Новосибирск -4.2 °C

Люблю «Спартак» за силу духа

26.04.2003 00:00:00

Двадцать восьмого апреля свой пятидесятилетний юбилей отметит художественный руководитель балетной труппы НГАТОиБ Сергей КРУПКО

 На вступительные экзамены в Новосибирское хореографическое училище одиннадцатилетнего Сережу привел старший брат. Родители были против того, чтобы сын посвящал свою жизнь балету, но, узнав о том, что он блестяще прошел жесточайший отбор и был зачислен сразу во второй класс училища, смирились, рассудив: жизнь покажет.

Свой первый выход на сцену театра Сергей Владимирович помнит до сих пор - это было в спектакле «Доктор Айболит», где он исполнял роль маленькой обезьянки.

В 1971 году Сергей Крупко пришел в балетную труппу Новосибирского оперного театра. Говорит, что никогда не жаловался на невостребованность - все время танцевал и, главное, получал от этого удовольствие. У артиста балета путь «от фонтана до центра сцены» порой занимает всю его творческую жизнь. Лишь самые упорные, талантливые и целеустремленные люди преодолевают это расстояние - от кордебалета до ведущих партий - в самом начале своей карьеры.

- Я перетанцевал всех шутов, - говорит Сергей Владимирович. - Потом пришли более серьезные партии: Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Черт в «Сотворении мира», Юродивый в «Степане Разине», Банко в «Макбете», Коппелиус в «Коппелии», купец Пеженов в «Женитьбе Бальзаминова», Карен в «Гаянэ». Если честно, меня никогда не тянуло на роли принцев. Я всегда считал, что гораздо интереснее танцевать злодеев, ведь отрицательные образы всегда выразительнее по своему содержанию.

В 1993 году артист балета Сергей Крупко ушел на пенсию. Ушел, чтобы остаться в театре уже в качестве педагога-репетитора. Помимо работы с артистами балета, он преподавал в хореографическом училище, готовил для труппы театра будущих «звезд». Сейчас, уже став художественным руководителем балета НГАТОиБ, Сергей Владимирович сожалеет, что от педагогической деятельности ему пришлось отказаться - времени катастрофически не хватает. Но в училище он по-прежнему частый и желанный гость.

Несколько лет Сергей Крупко сотрудничал с Алма-Атинским оперным театром. Работал над переносом на их сцену балетов «Корсар», «Спящая красавица», в качестве педагога-репетитора готовил для заграничных турне спектакли «Жизель», «Лебединое озеро». С 1995 года он - педагог-репетитор Каирской оперы (Египет). Несмотря на то, что язык танца считается понятным без слов, слова для общения с интернациональной труппой театра Сергею Владимировичу все-таки понадобились. Пришлось выучить английский. В Каирской опере Крупко впервые попробовал свои силы в качестве балетмейстера - поставил балет «Золушка».

С 1999 года художественный руководитель балета НГАТОиБ сотрудничает с крупнейшими театральными площадками Японии и как педагог-репетитор, и как балетмейстер-постановщик.

- В Японии по-английски практически никто не говорит, - смеется Сергей Владимирович. - Но выход из трудного положения всегда можно найти, если, конечно, постараться. Нет, разговорный японский я не освоил. Просто не было возможности, а вот помощницу для общения с японскими артистами себе нашел - это артистка нашей труппы Мио Половникова. Сейчас она мой незаменимый ассистент в каждом японском вояже...

На вопрос: «Как вы все успеваете?» Сергей Крупко отвечает: «Было бы желание. Чем жестче график работы, тем проще его выполнить. Мы с главным балетмейстером театра Сергеем Вихаревым стараемся спланировать нашу совместную работу так, чтобы труппа театра никогда не оставалась одна. Или я, или Сергей всегда на месте. Кстати, руководство театра на наши отъезды смотрит положительно, лишь бы дело не страдало. В Японию, например, я выезжаю летом, в свой отпуск. Вообще лет восемь в отпуске не был...»

Художественным руководителем балета НГАТОиБ Сергей Крупко стал в марте 1999 года. Сразу пришлось решать два самых злободневных вопроса: кто будет танцевать и что танцевать? Сергей Владимирович говорит, что сейчас, четыре года спустя, эти вопросы разрешились положительно. В балетной труппе НГАТОиБ девяносто человек. Сейчас в ней представлен весь спектр исполнителей - от «зеленой», но талантливой молодежи до мастеров сцены. В вопросе «что танцевать?» художественный руководитель и главный балетмейстер пошли по пути восстановления классического наследия. Были обновлены порядком обветшавшие от времени балеты «Спящая красавица» и «Жизель», поставлены «Коппелия», «Консерватория Бурнонвиля», «Соната», «Дороги любви», «Симфония для матричных принтеров». Сейчас в балетном зале театра идут репетиции нового трех-актного балета «Дон Кихот» премьера которого намечена на начало июня. Московский балетмейстер Алла Сигалова поставит на новосибирской сцене двухактный балет «Поцелуй Феи», которым балетная труппа откроет новый театральный сезон.

- Мы сейчас можем себе позволить замахнуться на большие, дорогостоящие проекты, - говорит Сергей Владимирович. - Руководство театра дает «добро» на все наши начинания. Я помню времена, когда театр выпускал по четыре полноценных спектакля в год. Сейчас мы выходим на эти же рубежи. И это радует.

Двадцать четвертого мая на сцене НГАТОиБ состоится балет «Спартак». Этот спектакль балетная труппа театра посвящает юбилею своего художественного руководителя Сергея Крупко. Сам виновник торжества поясняет, что именно «Спартак» является одним из любимейших его спектаклей, близких ему по своей внутренней силе и целеустремленности.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: