Победитель конкурса «Учитель года» Андрей Шабалин. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО |
Победителем областного конкурса «Учитель года-2002» объявлен учитель литературы первой маслянинской школы Андрей Шабалин.
Когда я позвонила «последнему герою», чтобы договориться об интервью, Андрей Александрович осторожно поинтересовался, не друзья ли его разыгрывают. Опасения были вполне обоснованны - телефон в квартире победителя не умолкал после его возвращения в село. Ученики, например, выражали восторг очень емко: «Ес!»
Одним словом, личность учителя литературы Шабалина в первой маслянинской школе весьма популярна. И отзывы коллег о нем как об «учителе от Бога» более чем оправдывают себя. Андрей Александрович - эрудит, владеет вопросами географии, истории, искусства. Литература - это его песня. Между тем профессиональная карьера выпускника Новосибирского пединститута 1984 года могла сложиться иначе - его юношеской мечтой была журналистика.
- Был у меня один друг, который работал в «Молодежке». И он стал брать меня с собой на редакционные задания. Помню, побывали на комсомольском собрании в Оперном театре, выезжали на прорыв трубы в Первомайку. Что журналистика - это не мое, я понял достаточно быстро. Потом по распределению меня «заслали» в глушь, а оттуда я уже переехал в Маслянино, где и работаю последние десять лет. Честно говоря, и учителем ощутил себя не так давно.
- По-моему, своим необычным философским анализом сказки «Курочка Ряба» вы поразили воображение членов жюри конкурса.
- Почему я выбрал эту тему? Дело в том, что мне, как и многим, эта сказка в детстве казалась глупой. Зачем дед с бабкой били яйцо? Почему они заплакали, когда это удалось мыши, ведь цель-то была достигнута? Конечно, у фольклористов есть традиционное объяснение смысла произведения: яйцо - это древний символ единства мира. Когда мир разбивается, утрачивает цельность, происходит раздробление людского сознания...
- Но вы нашли другой аспект толкования - исследовательский.
- Да, я ведь выступал в номинации «Учитель-исследователь». Рассуждения учеников, с которыми я проводил этот мастер-класс, оказались примерно такими. У стариков было два интереса: меркантильный и исследовательский. С одной стороны, яйцо разбить и золото сдать, с другой - узнать, что же все-таки находится внутри. Но на самом деле разбивать яйцо они не хотели - поэтому у них ничего и не получилось. Дед с бабкой потерпели крах исследовательских надежд. А плачут они потому, что не смогли сберечь ценность, которую когда-то обрели, тем более что внутри яйца ничего выдающегося не оказалось, по крайней мере об этом ничего не говорится.
Вообще я стараюсь задавать ученикам вопросы, на которые нельзя ответить однозначно.
- Это основа вашей авторской технологии работы над литературным текстом?
- Да, это главное. Кроме того, у меня разработана система зональных пространств. Во-первых, мы рассматриваем зону текста, то есть какие-либо детали, ситуации, предложенные в произведении. Во-вторых, параллельная или смежная зона, та информация о герое, которую автор не использует. Например, она содержалась в рукописи, затем ее вычеркнули. Ученики размышляют, почему автор отказался от первоначальной идеи.
Есть еще социальная и общественная зоны - здесь можно «крутануть» общечеловеческие проблемы. Мой излюбленный метод работы - творческие задания, предполагающие условный выход за границы художественного текста, например, «разговор, которого мы не слышали», «письмо, которого мы не читали». Главное - чтобы ничто не противоречило философии контекста.
Андрей Шабалин своих учеников старается не «грузить». Если видит способных - работает с полной отдачей, нет - не настаивает. Но и те, и другие на урок литературы приходят, как на праздник. Потому что учитель дает им возможность почувствовать себя взрослыми, мыслящими людьми.