Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Завтра - День пограничника

2003-05-27

 Пять лет со дня образования исполняется 14 августа 2003 года территориальному отделу Юго-Восточного регионального управления Федеральной пограничной службы России - «Новосибирск».

Территориальный отдел был создан в 1998 году для оказания помощи и координации действий при организации охраны государственной границы, а также - комплектования соединений и частей. Отдел руководит служебно-боевой деятельностью подчиненных соединений и частей, расположенных на территориях Новосибирской, Тюменской, Омской, Кемеровской областей и Алтайского края.

За прошедшие пять лет ТО «Новосибирск» принимал активные меры по борьбе с контрабандной деятельностью, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией.

Высокая результативность служебно-боевой деятельности отдела, умелая организация пограничной службы и качественная работа по укреплению государственной границы отмечены государственными наградами. Медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени награжден майор А.Р. Саркисян, медалью «За отличие в охране государственной границы» - полковник В.В. Таранов и подполковник В.В. Диордий. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени А.М. Будьздоровенко и подполковник В.С. Кропотов.

А сегодня, по случаю Дня пограничника, в гостях у газеты - Владимир Михайлович Гордиенко, ветеран пограничной службы.

Профессия - охранять Родину

Владимир Михайлович Гордиенко

 Пожалуй, стать пограничником мне было велено самой судьбой: мой отец служил в Закавказье на границе с Турцией, там же в 1938-м году родился я. Когда началась Великая Отечественная, отец добровольцем ушел на фронт, где вскоре погиб. Мы с мамой остались вдвоем, в окружении его друзей и сослуживцев. И солдаты, знавшие отца, приобщили меня с малых лет к пограничной службе.

Обычным делом было, что во время боевой тревоги вся застава уходила на место происшествия, оставался лишь дежурный, редко - повар и я, Гордиенко-младший, как меня тогда называли. Помню, так входил в роль, что, завидев свою тетку, которая шла меня навестить, во все горло орал, подражая взрослым: «Из-за пригорка появился неизвестный объект!» Все смеялись, а тетка грозила пальцем. Позже, по настоянию друзей-товарищей отца, мать отдала меня в Ленинградское суворовское училище. По его окончании я поступил в Пограничное военное училище в Москве. Во времена учебы нам на всю жизнь внушили истину, что мы, и никто другой, защищаем нашу Родину. Мы, пограничники, на первых ее рубежах.

После учебы, в 1959 году, я в должности командира взвода вновь попал в Закавказье - в город Ленинакан, недалеко от Еревана. А спустя пять лет, уже будучи заместителем командира роты по технической части, был переведен в город Мегры. Тогда у нас как раз начиналось внедрение электроники: вдоль границы была установлена секретная по тем временам электросигнализационная система С-100. Большая часть работы по ее обслуживанию ложилась на нас, технических работников.

Интересное и перспективное было время. Ощущалась и особая атмосфера, которая царит между пограничниками. Застава ведь как отдельный город. Здесь все должно быть свое: котельная, электростанция, продовольственный склад. И люди, которых немного, должны быть на все руки мастерами, со смекалкой. При этом каждого отличали неподдельный патриотизм, искреннее чувство долга и ответственности. Однажды я этому просто поразился. Приехавшие на каникулы студенты решили пересечь границу. Уйти на другую сторону им, конечно, не удалось, мы их задержали. А на заставе я увидел, как даже не командиры, а рядовые солдаты, почти ровесники наших нарушителей, стыдили их и пытались внушить уважение к границе, подобное тому, которое испытывали сами.

Особое отношение у пограничников к своим женам. Стать ими могут лишь необыкновенные женщины, способные поехать за своими мужьями хоть на край света, разделить с ними все тревоги пограничной жизни и трудности бесконечных переездов. Им мы обязаны многим. Так, именно по настоянию своей жены, я все-таки написал рапорт о поступлении в Военную академию тыла и транспорта. Впоследствии специальность автотехника сильно повлияла на мою жизнь. И на всех ее поворотах меня сопровождала жена.

В 1971 году пришлось мне служить начальником автомобильной службы в Киргизии, в городе Пржевальске. Горные дороги изобиловали перевалами и серпантинами. Снег мог выпасть совершенно неожиданно, даже летом. Знаменательным отрезком службы в тех местах стали события 73-го года, когда поступила команда уточнить границу с Китаем. Наши отношения с этой страной в то время заметно охладели. Было несколько участков границы, оспариваемых китайцами. К примеру, на нашем они самовольно проникли на советскую территорию. Перед пограничниками была поставлена задача оттеснять китайцев с оружием в руках. Хотя, замечу, в действительности мы брали в руки обыкновенные палки. До линии границы добирались по бездорожью, по сыпучим кручам, через каньоны и вдоль горных рек. Около 60 километров нужно было пройти пешком с оборудованием на плечах. Часть вещей везли кони и яки, которые нередко срывались с обрывов. Оттесняли китайцев и скот, который они пасли в горах, шли практически стенка на стенку, долго и с переменным успехом. В помощь нашему противнику прибыли вооруженные солдаты. И я до сих пор горжусь, что на нашем 13-м участке отстоять границу удалось без единого выстрела.

Позже в качестве преподавателя я был назначен в школу сержантского состава, где готовили младших командиров по автотракторной специальности. А через год, в 1975-м, был назначен заместителем начальника пограничного отряда по технической части в городе Сковородино - самой северной точке южной границы Союза. Тайга, сопки, болота, не раз случались оползни и обвалы. Работа была серьезная и непростая, но интересная. Для укрепления границы с китайцами строилась дорога. Нам нужно было прорубать сквозь тайгу просеку шириной 15 метров и длиной около 300 километров. Здесь же устанавливали все ту же систему С-100. Так я изъездил почти всю границу с Китаем - ходить пешком, как в Закавказье, уже не получалось. Техники завозили очень много. А где есть техника, там и поломки, и аварии, за устранение которых мы отвечали головой. Но работа шла не на страх, а на совесть. И хотя штабные еще какое-то время продолжали относиться к техническим работникам с оттенком снисходительности, в Сковородино нам удалось это отношение переломить. Поддерживать технику в рабочем состоянии и днем и ночью - дорогого стоит.

Но пограничники - люди, которые на одном месте не засиживаются. И в 1981 году нам с женой вновь предстоял переезд. На этот раз нас занесло в Народную Республику Мозамбик. Советский Союз помогал тогда этой африканской стране устанавливать государственную границу после свершившейся революции. Уже через четыре месяца мы, русские, изъяснялись на португальском с местным населением. Удивительно любопытный и на лету все схватывающий народ. Пальцем на песке я рисовал схемы, как устроен автомобиль, неграм, которые даже не знали, что такое электрический ток. И уже спустя некоторое время, они кое-что в этом понимали. Уезжая из трехгодичной командировки в 84-м домой, мы выслушали самые теплые слова благодарности: чем могли, жители этой бедной страны старались отплатить за нашу помощь.

По возвращении в Союз еще несколько лет я прослужил в Тбилиси, затем в Батуми. В августе 1988 года я уволился в запас. Однако после распада Советского Союза спокойная жизнь в Грузии для нас закончилась. И мы с женой сначала переехали в Ставрополь, где я еще прослужил какое-то время в управлении пограничных войск, а затем, в 1999 году, к сыну в Новосибирск.

Но и здесь не перестаю я ощущать свою причастность к пограничникам. В Новосибирске я стал заместителем председателя Совета ветеранов пограничников города. С товарищами мы стараемся не упустить из виду ни одного ветерана-пограничника. Каждому оказываем моральную поддержку, чтобы человек постоянно ощущал: о нем помнят. Вместе мы отмечаем праздники и юбилеи, памятные нам годовщины. Другое направление работы - патриотическое воспитание школьников, с которыми мы часто встречаемся в классах, рассказываем о нашей прошлой службе.

В День пограничника мне хочется от души поздравить каждого из них с 85-й годовщиной со дня образования пограничных войск. Ветеранам я пожелал бы здоровья и благополучия, а нынешним пограничникам - мужественно и стойко защищать наши границы, оберегая покой страны.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год