Сегодня, 29 апреля, в НГАТОиБ состоится премьера оперы «Жизнь с идиотом». Это совместная постановка Новосибирского оперного театра и «Хан Продукцион» (Германия). Организаторы проекта - Министерство культуры РФ и Министерство иностранных дел ФРГ.
В канун премьеры постановочная группа и директор НГАТОиБ Борис Мездрич встретились с журналистами, чтобы расставить акценты в волнующей всех теме: «Зачем театру нужен такой не вписывающийся в классический репертуар спектакль?»
По словам директора НГАТОиБ Бориса Мездрича, эта необычная постановка для театра является очередным экспериментом. Новосибирские зрители наверняка помнят оперы «Молодой Давид» и «Леди Макбет Мценского уезда», которые своим появлением вызвали бурю эмоциональных откликов - от негодования до восторга. К сожалению, сценическая жизнь этих спектаклей была недолгой по разным причинам, но они запомнились и до сих пор будоражат воображение театралов. Поэтому в Новосибирском оперном решили не останавливаться на достигнутом и преподнести зрителям еще один сюрприз - оперу Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом».
По словам режиссера-постановщика Генриха Барановского (Польша), опера Шнитке «Жизнь с идиотом» - экстремальный, но очень современный материал. Автор либретто Виктор Ерофеев весьма остроумно описал политические и социальные проблемы советской действительности, а в музыке Шнитке, по словам режиссера, есть моменты, когда становится по-настоящему страшно. Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Евгений Волынский после первого знакомства с партитурой оперы тоже ощутил душевный трепет. Вспоминает, что не спал две ночи, панически обдумывая, сможет ли он продирижировать подобный музыкальный шедевр.
- В первое время наши солисты просто ходили по кругу: «Это спеть невозможно, потому что невозможно спеть», - говорит дирижер. - Воспитанные на классической вокальной школе, многие просто отказывались вникать в этот сложнейший музыкальный материал. Просто чудо, что они сейчас поют, а я дирижирую. Большую помощь в освоении оперы нам оказал режиссер. Он так хитро обошел все острые углы и так умело расставил акценты, что солисты в результате стали получать удовольствие от того, что они поют.
Генрих Барановский считает новосибирских солистов превосходными драматическими актерами. Говорит, что они в его работе, как камертон: если актер вялый - значит, ему не интересно и публике будет скучно, а если актер «горит» - успех у зрительного зала обеспечен.
Кстати, зрительный зал вместе с оркестром, солистами и хором будет находиться на сцене. Подобное перемещение новосибирцы уже видели в опере «Молодой Давид». Декорации на сцене, по замыслу художника-постановщика Давида Боровского, будут максимально приближены к жизни. Постановочная группа специально для этого побывала в двух психиатрических больницах Новосибирска - смотрели реквизит. Кроме того, все сценическое пространство будет обклеено, обвешено и обложено газетой «Правда» - как символом того беспокойного времени.
В гастрольном варианте спектакль «Жизнь с идиотом» пройдет в обычном варианте, без переноса зрительного зала на сцену. В феврале будущего года опера будет показана в Германии на фестивале в рамках «Года культуры России в Германии». Кроме того, «детище» новосибирского театра увидят в Москве на фестивале, посвященном 70-летию Альфреда Шнитке, и в Польше. А директор НГАТОиБ Борис Мездрич надеется, что опера «Жизнь с идиотом» останется в афише театра на долгие годы.
- Мы сразу после премьеры ожидаем акции протеста, письма и угрозы, - говорит Борис Мездрич. - Те из зрителей, кто услышит в спектакле лишь ненормативную лексику и не попытается разглядеть глубокий смысл в том, что происходит на сцене, будут кричать, что «такие зрелища нам не нужны». Повторяю, спектакль рассчитан на думающего зрителя, а таких людей в нашем городе большинство.