Новосибирск -0.3 °C

Пейзаж после битвы

30.04.2003 00:00:00

«Чеченский синдром» привел к преступлению

 ...Он внезапно отключался, когда стоял на тротуаре, а мимо проносилась машина, обдавая его волной жаркого воздуха с ощутимым запахом бензина. Словно мгновенно переносился туда, в горы, ожидая взрыва. А кругом идут люди и даже усмехаются, глядя на застывшую фигуру молодого здорового парня. Неизвестный ему сотоварищ по этой войне мог рухнуть на асфальт и закрыть голову руками, когда раздавался неожиданно громкий и резкий звук, допустим, удар грома, треск ломающейся ветви.... Внезапные изменения состояния сознания - так обозначают психологи эти срывы в прошлое, элемент поведения, навеянный образом из боевой обстановки.

Нет, Денис Т., родившийся в восьмидесятом, не падал на улице, не терял ощущения реальности. По крайней мере, ни с кем не делился, если и было нечто похожее. Что с ним происходило и какие чувства пришлось перебарывать, навряд ли знали его близкие. И навряд ли он сам осознавал свое внутреннее состояние до конца. Теперь-то ясно, что маялся. Но муж его двоюродной сестры в суде говорил о Денисе, как человеке спокойном, с которым у него никаких конфликтов не происходило. Только психолого-психиатрическая экспертиза во время следствия достаточно точно определила и назвала его состояние в последние полтора года после возвращения оттуда. И в тот сентябрьский день, приведший его на скамью подсудимых.

Из рассказа свидетеля - того самого мужа сестры, вернувшегося в тот вечер из двухмесячной командировки. Около десяти вечера пришел Денис. Но сначала немного о семье, где он жил.

С двух лет мальчик воспитывался у тети. Что-то неладное случилось с его родителями. Отец появлялся, но, по свидетельству родных, ненадолго, и не очень хорошо влиял на сына. Впрочем, что это значит, никто не расшифровывал. Последний раз отец приезжал, когда Денис учился в восьмом классе. Подросток, юноша, он жил с тетей, ее дочерью, бабушкой. Как положено, после школы пошел в армию. Около года служил в Чечне сапером, вернулся в марте 2001 года. Его двоюродная сестра к тому времени вышла замуж, жили молодожены вместе с матерью - тетей Дениса. Он пытался устроиться на работу, где-то немного все же подрабатывал... В середине сентября, когда все случилось, сестры дома не было - училась на курсах в другом городе.

...Дверь Денису открыла тетя, и сразу начался скандал. Племянник пришел нетрезвый, хозяйка дома резко вступила в воспитательный процесс, он оправдывался. Зять не выходил из комнаты, решил не вмешиваться, так как «ситуация была довольно-таки обычной». По его словам, ругались они с полчаса, теща вроде пыталась вызвать милицию. Услышав шум, «похожий на борьбу», зять все же вышел из комнаты. Денис несколько опешил, не ожидая его увидеть, думал, что он еще в командировке. Теща тоже несколько присмирела, села на диван, стоящий в коридоре, схватила телефон и стала быстро набирать номер. Ругаться не прекратила, оскорбительно высказывалась в адрес племянника и его родителей. Как деликатно упомянул свидетель в суде, он не помнит, «какого плана были эти оскорбления». Но были, и, похоже, весьма резкие. Когда Денис понял, что тетка звонит в милицию, он вскинулся, выхватил из кармана куртки нож и «раскрыл его очень быстро». «Брось!» - потребовал зять. Денис подчинился. Но пока тот нагнулся подобрать нож, племянник метнулся к тетке, успел ударить ее кулаками и ногой в лицо. Женщина с криком побежала в спальню, не на шутку испуганная, заскочила на кровать, но Денис не отставал, замахивался. Свидетель оттащил его, вроде ослабевшего, и побежал к соседям, чтоб позвонили в милицию. Возвратившись, понял - случилось непоправимое: теща на четвереньках у кровати, а Денис бьет ее сверху ногой в голову, по крайней мере, три раза точно ударил. У женщины голова в крови, а сама, похоже, без сознания. Зять снова оттащил Дениса, посадил у двери, побежал вызывать «скорую». Когда вернулся, племянник так же отрешенно сидел на том же месте. Тетка - на полу, лицом вниз. Через месяц она скончалась в больнице.

В недавно состоявшемся судебном процессе Денис не отрицал вины. Рассказал, что, когда он вернулся из армии, «сначала все было нормально». «Потом тетя стала предъявлять претензии - не привез денег из Чечни, не работает, выгоняла из квартиры, не пускала, оскорбляла его родителей». И даже говорила: «Почему тебя там не убили». Когда он приходил выпивши, а случалось это не чаще раза в месяц, было еще хуже. В тот вечер все то же самое... Хотела вызвать милицию, но он не дал, она запустила в него телефонным аппаратом. Что было дальше, не помнит. Очнулся, когда бил ее по голове... Не помнит даже, был ли у него нож. Кстати, экспертиза не признала его холодным оружием...

Свидетель говорил, что у тещи был сложный характер, с периодическими вспышками раздражительности, «могла вспылить в отношении любого члена семьи».

А теперь выдержки из упоминавшегося акта психолого- психиатрической экспертизы. «...Обнаруживает смешанную тревожную и депрессивную реакцию, обусловленную расстройством адаптации... Эмоциональная лабильность (неустойчивость - И. Т.). Чувство неспособности справиться с ситуацией, приспособиться к ней... Мог осознавать фактический характер своих действий, следует считать вменяемым. Во время совершения инкриминируемых действий находился в состоянии аффекта, возникшего на фоне длительной конфликтной ситуации, носившей для него психотравмирующий характер, приведшего к суженности сознания, нарушению контроля поведения и последующей астении...»

Эти выводы вошли в приговор. Суд квалифицировал преступление по статье 113 - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в состоянии сильного душевного волнения (аффекта). Наказание - год лишения свободы в колонии общего режима. Областной суд, оставив квалификацию прежней, изменил место пребывания на колонию-поселение.

Человека не вернуть, со всеми сложностями натуры, непонимания. Да простых людей и не бывает - это миф, который нам долго вбивали. Но почему молодой здоровый парень, отслуживший, исполнивший свой долг перед отечеством, стал преступником, погубил чужую жизнь? Думаю, ответ напрашивается - война, чеченский синдром, как раньше был афганский, а еще раньше у американцев - вьетнамский... Американское общество забило тревогу через многие годы после, когда резко возрос процент участников той войны в тюрьмах и среди алкоголиков. Это ждет и нас!? Сейчас известно, среди всех ветеранов вьетнамской войны 15 процентов страдали ПТСР, причем среди негров - 21 процент, а среди солдат латиноамериканского происхождения - 28.

А все ли у нас знают, что такое ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство? На вопросы нашего корреспондента ответил уже известный нашим читателям заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования Медицинской академии, главный психотерапевт области профессор Владимир Завьялов.

- Что вызывает такое расстройство? Психические травмы, например, с внезапно возникшей угрозой смерти. Но больше социальные причины: войны, революции, природные и техногенные катастрофы, терроризм, насилие, попадание в заложники. Это ситуации, когда нет выхода, но человек вынужден там быть. И стресс превышает его подготовленность к таким катаклизмам. Но пока он там, внутри, он как-то справляется. А потом, чаще всего через полгода, начинается возврат - в кошмарных снах, во внезапных изменениях сознания. Бессонница, снижение самоконтроля, повышенная агрессивность, неадекватность восприятия мира - все это вместе и есть посттравматический синдром. Люди все чаще прибегают к алкоголю, который хоть и расслабляет на время, но не снимает напряжение, а скорее делает поведение менее адекватным.

- Еще говорят о так называемом синдроме войны. Что это такое?

- В боевой обстановке вырабатывается особое братство, остро ощущается скоротечность жизни, когда рядом смерть, обостряются все чувства. В мирной обстановке, на «гражданке», все кажется пресным, люди равнодушными. Появляется тоска по той жизни, по войне. Пораженные синдромом начинают искать своих, им хорошо только с теми, кто это пережил. Отчуждение от общества, от обычной жизни, одним словом - расстройство адаптации. Человек не может найти занятие, работу, вообще какие-либо интересы ему чужды. Идет процесс разрушения прежних представлений о себе, об окружающем мире, о своем месте в нем. Очень много расстройств. Например, немотивированная бдительность, настороженность, тревожное ожидание. Как часовой на посту, они реагируют на все, и мгновенно. А отсюда повышенная агрессивность. И это на всю жизнь. И через десяток лет, и позже могут быть проявления. Перед ними встают вопросы, как жить дальше? Ощущение потери жизненной перспективы. Иные впадают в неоправданный оптимизм. Помочь им непросто...

- Но все же можно?

- Да. И не обязательно с помощью психотерапевта, к врачу стоит обращаться в тяжелых случаях. Семья, работа, интересные занятия, социальная активность, встречи в клубах ветеранов... Но у нас плохо развита система реабилитации, по сути, общество почти не занимается людьми с посттравматическими расстройствами, не развиты такие службы...

...Вот они и остаются один на один с бедой, даже не понимая до конца, что с ними происходит, как Денис. Что изменится в его жизни, когда через полгода он выйдет на свободу? Да с таким грузом, как смерть тетки, пусть он и не желал этого. Пусть и учел суд все тягостные обстоятельства. На «подаренную» войной депрессию наложился и этот шок. Пейзаж после битвы! И с этим жить дальше!

Года три назад московские специалисты обследовали участников боевых действий в известном отряде спецназа и одной из бригад оперативного назначения внутренних войск МВД. Признаки посттравматических расстройств присутствовали у тридцати процентов военнослужащих, а три с половиной процента нуждались в срочной специализированной помощи психолога.

Нередко бывшие военнослужащие, так и не найдя себе места на «гражданке», стремятся назад, в Чечню. Для них та обстановка полна острых ощущений и осознания собственной нужности там. Другие впадают в депрессию.

Что ждет Дениса? И таких, как он, кто девятый год пополняет ряды молодых мужчин с «чеченским синдромом». Ведь их даже не предупреждали о подобном, а подготовленный человек легче справляется с посттравматическим расстройством. Для полного оздоровления необходима государственная программа социально-психологической реабилитации участников боевых действий, адаптация их к «гражданке». Но мы еще не доросли до такой заботы... Потому паутину кошмарных снов и дневных «видений» каждый преодолевает в одиночку...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: