Новосибирск 2.9 °C

Как бороться с поддельным бензином?

10.04.2003 00:00:00

В Новосибирске решение предлагает «Беркут»

 Когда на Третьей Международной конференции «Опыт эксплуатации и развития сетей автозаправочных комплексов», которая прошла в Санкт-Петербурге, с трибуны прозвучали слова о том, что в России больше половины продаваемого бензина не соответствует критериям качества или, попросту говоря, является поддельным, зал оживился. Но не потому, что прозвучала сенсационная новость, а потому, что проблема качества продаваемого топлива является важнейшей для тех, кто работает в автозаправочном бизнесе. Не случайно обменяться впечатлениями и поделиться опытом собрались в северной столице не только россияне, но и представители известных зарубежных компаний, например, концерна «Ройял Датч/Шелл».

Поговорить было о чем - речь шла о внедрении самых современных методов привлечения и работы с клиентами на АЗС, развитии сервисных услуг. Секретов ни у кого не было, потому что серьезные бизнесмены понимают, что обмен опытом - вещь взаимовыгодная и исключительно полезная.

Но вернемся к главному вопросу: после среднероссийской цифры прозвучали данные, подготовленные независимыми экспертами, о ситуации с качеством бензина в российских регионах. Оказалось, что в Москве и Московской области от 45 до 60 процентов продаваемого бензина приходится на суррогаты, в Ленинградской области - 40 процентов. Что касается Новосибирска, то цифра прозвучала тревожная: до 30 процентов продаваемого бензина у нас не соответствует заявленному качеству с тревожной тенденцией к увеличению.

Но чем, вообще говоря, чревато превращение А-80 в АИ-92 и в АИ-96.

 Сначала о том, в чем разница. Октановое число - это показатель устойчивости бензина в детонации, которая оказывает нагрузки на двигатель. Определяют октановое число различными методами, сравнивая топливо с эталоном. Соответственно, выражается это число процентным содержанием (исходя из объема содержания, служащего эталоном изооктана к исследуемой смеси). Понятно, что чем выше цифра, тем лучше качество топлива.

Понятно-то понятно, особенно если спокойно об этом рассуждать, а вот когда видишь, что тебе на какой-нибудь АЗС предлагают 92-й, да еще по цене на рубль дешевле, - как же тут удержаться?! Кажется, что можно серьезно сэкономить. Однако эта экономия выйдет боком: если, к примеру, проехать сто километров, залив бак качественным топливом, и то же расстояние проехать на суррогате, то в итоге окажется, что никакой выгоды нет. Выгоды нет, зато последствия весьма серьезные: идет повышенный износ поршневой группы и газораспределительного механизма, а в итоге впереди уже маячит малоприятная процедура очередного ремонта. А ремонт в наше время - и это подтвердит любой водитель - вещь весьма дорогостоящая.

Не в восторге от этой ситуации и экологи: проведенные исследования показывают, что в суррогатах содержится большое количество бензола, что очень вредно для организма человека. То есть, сэкономив на копейку, теряешь, образно говоря, на рубль, потому что гробишь и свою машину, и свое здоровье. А можно угробить и жизнь. Почему? Да по одной простой причине: на дороге, где бывают очень сложные ситуации и иногда нужно принять решение в доли секунды, автомобиль может подвести, потому что некачественное топливо не позволит совершить именно тот маневр, который задумал водитель. В итоге - авария...

Так что проблема есть, и проблема серьезная. Но, оказывается, и с ней можно разобраться. В Новосибирске сеть АЗС «Беркут» предложила своим клиентам возможность на месте убедиться в качестве предлагаемого топлива - провести экспресс-проверку октанового числа бензина прямо на месте заправки. Что это за технология? Какой эффект она дает? В чем ее выгода для продавца и для потребителя? На эти и другие вопросы по нашей просьбе ответил директор сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук.

Такие фильтры в Новосибирске первым начал устанавливать «Беркут»
 - Михаил Игнатьевич, откуда все-таки взялась эта технология?

- На конференции в Санкт-Петербурге я, выступая с трибуны, сам поднял вопрос о качестве бензина. В перерыве ко мне подошел главный менеджер компании «Бритиш Петролеум». Мы разговорились, и выяснилось, что в свое время и в Англии была точно такая же проблема. А решили ее очень просто - установив на автозаправочных станциях стенды экспресс-анализа качества топлива. Я не считаю зазорным учиться у кого-то, если у людей уже есть опыт решения проблем, которые волнуют сегодня нас. Вот так и появились на наших АЗС стенды и экспресс-лаборатории.

Водители наверняка уже обратили внимание на эти стенды. Они сразу привлекают внимание... Но в чем, вообще говоря, суть? А суть достаточно проста: если вы хотите проверить качество топлива, которым заправляете свой автомобиль, то на наших АЗС вы можете это сделать. Что для этого нужно? Обратиться к старшему оператору, который произведет анализ топлива с помощью специального прибора - электронного переносного анализатора, изготовленного в Институте метрологии.

- Можно ли верить этому прибору?

- Сомневающиеся, если хотят, могут справиться в транспортной инспекции - наши данные совпадают. Я хочу подчеркнуть, что те, кто давно и серьезно занимается бизнесом, связанным с развитием автозаправочных комплексов, заинтересованы в объективной информации. Если потребитель не будет доверять фирме, то успеха не видать. Поэтому мы очень серьезно относимся к вопросу контроля качества топлива, которое продаем. На тех же стендах, например, вы можете не только узнать показатели, но и познакомиться с сертификатами на топливо. Например, узнаете, с какого завода оно поступило.

- Выгоднее работать с одним поставщиком или с несколькими?

- С одним поставщиком работать, возможно, удобнее, но график поставки топлива очень напряженный, выдерживать его непросто, поэтому мы работаем с несколькими предприятиями. Скажу, что больше всего можно надеяться в смысле качества на заводы Уфы и Перми. Но сегодня и Омск выровнял ситуацию. После наших жалоб последние поставки из Омска показали, что качество бензина оттуда оказалось даже выше пермского.

- И что, на каждой АЗС «Беркут» можно проверить топливо?

- Первый стенд мы установили, как подарок к Новому году, еще в декабре - на АЗС у путепровода на Нарымской. В январе - на АЗС N 2 (улица Ипподромская). В марте установили еще два стенда - на Кропоткина и на той же Ипподромской (АЗС N 5). Могу совершенно точно вам заявить, что до 10 апреля стенды экспресс-анализа появятся на всех АЗС «Беркут».

- Кто-нибудь уже проверял?

- За все время пожелали проверить качество топлива три человека. Проверили - и все их устроило. Меня как руководителя этот факт, конечно, не может не радовать. Я уверен, что качество топлива, которое мы продаем, всегда будет на уровне. Объясню почему. Дело в том, что мы его получаем, как говорится, транзитом. Это означает, что когда цистерны приходят в железнодорожный тупик, то топливо бензовозами тут же доставляется на АЗС. Нет никаких перевалочных баз и даже возможности фальсифицировать топливо. То есть у нас невозможно своровать, скажем, 92-й и потом подлить туда дешевый 80-й. Мои слова каждый может проверить на любой из АЗС «Беркут».

- Михаил Игнатьевич, пока эти стенды экспресс-анализа появились только в сети АЗС «Беркут»?

- Пока только у нас. Но я думаю, что рынок заставит и других применить это новшество. Технология должна постоянно развиваться - это мое убеждение. В свое время «Беркут» первым в Новосибирске установил специальные фильтры «Сепар-2000» для тонкой очистки топлива в заправочных колонках. Фильтры эти недешевые. Но они необходимы для того, чтобы очистить топливо от механических примесей и воды. Мы установили сорок фильтров первыми, а сегодня по нашему примеру их устанавливают и наши конкуренты на своих АЗС.

- Скажите честно, внедрение этих новшеств привлекло новых клиентов?

- После установки фильтров тонкой очистки и появления первых стендов экспресс-анализа мы получили прирост примерно десять процентов. Это значит, что на АЗС «Беркут» заправляются дополнительно пятьсот потребителей в день. Конечно, это серьезный результат.

Еще хочу сказать, что внедрять новое непросто и недешево, но делать это нужно. Вы же знаете, что к хорошему человек быстро привыкает. Вот и на наших АЗС водители сначала просто не понимали, для чего нужны эти стенды, потом присмотрелись, разобрались, и сейчас никаких вопросов нет. Ну а мы и дальше будем изучать полезный опыт других городов и даже стран и внедрять его в столице Сибири. Это выгодно и для развития бизнеса, и для наших потребителей, и для города в целом.

Итак, АЗС «Беркут» ужесточает контроль за качеством продаваемого топлива. Это, конечно, хорошо. Но не дает покоя цифра, с которой мы начинали разговор. Откуда берется суррогат? Те, кто занимается автозаправочным бизнесом, объяснили «технологию» этого дела: есть предприятия-«нелегалы», которые производят суррогат и предлагают его по низким ценам. Но есть еще и операторы рынка, которые сами изготовляют «высокооктановые» виды топлива для реализации в своей сети АЗС. При этом в качестве присадки используется тот самый бензол.

Первые дни октановое число в таком бензине может даже соответствовать норме, но через пару дней оно неизбежно падает. Кроме того, в «заменителе» иной состав фракций - не соответствующий никаким ГОСТам. В общем-то, как отмечают эксперты Российского топливного союза, потребитель может делать выводы сразу, как только увидит, что ему предлагается бензин с большой скидкой. Сегодня экономически выгодная скидка при небольших объемах продаж - не более 70 копеек с литра. Скидки возможны только при больших объемах дешевого топлива. Ну а о том, что дешевое качественным не бывает, мы уже говорили.

Совсем скоро мы сможем оценить еще одно предупреждение экспертов РТС, которые работают в тесном контакте с обществами защиты прав потребителей. Эти самые эксперты предупреждают: на пороге дачный сезон, и с началом лета резко возрастает в общем объеме продаж топлива доля суррогатов. Как правило, поддельный бензин продают на небольших АЗС контейнерного типа. Так что уже весной многочисленной армии новосибирских автолюбителей и профессиональных водителей придется определяться - что выбрать: иллюзорную выгоду, которой на поверку просто не существует, или надежные гарантии качества. Выбирать каждый будет самостоятельно...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: