Хватит вслепую водить учащихся по знаниям! Под таким девизом, провозглашенным ректором Новосибирского института повышения квалификации работников образования (НИПКиПРО) Василием Синенко, в Новосибирске прошла научно-практическая конференция «Совершенствование качества образования».
Понятие «качество образования», по словам специалистов, включает в себя 36 показателей. На сегодняшний день в наибольшей степени «хромают» такие показатели, как уровень обученности, уровень воспитанности, состояние здоровья школьников.
- Раньше мы заучивали материал в том виде, в каком его подавали авторы учебника, - говорит Василий Синенко, - Такое понятие как логика было неведомо ни учителям, ни ученикам. В качестве доказательства можно привести такой пример: на вступительных экзаменах в вузы большинство абитуриентов приводят те же примеры, что прописаны в учебниках, а когда их просят привести другой пример, не могут этого сделать.
К выводу о том, что прежняя система образования произвела поколение зашоренных, узкомыслящих людей, обладающих большим багажом фундаментальных знаний, но не имеющих компетентностных навыков, педагоги и психологи пришли не вчера. Между тем умение мыслить критически и разрешать противоречия - основа многих современных профессий, да и вообще современной жизни.
Ведущий научный сотрудник Центра поддержки экспериментальных проектов Тамара Горелова отмечает, что тестовые задания единого государственного экзамена направлены именно на проверку способностей учащихся к адекватным мыслительным действиям вне зависимости от условий. Может, поэтому многие школьные учителя так боятся ЕГЭ и так активно сопротивляются введению этой формы оценки качества образования.
Как бы там ни было, педагоги, собравшиеся на конференцию, занимались тем, что изыскивали резервы повышения качества образования в образовательных учреждениях Новосибирска и области. Василий Синенко предлагает изменить сам подход к подаче знаний: «Что, если в деятельности учащихся отразить деятельность ученого, его ход мыслей, задействовать в обучении не только три банальных метода - словесный, наглядный и практический, но вспомнить про анализ, дедукцию. Почему мы обделяем наших детей и не вооружаем их методами познания? Сейчас острейшим образом стоит проблема снижения интереса детей к учебе. И в этом плане можно было бы сделать прорыв - ведь когда учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью, а не заучиванием определений из учебника, им интересно учиться!»