Новосибирск 0.6 °C

Право на защиту

15.05.2003 00:00:00

Прав ли преподаватель, попытавшийся дать отпор
распоясавшимся учащимся-хулиганам их же методами?

 Анатолий Матвеев работал преподавателем ОБЖ в техникуме геодезии и картографии. Пятого февраля 2003 года приказом директора техникума его отстранили от занимаемой должности. «... Как применяющего методы воспитания, связанные с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося», - было сказано в приказе.

Предмет под названием «Основы безопасности жизнедеятельности» Анатолий Дмитриевич вел в трех группах первого курса на базе 9 классов. На первом курсе группы большие - 30-32 человека. Ребят специально набирают «с запасом» - к моменту выпуска их остается, дай Бог, по 18-20 в каждой группе.

Сказать, что Анатолий Дмитриевич - неопытный педагог, поэтому ему не удалось найти общий язык с подростками, никак нельзя. В системе профтехобразования Матвеев проработал 17 лет, имеет вторую квалификационную категорию. Педагогической деятельностью занялся после того, как вышел в отставку с должности офицера. В свое время он закончил Высшее военно-морское училище. Всю жизнь командовал матросами. А вот справиться с оравой 15-16-летних распоясавшихся недорослей, вытворявших на уроках бог знает что, бывшему морскому офицеру не удалось.

В качестве примера самых «невинных» проделок учеников Анатолий Дмитриевич приводит такой случай. Изучали тему «Оказание первой медицинской помощи». По рядам передавали аптечку - наглядное пособие. Когда аптечка вернулась к преподавателю, в ней на самом видном месте лежал ... презерватив.

Как выяснил корреспондент «ВН», конфликт между педагогом и учащимися начался с 1 сентября. Ребята были недовольны методикой преподавания Анатолия Матвеева, который на своих уроках требовал ведения подробных конспектов. Из-за этого и началось противостояние. Ученики утверждали, что другие преподаватели никаких конспектов вести не заставляют, и считали это требование лишним. «Но учебников по ОБЖ в техникумовской библиотеке 30 штук, а учеников - 96 человек. Поэтому у меня не было другого выхода», - объяснял Матвеев.

Со временем в психологический поединок по инициативе учеников оказались вовлеченными коллеги Матвеева. Хотя проблемы это не решило. Напротив, чем больше «сору» оказывалось вынесенным «из избы», тем сильнее усугублялась ситуация.

«Разумеется, наши учащиеся - не ангелы, - говорил в беседе с корреспондентом директор техникума Алексей Моренко. - Сюда приходят те, от кого отказалась школа...»

Сам Анатолий Дмитриевич об учащихся вот какого мнения: «Я считал, у меня складываются прекрасные отношения с ребятами. Никаких конфликтов между нами не было. Что нашло на них в тот день, я не знаю!»

«Тот день» наступил 30 ноября 2002 года. Анатолий Матвеевич, как обычно, вел урок. Дойдя до последней парты и повернувшись спиной к учащимся, чтобы идти обратно к доске, педагог ощутил нечто у себя на спине. При ближайшем рассмотрении нечто оказалось смачным плевком.

- Кто это сделал? - задал вопрос преподаватель.

Все промолчали. За партой сидели двое.

- Вы это сделали? - Матвеев обратился к одному из них.

- Нет.

- Тогда, значит, вы?

Ответ снова прозвучал отрицательный. Больше думать было не на кого. «Даже если это были не вы, вы рассчитаетесь с тем, кто это сделал», - с этими словами преподаватель переместил субстанцию на одежду ученика, после чего выгнал последнего из класса.

После инцидента Матвеев написал докладную записку на имя директора техникума, в которой рассказал о безобразном инциденте, потребовал выявить виновного и исключить из учебного заведения. К вечеру того же дня виновный сознался, извинился. По версии молодого человека, плевок произошел нечаянно - он был болен, кашлял, мокрота вылетела и по нелепой случайности попала на одежду преподавателя.

Верится в такую случайность с трудом. Однако финал истории еще более невероятен. Решением совета техникума преподаватель Матвеев отстранен от занятий с учащимися дневного отделения. О чем издан соответствующий приказ. Анатолий Матвеев намерен добиваться в суде восстановления в должности и сатисфакции от обидчика.

«Я не дам больше уродовать детей!»

 Мы попросили директора техникума Алексея Моренко прокомментировать ситуацию.

По словам Алексея Ивановича, Матвеев во многом был не прав. Ребята на него жаловались. Говорили, что на уроках Анатолий Дмитриевич обзывает их тупицами, идиотами и другими некрасивыми словами, а когда объясняет материал, то примеры почти все приводит на сексуальную тему. Скажем, «... лежите вы с девушкой в постели, и вдруг пожар...» Учащихся якобы это смущает.

- Я абсолютно не поддерживаю Матвеева, - говорит Алексей Иванович. - Конечно, у нас бывают случаи нарушения дисциплины. Конечно, можно усомниться в том, что юноша сделал то, что он сделал, нечаянно. Но какие бы ситуации ни случались на уроках, у нас еще ни разу не было случая, чтобы педагог применил физическую силу. Мы не имеем на это ни юридического, ни морального права. Ведь мы в первую очередь воспитатели, потом преподаватели, но ни в коем случае не «держиморды»! Ученик, безусловно, совершил хулиганский поступок. Но ему 17 лет, а Анатолию Дмитриевичу за шестьдесят... Такому педагогу я не дам больше уродовать детей!

«Учитель не должен опускаться
до уровня ученика»

 Начальник центра инновационных технологий среднего профессионального образования Новосибирского института повышения квалификации работников образования Эльвира Королева: «Согласна, сегодня с учащимися средних учебных заведений работать чрезвычайно сложно. Многие из них приходят в техникумы и училища не за знаниями, а лишь для того, чтобы провести время. Раз так, значит, занимаются на уроках чем угодно, только не учебой, в том числе и издеваются над учителями. По-человечески, педагога в этой ситуации можно понять. Хотя с юридической и профессиональной точки зрения он не имел права это делать. Не должен учитель опускаться до уровня ученика - «ты мне по морде - и я тебе тоже». Ибо тем самым педагог расписывается в своей профессиональной слабости. На самом деле преподаватель мудрее и старше. С позиций мудрости и старшинства и должны рассматриваться конфликтные ситуации.

В настоящее время специалисты разрабатывают программу воспитания в ссузах. Там большое значение уделяется вопросам самоуправления. Ведь учащиеся профессиональных учебных заведений - взрослые люди. Они должны внутри своего коллектива определиться, для чего они пришли в техникум или колледж, взять ответственность друг перед другом за то, что происходит на занятиях.

Второй момент - организация деятельности ученика. Если учитель не сможет доказать значимость своего предмета, его не будут слушать. Необходимо так строить урок, чтобы ребята каждую минуту, каждую секунду были заняты, чтобы они знали, что к конечному результату по этому предмету предъявляются высокие требования - тогда с их стороны будут дисциплина и ответственность».

«Конфликт с учеником - не повод,
чтобы отстранять педагога от должности»

 Заведующий кафедрой специальной психологии НГПУ, доктор биологических наук, профессор Виталий Леутин:

«Не всем педагогам везет с воспитанниками. Учащиеся техникумов и ПТУ, безусловно, самый сложный в педагогическом отношении контингент. Ни для кого не секрет, что там нарушения дисциплины бывают на грани с уголовными преступлениями.

Такое поведение, оно наиболее характерно для мальчиков, объясняется стремлением к лидерству. Каждый старается выделиться, произвести впечатление на других. Поскольку в этой среде ценится не то, что принято считать достоинствами, а совсем противоположные качества, подростки и стараются их проявлять. В подобных случаях необходимо применять ограничения. В этом и есть суть воспитания, с этого начинается любая культура.

Сейчас в обществе идет перекос: некоторые считают - если демократия, значит, делать можно все. Собственно, это убеждение и приводит в конечном итоге к необходимости проводить «зачистки» в горячих точках, чтобы защитить права законопослушных граждан.

Что касается данной конкретной ситуации, правоты нет ни с одной стороны. Педагог не должен был доходить до разборок. Надо было заставить ученика вычистить пиджак, а затем добиться исключения этого ученика из учебного заведения. Действия администрации техникума, на мой взгляд, неправомочны. Конфликт с учеником - не повод, чтобы отстранять педагога от должности».

***

Анатолий Матвеев в конфликте с учениками легко отделался - всего лишь испорченным пиджаком и моральным ущербом. Его коллега Валентина Птицына, преподававшая математику в колледже, поплатилась жизнью за то, что ставила двойки нерадивым ученикам. Учитель одной из школ Первомайского района Константин Качкин остался инвалидом, пострадав от рук пьяного старшеклассника.

- В пединституте нас учили, что главное - относиться к ученикам уважительно. Но этот принцип действует, когда преподаешь в вузе или в элитной школе, - говорили в беседе с журналистом учителя и преподаватели, добавляя, что их слова не для печати. - Но есть такие «детки», к которым чем уважительнее относишься, чем больше пытаешься быть интеллигентным и корректным, тем больше они над тобой глумятся. Они понимают только язык силы и оскорблений...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: