Новосибирск 4.9 °C

Экспресс по-искитимски

21.05.2003 00:00:00

Чем дороже проезд, тем откровеннее
хамство перевозчиков?

Фото Сергея ПЕРМИНА

 В повседневной суматохе нашего городского транспорта все - и управляющая им мэрия, и присматривающая за ним пресса - пропустили примечательное обстоятельство. Как-то незаметно Новосибирск вырвался на абсолютное первое место в России по транспортным тарифам благодаря двум коммерческим линиям. Буквально за полгода плата за удовольствие проехаться на маршруте N 1091 «Площадь Калинина - улица Демакова» взлетела аж до 19 рублей, а на маршруте 1015 «Вокзал - Цветной проезд» - до 17 целковых. Могу засвидетельствовать, что таких цен нет даже в «маршрутках» богатой Москвы - прокатиться по самому длинному столичному маршруту обойдется рублей в 12- 13, по трассам Москва-Подмосковье на то же расстояние, что до нашего Академгородка, - рублей в 13-15 от силы...

Впрочем, сетовать по сему поводу бесполезно: коммерция есть коммерция, не нравится - жди муниципального транспорта, нередко ползающего в час по чайной ложке и забитого донельзя. Поэтому вопрос стоило бы ставить иначе: что имеет за эти деньги пассажир, покупающий по городским меркам фактически билет бизнес-класса?

И вот тут среди рекордсменов отчетливо наблюдаются небо и земля. Маршрут N 1091: ей-богу, ни разу не удалось придраться к обслуживанию. Водители вежливы и предупредительны. На конечной остановке организована очередь. Остановки на линии не то что по желанию - по дыханию пассажира. Надо подъехать вдоль Красного проспекта - вот тебе отдельный тариф в 6 рублей, как на обычном городском маршруте... Словом, сервис вполне соответствует заплаченной сумме.

Иное дело - не менее элитная по тарифам линия N 1015. Писали мы о ней в «Вечерке», и не раз - и наглость водительская процветает, и даже до тарана одной «маршруткой» другой дело доходило... Но тогда пассажир платил за это удовольствие максимум «червонец», а что он имеет сегодня за 17 рубликов?

Обычный вечер - среда, 14 мая. У вокзала толпятся желающие уехать за эту самую сумму. Очереди никакой - народная свалка «кто быстрее». Предусмотрительно занимаю место на бровке в точности там, где стояла предыдущая «маршрутка», - вроде бы это повышает шансы...

А вот и она, очередная «газель» - новенькая, белая, с номером н293ко54. Водитель подъезжает - и тормозит, не доехав метров пять до остановки. Дальше, естественно, схватка пассажиров по принципу «у кого реакция лучше». Вроде она у меня не последняя - втискиваюсь.

Сразу разъяснение «шефа» за рулем: две остановки до центра - 17 рублей. Пять минут до автовокзала - 17 рублей. Тридцать пять километров до Академгородка - ровно столько же. Никакой тебе гибкой тарифной политики, как на 1091-м - голое крокодильство. Но платим, куда денешься...

Класс водительский не ахти, скорее для гужевого транспорта - то рывок, то торможение. Терпим и это - хромаем себе потихоньку. И вот заветный въезд в Академгородок: тут бы мне сойти, дабы пересесть на другую линию, в микрорайон «Щ». Подаю реплику на этот счет - дескать, тормознуть бы надо.

«А ничего тебе больше не надо? У меня все по остановкам: доеду до Строителей - сойдешь!»

Даже я, при своей привычности к транспортному нахальству из-за руля, малость ошалеваю - чтоб так напрямую и не стесняясь?

«Ну, тогда, тебе, браток, не по семнадцать, а по пять рублей возить надо, как в троллейбусе!»

«А ты что, самый умный нашелся? Так я тебя сюда не приглашал!»

Вот и остановка. И топать мне отсюда за свои 17 рублей примерно полкилометра - перегоны в Академгородке немалые. Причем на собственных ногах - три операции, полтора десятка шрамов...

Что ж, выгружаюсь на остановке «Проспект Строителей» под издевательский гогот «шефа»: «Ты там дверью не хлопай, все равно не поможет!»

По горячим следам визит номер один - в банк данных Российской транспортной инспекции. Итог интереснее некуда: оказывается, машина принадлежит некоему гражданину Кадникову, прописанному аж в городе Искитиме! Пожалуй, только иногороднего хамства нам еще не хватало на элитном маршруте, куда самому вежливому новосибирскому предпринимателю зубами не пробиться!

Адрес есть, телефон есть - пора по журналистским канонам заслушать и ту сторону. Увы, даже разорение на «межгород» не помогает: минимум полупьяный неизвестный мужик из города Искитима заплетающимся языком твердит, что никакого Кадникова по этому номеру нет и никогда не было. Перезваниваю - попадаю на него же. Что ж, формально долг выполнен, дальше не мои проблемы - не ехать же по искитимскому адресу.

А теперь, как водится, комментарий ответственных лиц - для всех горожан, дабы знали свои права в качестве пассажиров.

Заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Павел Петер: «Мое отношение к этой истории однозначное - была бы конкурсная машина, сразу выгнали бы ее вместе с хозяином с маршрута. Но конкурс на 1015-й у нас планируется в перспективе - значит, тогда и учтем уровень работы господина Кадникова и его водителей. Тем более, что маршрут от вокзала - это своего рода визитная карточка города для его гостей, и мэрия, разумеется, заинтересована, чтобы там работали только лучшие из наших транспортных предпринимателей.

Знаете, часто водители «газелей» отказываются останавливаться между остановками - дескать, придирается ГИБДД. Но это, по большому счету, отговорка - им просто не хочется лишний раз нажать на тормоз даже там, где это разрешено правилами дорожного движения, которыми ГИБДД и должна руководствоваться. К тому же 1015-й маршрут - особый случай: на нем перегоны между остановками бывают больше двух километров. В этих условиях отказаться остановить машину по требованию - значит, просто издеваться над пассажиром, заплатившим к тому же немалые деньги за проезд. Так что меры будут приняты - гарантирую».

Директор МУ ЦУГАЭТ Ольга Рязановская: «Грубость водителей на новосибирских маршрутах - немалая проблема. Очень много жалоб горожан на нее - и на 1015-й маршрут тоже, кстати. Но сегодня мы жестко относимся к этому делу - для нас, муниципального заказчика, интересы пассажиров превыше всего. В частности, такой диалог, как у вас с этим водителем, вполне может обернуться для владельца машины расторжением договора с ЦУГАЭТом и прекращением работы на маршруте вообще. К тому же в Новосибирске сегодня переизбыток частного транспорта, так что желающие работать по 17-рублевому тарифу вежливо и с уважением к горожанам, включая остановки по их требованию, думаю, найдутся мгновенно...»

Готов согласиться с Ольгой Ивановной - такое «свято место», как на 1015-м, пусто не останется в любом случае. Заодно, глядишь, и области поможем новой «газелью» - ведь искитимцев по их родному городу тоже на чем-то перевозить надо...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: