Новосибирск 0.3 °C

Вдох глубокий, руки шире... от 08.04.2003

08.04.2003 00:00:00

Начинается разработка
программы развития области до 2008 года

 Последние двенадцать лет ни на федеральном, ни на региональном уровне никаких долговременных целей не ставилось. Естественно, не разрабатывалось долгосрочных и среднесрочных программ. Максимум, на что хватало органов власти федерального уровня, - составить прогноз развития на один год или вспомнить об уборке урожая текущего года в сентябре. То, что сегодня ставится задача планирования социально-экономического развития нашей области на четыре года вперед, значит, что власть уже прочней стоит на ногах и способна от лозунгов переходить к действиям. С другой стороны, есть вероятность, что региональные программы могут превратиться в формальность: местные власти могут лишь ограничиться «подтягиванием» областных показателей к цифрам, спущенным из Москвы. У нас, считает доктор экономических наук, член-корреспондент РАСХН, проректор Сибирского университета потребительской кооперации Юрий Новоселов, такого случиться не должно.

- Прежде всего потому, что, как сказано в постановлении губернатора о разработке среднесрочной программы, основные направления развития области до 2008 года будут определяться с учетом мнений всех здравых сил - от ученых и депутатов всех уровней до общественных организаций и инициативы граждан.

Во главу угла должен быть положен рост доходов населения. Только он может способствовать подъему экономики территории. Наш губернатор это прекрасно понимает. Данный тезис вовсе не изобретение мое или Толоконского. Его в свое время блестяще реализовал выдающийся экономист Людвиг Эрхарт, поднявший экономику проигравшей Германии после Второй мировой войны.

Бедное население не способно покупать продукцию, и подъем объемов производства в таком случае окажется бесполезным. Однако нельзя не учитывать и второе необходимое условие: рост доходов тогда стимулирует экономику, когда продукция местных производителей конкурентоспособна. Если этого нет, хоть до 20 тысяч рублей подними нам зарплату, народ будет покупать привозные товары. Здесь два момента. Либо выпускать высококачественную продукцию по хорошим ценам, либо менее качественную, но по более низким, чем Турция и Китай. Боюсь, конкурировать с мировыми производителями высокотехнологичной техники мы сможем еще не скоро. Но есть продукция, которую у нас могут делать ничуть не хуже, чтоб не приходилось возить гвозди из Германии, а сливки - из Бельгии.

В программе должны найти отражение все основные отрасли экономики. Помимо таблиц, обязательных для программы, ее необходимо дополнить предложениями, в которых будет конкретизироваться деятельность администрации на следующие четыре года - с мероприятиями, основными объектами, источниками инвестирования. Не только бюджетными, и, может быть, даже менее всего бюджетными, но с предоставлением определенных льгот и других форм поддержки предприятий, участвующих в программе. Если говорить о сельском хозяйстве, нельзя не учитывать, что, по самой скромной оценке, около 60 процентов мяса, почти половина молока и более 90 процентов овощей, картофеля, плодов и ягод сегодня производится на личных подворьях. Единственное, чем их надо поддержать, - купить их продукцию. У нас же порой доходит до дикости. Молоко спаивают телятам или выливают на землю - потому что до приемного пункта везти нет возможности. Конечно, собирать продукцию, объезжая деревенские дворы, трудней, чем дожидаться, пока сельчане соберутся привезти свой товар в город. Но этим решаются сразу две проблемы. Обилие продукции позволяет надеяться, что цены на нее не будут зашкаливать. Селяне же, получив деньги за свой товар, приедут в город и купят то, что произвели горожане. Если, опять же повторюсь, продукция тех будет конкурентоспособной.

Чтоб программа заработала, она должна охватить все уровни управления - областной, районный и самый сложный - уровень муниципальных образований. Таких сейчас 460. На них возлагается ответственность, сюда идут люди со своими проблемами, а возможности их очень ограничены.

Ну и, наконец, о научном подходе к разработке программы. Сегодня наука имеет основательный опыт точного прогнозирования. В этом направлении работают и специалисты нашего университета. Еще в 1988-1989 годах мы разрабатывали планы экономического развития целого ряда территорий России. Для Челябинской области, например, по заказу областной администрации - вплоть до планов развития экономики районов. Наши прогнозы рассматривались на коллегии Госплана, их отслеживали в течение года, и в итоге оказывалось, что наш прогноз разошелся с реальными данными всего на 0,87 процента. Существуют методы тонкого прогнозирования в автоматическом режиме. Программы, разработанные учеными, позволяют, имея исходную информацию, вести учет множества объектов по множеству показателей -- доходы населения, соотношение рубля к международной валюте, тарифы на электроэнергию, тарифы на железнодорожные перевозки. При прогнозировании и планировании по Челябинской области использовалось более 500 взаимосвязанных показателей, по Кемеровской области - 54 показателя. Сейчас подобный среднесрочный прогноз мы делаем для Кемеровской области. Есть предложение от администрации Томской области. Хотя, наверное, более логичным было бы разработать такой прогноз сначала для своей области.

Все зависит от цели. Можно сделать прекрасную программу, которая прекрасно пройдет в Москве, но никак не затронет интересы населения области. А можно такую, которая станет толчком к развитию. Главный момент и главная сложность здесь - привлечение инвестиций, потребность в которых колоссальная. Где взять ресурсы для глобальной модернизации промышленности? Их требуется немало. Ответ простой и одновременно сложный: сбережения населения, как это было при прежней экономической системе. Понятно, что население бедное, но есть группы населения, которые привыкли хоть понемногу откладывать на «черный день». А наших «олигархов» бедными не назовешь. Только одна цифра. По данным облкомстата, в 1995 году из Новосибирской области за рубеж были переведены капиталы в размере 4 млрд долларов. Я не хочу сказать, что это деньги только жителей Новосибирска. Вероятнее всего, через Новосибирск деньги переправляли жители других регионов. Огромные деньги продолжают уходить из России за границу и сегодня, инвестируя развитие экономики США и других развитых стран. Странная ситуация - бедная Россия помогает богатым странам. Будут ли деньги работать здесь, зависит от доверия потенциальных инвесторов к органам власти - федеральной и на уровне территории. А совместная работа над перспективами развития области повышает доверие народа к органам власти, к руководителям области.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: