Новосибирск 2.8 °C

Город двухэтажных автобусов

08.04.2003 00:00:00

Как живешь, сосед?

 Автобусами в два этажа, как известно, славится город Лондон. Но с недавних пор, чтобы увидеть этих гигантов городского транспорта, отнюдь не обязательно мчаться выпрашивать визу в британском посольстве - комфортабельные железные гиганты получили постоянную прописку на маршрутах соседнего с нами города Барнаула.

Транспорт в алтайской столице приятно поражает новосибирского гостя. Ни одного раздолбанного пазика или гробика на колесах марки «Таджик» на маршруте не увидишь - только «вольво», МАНы и прочая одно- и двухэтажная техника стран дальнего зарубежья. Прямо на линии догнивают на ходу старенькие муниципальные ЛИАЗы и «Икарусы», но погоду они уже явно не делают. Зато бережно сохранен электротранспорт: трамвайных депо аж три штуки, ни одной рельсины не демонтировано, и трамвайчики бегают с минимальным интервалом, как в ностальгически вспоминаемое советское время. Троллейбусное депо хоть и одно, но укомплектовано в основном новыми троллейбусами уфимского производства и работает довольно четко.

Самое удивительное для новосибирца в городе Барнауле - тарифы и льготы. Проезд в муниципальном транспорте - 4 рубля, в частном автобусе - 5 рублей, в «газели» - от 5 до 6 рублей. Это при том, что маршруты не такие уж и короткие: за «пятерку» на «маршрутке» можно проехать расстояние примерно от нашего вокзала до Затулинки, что в Новосибирске обойдется при том же комфорте на три рубля дороже. Более того, барнаульских пенсионеров (плюс ветеранов войны и так далее) все частные автобусы возят бесплатно даже при полном отсутствии дотации со стороны администрации города (а цены на бензин в Барнауле в точности равны новосибирским).

Начальник транспортного отдела администрации города Барнаула Сергей Калинкин: «Мы выступаем в качестве муниципального заказчика пассажирских перевозок на маршрутах города. Сегодня есть маршруты, скажем так, единого хозяина, и есть такие, на которых работает сразу несколько перевозчиков. Особых конфликтов между муниципальными ПАТП и депо и частными перевозчиками нет - наш транспортный рынок пока еще фактически в стадии насыщения. За маршрутами следим тщательно: каждая новая линия утверждается специальным распоряжением мэра города...»

У барнаульцев нет «прокладки» между мэрией и транспортниками в лице нашего управления пассажирских перевозок: ПАТП и депо подчинены мэрии напрямую, что экономит немалые бюджетные средства. В городе существует четкий реестр маршрутов, при котором наша ситуация в 32 линии на Красном проспекте просто невозможна. Более того, без четкого обоснования и утверждения главой городской администрации ни один маршрут на карте города не появляется.

Сергей Калинкин: «Конкурсное распределение маршрутов пока не проводим. Изучаем опыт других городов в этом плане (не хочется повторять чужих ошибок) и готовим соответствующий пакет документов. Думаю, что введем конкурсы к концу года. По тарифам и льготному проезду пенсионеров - пока находим некий консенсус с предпринимателями, используя юридические рычаги...»

Тем не менее «забастовка» частных перевозчиков в Барнауле была: в начале марта примерно треть машин под благовидным предлогом не вышла на линию. Требование было простым: либо отменить перевозки льготных пассажиров, либо повысить тариф. Но в конце концов мэрии удалось найти компромисс, сохранив все как есть, включая льготную систему.

Константин, владелец нескольких барнаульских автобусов: «Да, прибыль без льготников могла бы быть у нас и больше, но пока что добрые отношения с мэрией важнее. А вообще-то мы просчитали: если бы за проезд платили все, то пятирублевого тарифа нам бы хватило до конца года как минимум. Просто пассажиры должны четко представлять: до тех пор, пока тот, кто платит, платит «за себя и за ту бабушку», плата за проезд или будет высокой, или будет расти - закон экономики...»

Золотые слова - в принципе в Новосибирске мы наблюдаем то же самое...

Сергей Калинкин: «Муниципальные транспортные предприятия переживают у нас, как и везде, нелегкие времена - так, из двух автобусных парков удалось сохранить лишь один. Зарплата? Есть долги порядка двух месяцев - сейчас вошли в график выплат, но погасить прошлогодний долг пока не удается...»

Барнаульское транспортное руководство приняло любопытное решение: разрешить муниципальным водителям и кондукторам получать часть зарплаты ежедневно непосредственно из дневной выручки экипажа. Привез деньги, сдал в кассу - тут тебе из них и отсчитали определенную сумму по отдельной ведомости... И, по крайней мере, уровень социального напряжения в барнаульских ПАТП и депо существенно ниже новосибирского.

Не могу удержаться и не подкинуть вопросик насчет двухэтажных красавцев-автобусов - как раз на аудиенцию к Сергею Юрьевичу подъехал на таком...

Сергей Калинкин: «Знаете, когда у нас появились первые частники, муниципальный транспорт был в лучшем состоянии, чем сегодня. Поэтому конкуренция была довольно жесткой. А чем привлечь пассажира? Да в первую очередь комфортом, а то и необычностью. Вот так и стали появляться на частных маршрутах пусть подержанные, но современные машины. И мы, естественно, заключали на них договоры в первую очередь, и пассажир привык - замени сейчас на линии «вольво» на пазики, так он лучше на трамвае поедет, благо сеть электротранспорта у нас хорошая...»

И опять укол зависти к соседям - оказывается, пока мы вытягиваем на новосибирские маршруты разномастную железную шелупонь, всего в двух сотнях километров отсюда сумели приучить предпринимателей и горожан к комфортабельной езде на нормальных машинах.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: