Новосибирск 2.9 °C

Детектив на сцене театра оперетты? Почему бы и нет?

14.05.2003 00:00:00

 «И что, в вашей оперетте и правда убьют?» - такова была первая реакция профессора Шатина на известие о том, что в Театре музыкальной комедии начались репетиции мюзикла Александра Журбина, написанного по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка»

Александр Журбин известен как автор российской рок-оперы «Орфей и Эвридика», мюзикла «Биндюжник и король» и музыки к ряду кинофильмов (в том числе «Эскадрон гусар летучих»). Последние годы композитор жил и работал в Америке, и жанр «Мышеловки» определен им как мюзикл «офф-Бродвей» - то есть мюзикл камерный, рассчитанный на небольшое количество исполнителей, в противоположность масштабным бродвейским шоу-проектам.

Для работы над музыкальным детективом приглашен Леонид Квинихидзе - режиссер таких хорошо знакомых зрителям фильмов, как «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Мэри Поппинс, до свидания!», и других. О «Мышеловке» режиссер говорит:

- Это эксклюзивный спектакль, нигде никогда не шедший и вообще пока еще не существующий, точнее, существующий лишь в наших предварительных замыслах.

В том, что так удивляет профессора филологии Юрия Шатина - детектив с убийством на опереточной сцене, - для Квинихидзе ничего удивительного нет.

- Детектив, как и любой другой литературный жанр, может существовать и в музыкальном варианте. Пьеса Кристи - это замечательный материал не только по детективной составляющей, но и по наличию характеров и их развитию.

В Англии, кстати, «Мышеловка» не сходит со сцены уже более 50 лет и давно занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В Лондоне вам никто никогда не расскажет, чем заканчивается спектакль, разве только в качестве самого страшного наказания, когда вы не дали чаевые таксисту, он может прокричать вам вслед: «А убийца вот тот-то...»

Однако, говорит Леонид Квинихидзе, всегда приходится помнить, что на спектакле будут и те, кто придет во второй или в третий раз, поэтому надо предложить зрителю и еще что-нибудь помимо детективной интриги.

***

Что касается бродвейских и офф-бродвейских проектов, то из существующих на сегодняшний момент - знаменитого «Нотр Дам», печально знаменитого «Норд-Оста», а также мюзиклов «Чикаго» и «Иствикские ведьмы» - режиссер отдает предпочтение «Норд-Осту» - как мюзиклу, имеющему в своей основе отечественный материал («Два капитана» Каверина).

- Понятие бродвейский или офф-бродвейский мюзикл нам не совсем гармонично. Мы будем все решать немножко по-другому, более следить за характерами, за системой Станиславского...

До 90-х годов у нас в стране тоже существовали мюзиклы в кинематографическом варианте, потом традиция была утеряна. Сегодняшний кинематограф Леонида Квинихидзе мало интересует, и в кинопроектах он уже давно задействован не был:

- Бандиты, насильники, уроды, извращенцы... Мне больше нравятся светлые интонации в жизни, чем случаи клинические. В театре - локально - пока еще можно делать что-то приличное.

На продолжительное время режиссер вообще выпадал из поля зрения российского зрителя, поскольку работал в Крыму. Недавнее приглашение в Санкт-Петербург для возобновления в сценическом варианте «Мэри Поппинс, до свидания!» стало его возвращением в Россию. Задача поиска главной героини, признается режиссер, была не менее сложной, чем найти Наталью Андрейченко для киноверсии, которая создавалась 20 лет назад с Максимом Дунаевским (как известно, на роль Мэри сначала была утверждена другая актриса, и замена произошла уже в процессе работы). Новую Мэри в Петербурге приняли и уже окрестили Мэри Поппинс-2, или Мэри Поппинс-2003...

В Новосибирском театре музыкальной комедии с Квинихидзе первоначально велись переговоры о постановке «Небесных ласточек».

- Может, мы к этому еще вернемся, - говорит режиссер, - по независящим от нас причинам этот проект не состоялся. Может показаться, что «Небесные ласточки» - более мощное и более объемное зрелище, в нем занято гораздо больше людей, но все-таки это немножко уже там, а это - здесь.

Сверхзадачу новой постановки приглашенный режиссер и руководство театра видят в том, чтобы «понемножечку повернуть музыкальный театр от того, к чему мы так привыкли, и к чему привык зритель».

Определенное «сопротивление актерского материала» есть. Некоторые актеры театра, с которыми приходится работать, не совсем согласны с тем, что надо «куда-то поворачивать», и утверждают, что театр оперетты «любят именно за оперетту».

- Это справедливо, но все-таки этого сегодня мало - на дворе 2003 год. И ни в коем случае не посягая на любовь и уважение к оперетте, надо немножко поворачивать на новое поколение, новые мысли, новые идеи и новые технологии. В этом смысле новый проект тоже интересен. Другое дело, это может нравиться или не нравиться. Другое дело, хорошо это или не очень. Но процесс пошел...

 Для актеров работа над «Мышеловкой» представляет свою сложность: мюзикл предполагает не опереточное и не оперное пение, а, скорее, джазово-эстрадную манеру исполнения. Перестраиваться актерам крайне сложно, тем более что, нарепетировавшись днем в мюзикле, вечером они выходят на сцену в классической оперетте. Репетиции идут несколькими составами, к финалу, скорее всего, придут не все.

Есть еще одна интрига, занавесочку над которой в театре пока предпочитают не приоткрывать. В театре работает приехавший с Квинихидзе кинооператор! Как знать, не будет ли это для именитого режиссера возвращением в кинематограф. Не секрет, что и всемирно известные бродвейские мюзиклы начинались не на Бродвее, а с постановок в маленьких околобродвейских театриках, проверялись и обкатывались на зрителе, и лишь потом в них вкладывались большие средства для постановки на Бродвее.

***

К постановке хореографического пласта спектакля, который, по замыслу режиссера, должен функционировать параллельно с основным сценическим действием, приступила супруга режиссера - балетмейстер, лауреат национальной премии Украины Екатерина Ельфимова.

Сценическим оформлением спектакля занимается санкт-петербургская художница Татьяна Королева. Среди оформленных ею спектаклей - «Похищение из Сераля» Моцарта (Эрмитажный театр), «Травиата» Верди (Ашод, Израиль), мюзикл «Монахиня» (театр «Приют комедиантов»).


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: