Новосибирск 6.3 °C

Чем наследственный грех отличается от кармы?

08.05.2003 00:00:00

По следам наших публикаций

 На странице «Вера, Надежда, Любовь» от 3 апреля в статье «От яств постись во времени, а от невоздержания постоянно» был приведен рассказ о митрополите Мануиле (Лемешевском), который в лагере ответил уголовнику на его вопрос, отчего он всю жизнь скитается по тюрьмам: «Ты и умрешь в тюрьме, но вины твоей в этом нет: родители зачали тебя в Великий пост». В редакцию поступил звонок от человека, который высчитал, что родители зачали его как раз в Великий пост. Читатель спрашивал: неужели он теперь всю жизнь будет маяться от греха своих родителей, и что это тогда, если не карма, которую христианство не признает?

Действительно, в Библии не раз упоминаются, что некоторые грехи могут передаваться потомкам согрешивших, вплоть до четвертого поколения. Например, грех ворожбы, гадания или даже обращения к тем, кто занимается ворожбой. Есть даже поговорка «Отцы ели клюкву, а у детей оскомина», основанная на библейских словах: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иеремия, 31, 29). Исследования дореволюционных священников, обслуживающих каторгу, подтверждают, что среди арестантов тех, кого зачали во время постов, преобладающее количество. Так неужели родительскую вину ни в чем не повинные дети будут нести всю жизнь? И прав читатель, вопрошающий: а чем тогда наследственный грех отличается от кармы?

«Карма - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования» (Советский энциклопедический словарь). В сухом изложении СЭС не указано, что, по верованию восточных религий, карма - это неизменно и навсегда. В этом и есть главное ее отличие от наследственного греха, избавиться от которого можно при помощи установленных Церковью таинств. Для того и существуют в христианстве таинства покаяния и причащения, которые могут прервать греховную наследственную цепочку. Человеку после искренней исповеди прощаются все лежащие на его душе грехи. Церковь учит, что святое причастие, к которому человек приступает после исповеди, «попаляет» все грехи достойно подготовившегося к этому таинству человека. Странно было бы предполагать, что наследственные грехи при этом остаются. Если к тому же добавить целительное покаяние самих родителей, которые по ведению или неведению снабдили свое дитя жизнью с повышенной долей риска, то тогда становится понятной разница между восточной безысходной кармой и христианским понятием наследственного греха, который исправляется жизнью во Христе.

Но почему так категоричен был митрополит Мануил, предрекший осужденному безрадостную жизнь? Скорее всего, обладающий даром прозорливости владыка Мануил предвидел, что вопрошающий его человек никогда не подойдет к таинствам Церкви, и потому будет нести грех своих родителей до самой смерти.

Совершенно неожиданный вопрос задала еще одна читательница. Не имея возможности пойти в церковь освятить вербы, она попросила несколько веточек у своей соседки. Соседка и поделилась с ней двумя веточками из своего пучка. Домашние же устроили женщине скандал: мол, веточки эти, поскольку число их четное, принесут в дом покойника.

Традиция приносить четное число цветов в дом, где умер человек, действительно существует. Но приносят их тогда, когда человек уже умер, а не для того, чтобы он умер. Это первое. Второе - традиция эта к православным святыням, а именно таковой является освященная верба, никакого отношения не имеет. Мало того, четные цифры в православии могут иметь определенную, так сказать, положительную символику. Например, число два символизирует два естества, присущих Христу, - Божье и человеческое, четыре - четырех евангелистов, восемь - церковную полноту, двенадцать - апостолов Христовых. И все это числа четные. Так что смущение по поводу четного числа освященных вербочек - совершенно напрасное. Лучше печалиться о том, что не было возможности посетить храм, когда верующие люди с веточками вербы встречали Христа. Принести эти веточки домой вместе с радостью праздника и благодатью Святого Духа и есть основной смысл хранения освященной вербы в доме.

Еще одно недоумение. Один из читателей просит разъяснить, почему ему в Пасху отказали в отпевании умершего родственника и почему, когда он пришел в церковь поставить свечу за упокой, не нашел там кануна - специального подсвечника, на который ставят поминальные свечи?

Действительно, два раза в году в самые радостные праздники - на Рождество и Пасху - покойных не отпевают. Похороны организуют либо на день раньше, либо на день позже. Кроме того, в пасхальные дни в храмах убирают поминальный подсвечник - канун, так как в это время не совершается молитв по усопшим. Это дни радости, и пасхальная радость распространяется и на живых, и на отошедших в мир иной. Поэтому те, кто хочет, чтобы радость о воскресшем Христе разделили и их усопшие близкие, обычно ставят свечи к любым иконам.

Подготовил Валерий МЕЛЬНИКОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: