Новосибирск 2.5 °C

Ужин должен заканчиваться ароматно

10.04.2003 00:00:00

- Коньячку! - предложил Баталов-Гоша в популярном кинофильме «Москва слезам не верит» зашедшему в гости к Алентовой-Катерине Рудольфу-Родиону (Васильеву) и тут же показал себя стопроцентным профаном в культуре пития коньяка, каким бы симпатичным ни был этот персонаж: на столе тогда был обычный ужин - что-то из салатов, борщ, кажется, но ничто из этого не предрасполагало к распитию коньяка.

 - Коньяк следует пить только под шоколад или под что-то еще нейтральное: закуска не должна мешать почувствовать букет коньяка, - заявила Екатерина Султанова по поводу этого эпизода. - Лимон, который постоянно показывается во многих кинофильмах, - просто противопоказан. Сыр - с большими допущениями. Лучше, если он будет нейтральным опять же по вкусовым качествам.

Екатерине Магомедовне можно верить: она директор фирмы «Мера», которая в ноябре 1995 года впервые привезла в Новосибирск дагестанский коньяк. С того времени он полюбился наиболее понимающей в коньяках части Новосибирска. Достаточно сказать, что на многих официальных приемах на столах появляется именно он.

- Это напиток не для всех, а для избранных, - уверена Екатерина Магомедовна, - в том смысле, что его можно смело отнести к напиткам, которые потребляются не «ради пьянства окаянного», а удовольствия для, для поддержания беседы и т.д. Коньяк вообще напиток не для пьяниц. Согласитесь, трудно представить себе человека, который из-за каждодневного стремления к выпивке предпочитает исключительно коньяк.

Дагестанские напитки издавна славились своим качеством. Помнится, еще граф Воронцов-Дашков имел у себя в погребе коллекцию дагестанских напитков. А вообще история дагестанских коньяков восходит к началу XIX века. В 1881 был открыт Кизлярский завод - самый старый завод, который принадлежал г-ну Шустову, и с тех пор он активно развивается. И несколько позже - завод в Дербенте. То есть на 28 лет раньше официальной регистрации контролируемого названия во Франции. Вот эти два основных завода и производят сегодня хорошие российские коньяки. Поскольку ереванские, например, за пределами России.

Естественно, коньяк долгое время оставался недоступным для населения европейской части страны, а потому не было и культуры пития.

Внедрение дагестанского коньяка на новосибирский рынок началось в конце 1995 года. Тогда была зарегистрирована фирма «Мера».

Екатерина Султанова. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО
 - История достаточно тривиальна, - сообщает Екатерина Магомедовна. - Мой отец, Магомед Басирович Султанов - физик-теоретик, закончил НГУ, защитил кандидатскую диссертацию и долгое время проработал в Институте стандартизации и метрологии. Отсюда, наверное, и его трепетное отношение к порядку, к мере во всем, включая потребление алкогольных напитков. А когда известные события в СССР открыли дорогу к творческой инициативе граждан, мой отец с группой своих коллег решил создать фирму, в которой стали заниматься научными разработками. Правда, несмотря на то, что ряд разработок был запатентован, ни у государства, ни у инвесторов не нашлось достаточных денег на их серийное производство. Несколько проектов создавались буквально «на коленке». И тогда отец создал научно-производственное предприятие, которое было многопрофильным: и занималось разработками, и зарабатывало деньги на их реализацию. В частности, он решил заняться поставками в Новосибирск коньяков из Дагестана, из родных мест.

Первое время, по словам Екатерины Султановой, прививать вкус (извините за тавтологию) к вкусу коньяка в Новосибирске было делом не простым. Представители фирмы устраивали не только бесплатные презентации напитка в магазинах, но и выставляли их специально на официальных приемах.

- И все равно коньяк не занимает пока достойного места на новосибирском рынке, хотя объем его продажи растет, - констатирует она.

Почему? Зачастую вредят фирмы-фальсификаторы напитка, хотя подделать коньяк и достаточно сложно, и дорого. Можно, как правило, вчистую мошенничать, разливая в бутылки с этикетками известных марок чуть ли не просто чай или что-то еще, подкрашенное под коньяк. Используют еще и коньячный спирт, но эту подделку можно обнаружить, если чуть подогреть налитый в пузатый бокал напиток, - тогда сразу уловится именно запах спирта, а не коньячный букет.

- Ситуация оказывается порой забавной еще и потому, что сейчас многие молодые люди, имеющие деньги и желающие показать себя знающими людьми, пытаются показать себя знатоками в этой сфере, - включается в разговор коммерческий директор «Меры» Мурат Султанов. - Они вроде где-то видели, что люди на официальных приемах пьют коньяк, вот и пробуют изобразить из себя таких же. Значит, вроде так принято - это правила игры. А на самом деле - им все равно, что ни налей, лишь бы по цвету было похоже на коньяк и по крепости тоже. Со мной самим произошел такой же случай, когда предложили коньяк, причем даже указали, какой год выдержки у него. Пришлось даже прибегнуть к помощи администратора этого заведения и объяснить ему, что это - не тот коньяк, за который выдают его работники заведения. А вообще это - едва ли не основная статья дохода барменов и официантов вагонов-ресторанов - выдавать трехлетний коньяк за пятилетний.

Таким образом, подделывать коньяк под производителя, считают брат и сестра Султановы, дело практически безнадежное - слишком дорого его производство. Процесс этот сложен и долог. Он выстаивается, пока знатоки-эксперты не определят его вкусовые качества. А если перестоится, то вообще от него отказываются.

Тем не менее попытки подделок есть. Более того, существуют фирмы, которые пытаются протащить на новосибирский рынок суррогат. Но, по мнению Султановых, серьезным барьером для проникновения поддельного коньяка в нашу область является Новосибирский центр стандартизации, сертификации и метрологии.

- Там работают настоящие специалисты своего дела, - считает Мурат Султанов. - И мне порой приходится слышать и в Москве, и в Сибири мнение о нем как о самом жестком и чуть ли не «драконовском».

Тем не менее претензии случаются. Но чаще всего чуть ли не анекдотические.

- Недавно к нам пришел пожилой уже мужчина, который пожаловался: мол, купил ваш дагестанский коньяк, а качество никудышное, - улыбаясь, вспоминает Екатерина Султанова. - Он даже открытую бутылку с собой принес. Мы ее взяли у него - смотрим: вроде наша. Разлили по бокалам и ту, что он принес, и из другой бутылки. Он попробовал-таки свою и сказал: «Вот теперь чувствуется - настоящий коньяк!» Потом выяснили, что он купил коньяк не в привычном для себя месте, а где-то на стороне и поэтому встревожился.

Семья Султановых, продвинувшая на новосибирский рынок дагестанский коньяк, убеждена: он и правила его пития - это и есть настоящая культура общения за ужином.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: