Новосибирск 2.6 °C

«За Веру, Волю, Отечество!»

02.04.2003 00:00:00

В Новосибирском кадетском корпусе готовится к открытию
казачий класс со своими особыми учебными программами

 Перед нами как будто кадр из исторического фильма: на лихих конях скачут всадники в полном казачьем обмундировании - папахах, бекешах, при шашках на боку, нагайках за голенищем. Это казаки станицы Краснообск готовятся к разводу конных патрулей для охраны общественного порядка. Положительный опыт охраны правопорядка казаками в нашей области уже есть. Например, в поселке Линево, где казаки 9-го (Новосибирского) отдела Сибирского войскового казачьего общества несут такую службу по договоренности с местными властями, ими задержано за убийства и грабежи 3 человека, 12 квартирных воров, несколько десятков хулиганов, сотни пьяниц.

Но казачество - это не очередная охранная структура. Сибирское казачье общество, имеющее статус общественной организации, занимается изучением и пропагандой духовных основ русского воинства, казачьей культуры, историко-патриотическим воспитанием молодежи. «Казаки - древний православный народ более чем с тысячелетней историей, который на протяжении веков вел кочевое полувоенное существование, - рассказывает руководитель военно-патриотического клуба «Сибирский казак» Александр Кутник. - Военизированный быт казаков родил уникальную воинскую культуру. Собственный уклад, традиции самоуправления позволяли казакам выжить в условиях войн, общественных катаклизмов, начать возрождение после долгих лет расказачивания».

С будущего учебного года при поддержке сибирского казачества в нашем Кадетском корпусе откроется казачий класс. Собственно, военно-патриотический клуб «Сибирский казак» является структурным подразделением СКК и создан в целях подготовки кандидатов к зачислению в казачий класс.

На сегоднящний день 9-й отдел Сибирского войскового казачьего общества насчитывает 400 человек. Значительная часть из них - военнослужащие, сотрудники МВД. «На самом деле казак - это не профессия и не национальность. Это ментальность, - говорит Александр Кутник, - поэтому людей, считающих себя казаками, в Новосибирске может оказаться гораздо больше. В России их на сегодняшний день около 1,5 миллиона человек».

История семьи казачьего сотника, атамана станицы Бердской Александра Цыбеногова - суть трагическая история российского казачества в период советской власти. Дед и дядья Александра Николаевича воевали в Гражданскую на стороне белых. Почти все мужчины погибли. Уцелевшая часть семьи вместе с другими казаками, отступившими под натиском красных, осели в Маньчжурии и жили там до 1954 года. В период расцвета русско-китайской дружбы эмигрантам позволили возвратиться на родину. Отец Александра Николаевича с четырьмя братьями, дожившими до этого дня, вернулись в СССР. Жить на исконных казачьих землях, естественно, не разрешили. Александр Цыбеногов родился на целине. Потом перебрался в Сибирь. По профессии Александр Николаевич - военный, служит в Бердской бригаде спецназа. За его спиной - две чеченские кампании, в общей сложности 2,5 года на войне.

В царской России существовали несколько казачьих кадетских корпусов, где учились только казаки, - Кубанский, Донской, Владикавказский, Оренбуржский. Последним, действующим в изгнании после Октябрьской революции, остался Александра III Донской казачий кадетский корпус. Он же стал одним из первых, вновь возродившихся после распада Советского Союза.

Обряды инициации, сопровождавшие процесс воспитания мальчиков как будущих воинов, на которых строилась система обучения в кадетских корпусах, стараются возродить современные казаки.

«Новокрещеного казачонка отец опоясывал шашкой и отдавал матери со словами: «Вот тебе казак!». Волосы, остриженные при крещении, крестильная рубашка хранились потом всю жизнь казака, клались вместе с ним в могилу или сжигались, если он погиб на чужбине. В трехлетнем возрасте мальчика сажали на коня и совершали ритуальный круг по майдану. При этом отец поддерживал сына, дед творил молитву. С пяти лет начинались занятия верховой ездой и обучение традиционным боевым искусствам. В 10-12 лет забирал сына батька с собой в полк. Там среди взрослых казаков познавал он военную жизнь изнутри во всех мелочах, становясь бывалым раньше своих лет. После того как молодому казаку исполнялось 17 лет, родители заботились о свадьбе, если, не дай Бог, случится казаку попасть на войну, сгинуть - чтобы дети остались, казачий род продолжался. Вот почему носили последние в роду казаки серьгу в левом ухе, чтобы атаман или командир видел, берег особо.

Если не уберегли казака товарищи, приходилось им вести его боевого коня в поводу в станицу, ответ держать перед его семьей. Поэтому казаки не выдавали друг друга ни живыми, ни мертвыми, предпочитали вместе погибнуть, чем бросить товарища.

Православная вера - главная основа зарождения казачества. Есть у казаков легенда, что приняли они крещение от самого равноапостольного Кирилла, ранее всех на Руси. Заодно с единоверцами казаки стояли на Куликовом поле. Видение Пресвятой Богородицы отвратило неустрашимого гетмана Сагайдачного от осады православной твердыни - Троицко-Сергиевой лавры в смутное время. За единоверцев, превозмогая обиду, пустился в последний момент атаман Межаков с донцами на выручку почти разбитого поляками ополчения Минина и Пожарского, хоть те накануне отказались от помощи «воров-казаков», - об истории казачества, казачьих традициях Александр Кутник может рассказывать часами.

Собственно, история казачества, история православия, Закон Божий наряду с физической подготовкой и обучением казачьим боевым искусствам лягут в основу учебных программ для кадетов-казаков. «Разве могут устареть традиции чести и славы, разве может устареть вера? - говорит Александр Кутник. - Мы надеемся, что выпускники казачьего кадетского класса станут впоследствии элитой казачьего народа и завершат процесс восстановления казачества».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: