».

Но и эта карта оказывается битой.

Телеграмма от 01.06.1930: «Всем РИКам. Имеются случаи назначения сельских уполномоченных по дорожному строительству на другие работы. Окрдоротдел просит дать срочные указания сельсоветам воспретить эту практику. Перцев».

Тем не менее мелкие чиновничьи фокусы были отнюдь не самым суровым тормозом дорожного строительства у сибиряков. По документам тех лет явственно видно, как тогдашний народ использовал малейшую возможность, дабы увернуться от ненавистного бесплатного труда...

Запсибкрайдортранс Новосибирск, Коммунистическая, 16, тел. 9-11, N 1-1б246 от 07.10.1930: «Сельсоветы не все знают о существовании дорожной повинности. Нет специальных списков трудоспособных граждан, подлежащих ее отбыванию (Ярской, Томиловский, Мошниновский с/с). Более того, РИКи широко оповещают население, что все работающие на желдорстрое освобождаются от дорожной повинности... В результате крестьяне дают подписку на работу в Сибжелдорстрое, работают там 2-3 дня и, заручившись удостоверением, уходят и оттуда».

Доходило и до откровенного саботажа.

Из акта от 27.06.1930: «Сего числа при приемке щебня у пяти возчиков, прибывших по трудгужповинности из деревни Локти Новосибирского района, обнаружилось, что внутри конусов щебня были замаскированы земля, пни и крупные камни, чтобы скорее выполнить норму... Предлагаю привлечь вышеуказанных граждан по ст.169 УК. Дортехник Комиссаров».

Служебная записка дорожного техника Лебеженинова от 05.07.1930 (Новосибирск-Кузнецкий тракт): «Объехал деревни Гусинка, Издревая, Жеребцово. Положение ужасное. Явка на трудгужповинность ничтожная - в Жеребцово из 189 подвод на дорогу выехало 8. Среди прибывших на тракт по повинности развиты пьянство и хулиганство: возчики везут водку, остальные ее у них покупают. Необходимы решительные меры...»

Год 1930-й - время разгара коллективизации, когда деревню и ее жителей ломали через административное колено. Крестьян с лошадьми зачисляли в кулаки и ликвидировали как класс, посему желания принудительно вкалывать на дорогах у них не было, а из безлошадного бедняка дорожный труженик на голодное брюхо получался очень даже не ахти. Вот лишь документы, сохранившие атмосферу тех лет.

Открытка со штампом села Вьюны Колыванского района от 19.05.1930 на имя М.Я. Перцева: «Здравствуйте, Максим Яковлевич! Ну, и послали же вы меня в могилу! Успешно двигаться никак невозможно, так как нечего кушать. Все отказываются идти на дорогу, т. к. голодный не пойдешь. Не знаю, что делать. Хлеба купить почти невозможно. Прораб Зарембо уехал 11 мая в Новосибирск, а присланный вами студент-практикант сидит в Колывани. Сельсоветы помощи не оказывают. Жду от вас сообщений в Пихтовке. Дорожный техник Макаров, Шегарский тракт. (Нынешняя дорога Новосибирск - Колывань - Пихтовка. - С. К.)».

Письмо Президиума Запсибкрайисполкома N 304у от 23.06.1930: «Недостаток продовольствия у некоторой части населения не может служить оправданием уклонения от трудгужповинности. Уклонение по этой и другим причинам приняло массовый характер. В результате стало невозможным обеспечить бесперебойное движение автотранспорта и свободную переброску сельхозмашин и орудий».

1930-й - год первых закупок американской техники, включая дорожную и сельскохозяйственную. Увы, быстро выяснилось, что по новосибирским дорогам летом она пройти не может - тонет в грязи. Зимой тем более - замерзает вместе с соляркой, разваливаясь на ухабах. Этому даже было посвящено несколько заседаний комиссий Крайисполкома и как минимум одна записка...

Записка N 014 от 25.12.1930: «Зам. прораба т. Хоменко. Немедленно отправьте трех лошадей для перевозки трактора «Фордзон» из Каргата в город. Упряжку ввиду плохого состояния дороги сделайте «гусем». За нач. Дорстроя - Поспелов».

Три полудохлые лошадиные силы, буксирующие трактор, - такая вот сибирская птица-тройка тысяча девятьсот тридцатого года, как бы ее ни пытались представить иначе...

Новосибирский округ - нынешняя Новосибирская область - буквально тонул в грязи от полного бездорожья. Тем не менее дорожное строительство почти не продвигалось. Не помогал даже самый мощный кнут - административный.

Телеграмма от 12.07.1930: «Уклоняющимся от трудгужповинности немедленно организовать заседание нарсуда за невыполнение государственной повинности. Секретарь Окрисполкома Шварц».

Наказанием был штраф - на первый случай от 2 до 4 рублей. Немалая сумма для сельчанина тех лет - но бывало, что люди наскребали и ее, лишь бы только не строить дороги! И уж совсем с облегчением вздыхал сельский народ, когда от повинности можно было увильнуть на законных основаниях...

Окончательно подкосила дорожные работы тридцатого года - правильно, реформа. Отмечу, что слово это приобрело в Сибири ругательно-малоцензурный характер отнюдь не в наши девяностые годы, а в те самые далекие тридцатые...

Телеграмма от 13.08.1930: «Всем РИКам. В связи с ликвидацией округов Новосибирский Окрдоротдел постановлением Крайисполкома реорганизован в дорожно-строительный участок с оставлением в его ведении только строительных функций по бывшим окружным дорогам. Все строительство и содержание районных и сельских дорог, а также колхозных дорог возлагается на соответствующий РИК. Порядок привлечения трудгужповинности сохраняется. Начальник Дорстроя Перцев».

Той же телеграммой 15 районам выделялись целевые средства на обеспечение дорожных работ текущего и будущего года. Например, Колыванскому району - 152 рубля 62 копейки, Новосибирскому - 143 рубля ровно: примерно месячная зарплата дорожного техника... В нищих районных бюджетах - блоха на аркане да вошь на цепи, как невесело шутили в те годы - денег на дороги тем более не было. «Верхам» оставалось лишь давать бессильные указания и тоскливо констатировать факты...

Из письма N 010 от 15.09.1930: «В августе в связи с ликвидацией округов все строящиеся тракты переданы в РИКи, равно, как и ремонт дорог. Районы не укомплектованы дорожными работниками, поэтому это равносильно прекращению работ. Перерыв в работах приведет дороги в еще худшее состояние, чем до ремонта, так что не исключено, что в следующем году все придется начинать заново. Начальник Дорстроя Перцев».

Так оно и получилось. И точно так же получалось впоследствии, год за годом в течение нескольких десятков лет, аж до послевоенных пятидесятых годов. Только тогда благодаря освоению целинных земель в области стали появляться первые по-настоящему благоустроенные дороги...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: