Новосибирск 4.7 °C

Жизнь, как сплошное междометие...

22.03.2003 00:00:00

Корреспонденту «ВН» одному из первых и единственному из представителей печатных СМИ Новосибирска посчастливилось увидеть новую работу известного кинорежиссера, лауреата Государственной премии Юрия Шиллера. Просмотр киноленты «Падение Икара» состоялся на Западно-Сибирской студии кинохроники.

Юрий Шиллер. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Оно странное - это неигровое кино. Неожиданное, необычное, не понятное для многих, а потому, к сожалению, не имеющее широкой зрительской аудитории. Сюжет этих картин невозможно пересказать. Это кино эмоций, чувств, ощущений, движения души. А за кадрами - терзания и размышления автора, глубокие раздумья.

Режиссер в своих картинах никогда не отвечает на вопросы. Даже не ставит их перед зрителем. Потому-то все фильмы Шиллера лишены даже намека на нравоучительство. Более того, он не заставляет и не призывает, он не декларирует нравственные и иные ценности - он только мягко предлагает неторопясь поразмышлять вместе с ним, с автором, и героями его кино о сущности жизни и мироздания.

Юрий Шиллер не выставляет и оценки своим героям, ничем не выказывает своей авторской позиции. Режиссер - сторонний, пристальный, внимательный наблюдатель. И художник! Ведь тогда настоящее документальное кино становится искусством, когда без лишних слов, лишь при помощи тщательно отобранного и выстроенного видеоряда, точно подобранных мини-сюжетов, из разрозненных фрагментов создается цельный продукт-фильм. Так настоящая икона отличается от дешевой подделки, когда она освящена глубинной мыслью автора, его раздумьями, сомнениями и искательством.

Но это и не элитарно-экспериментальное кино. Шиллер противник всяких каких бы то ни было звуковых и видеоэффектов, постановочных кадров, выпячивания страстей. Его герои - русские мужики, бабы, их дети, их повседневный быт, бесхитростный уклад, раз и навсегда заведенный порядок и... мечты. Они фантастически наивны, парадоксальны мечты этих чудаков. Казалось бы, им ли, этим милым провинциалам сибирских деревень и районных центров, затертым повседневными заботами и бытом, рассуждать о звездах, о смысле существования. Им ли, вроде бы забитым бесконечными экспериментами и реформами, враньем и вероломством властей, философствовать. Когда животины полон двор, детей надо кормить и одевать, надо сеять и пахать, женить и хоронить. Откуда столько терпения, сил, духа! Откуда столько жажды любви к миру, в котором они живут!

Шиллер показывает другую, неведомую Россию даже для самих россиян. Недаром фильмы наших новосибирских кинорежиссеров - Шиллера, Соломина и других - нарасхват за рубежом. Из стран Европы все чаще приходят запросы на формирование пакетов кинолент и прокат их во Франции, Австрии, Израиле.

В новом фильме, снятом в Карасукском районе, режиссер остается верен себе. С позволения автора приведем фрагмент текста заявки на новый фильм. Вот что писал Юрий Андреевич о своей идее, еще только общей, не до конца сформировавшейся, потому что он никогда не снимает кино по заготовленному сценарию. В начале записки характерная цитата из Николая Бердяева, которая является как бы эпиграфом к заявке: «Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности, - он расплывается в пространстве. И это было не внешней, а внутренней судьбой русского народа, ибо все внешнее есть лишь символ внутреннего... С более глубокой, внутренней точки зрения сами эти пространства можно рассматривать как внутренний духовный факт русской судьбе. Это - география русской души» («Судьба России». Н. Бердяев).

И далее - Юрий Шиллер - о будущем фильме и месте съемки: «В Кулундинских степях сразу ощущаешь эту безграничность и необъятность русского пространства. От села до села - не менее трех десятков километров, а между - поля, озера, солончаки... Время здесь имеет свою особую природу - оно неоднородно. Прошлое словно заблудилось в этих степях, и так и не сумело вовремя исчезнуть, а что является настоящим тоже не всегда сообразишь.

Будущий фильм - попытка изнутри, на бытовом уровне разобраться, насколько верен в наши дни этот тезис Н. Бердяева.

Фон - сегодняшняя жизнь сибирского села, в которой ни социализма, ни капитализма... Как бы еще существуют колхозы, и как бы уже есть фермеры. Жизнь, как сплошное междометие...»

Село Хорошее, Карасукский район. Болота, поля, озера. Вот и герой. Мужик, шоферит на «скорой», держит хозяйство и терзается мыслью взлететь на своем самоделашном самолете до облаков. Он уже несколько раз пытался подняться в небо. И все неудачно. Мужики вокруг смотрят с интересом, но ни одного скептического взгляда, ни одной насмешки. И жена не вмешивается в мечту мужа. Она смирилась, а только с жалостью, с обреченностью, так свойственной русским бабам, смотрит на затею мужа, провожает его на «взлетное» поле и встречает израненного после очередной попытки. Он опять упал на своем самолете, сделанном из брусков и реек, легкого движка и парусины. Едва поднялся над землей и упал. Но он обязательно взлетит...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: