Новосибирск 1.5 °C

Америка ночью смотрит через «наше»

30.05.2003 00:00:00

Техника ночного видения - в центре внимания совещаний с участием представителей Росвооружения и силовых структур России, проходящих в эти дни в городе.

Что видим?

Новосибирский прибор «Сова» известен за океаном

 Первое, что приходит на ум при мысли о российском экспорте, - нефть, лес, оружие, икра, водка. И только немногие добавят в этот список приборы ночного видения. Хотя они вполне могли бы его возглавить: до 95 процентов таких приборов уходят на экспорт, главным образом в Америку. Производят их на различных предприятиях России, но основа элементной базы находится у нас, в Новосибирске. В прошлом году девять научно-исследовательских и промышленных предприятий города создали ассоциацию «Сибирский научно-производственный комплекс техники ночного видения». Председателем Совета директоров комплекса избран профессор Игорь Гибин, президентом - действительный член американского института по энергетике и электронике, кандидат технических наук Валерий Гугучкин.

- Идея объединения возникла давно, - говорит Валерий Гугучкин. - В состав комплекса вошли предприятия, которые охватывают весь цикл производства приборов. Фундаментальную науку представляют Институт физики полупроводников и Институт прикладной микроэлектроники СО РАН. Прикладную - ЦКБ «Точприбор», Сибирский НИИ оптических систем, ряд конструкторских бюро на предприятиях. И - непосредственно те, кто производит элементную базу, приборы и системы ночного видения: НПО «Катод», завод «Экран», приборостроительный завод, холдинг «НЭВЗ-Союз», Новосибирский завод полупроводниковых приборов. Таким образом, в Новосибирске создано формализованное научно-производственное объединение, не имеющее аналогов не только в России, но и за рубежом, - синтез фундаментальной, прикладной науки и производства в одном городе.

По мнению руководителей комплекса, объединение позволит избежать паралеллизма в исследованиях, разработке и производстве. Сконцентрировав интеллектуальные, производственные и финансовые ресурсы на приоритетных направлениях, приборостроители ставят перед собой серьезные задачи, связанные с созданием и производством техники ночного видения, а также элементной базы для нее.

Что производим

 Рынок сбыта техники ночного видения специфический и достаточно сложный. Разделить его можно на две составляющие: оборонный государственный заказ и продажа на свободном рынке как в нашей стране, так и за рубежом.

Еще в конце 80-х годов приборы ночного видения так называемого нулевого поколения были выведены из запрещающего списка. Совет Министров (тогда еще СССР), КГБ, МВД и Госплан дали «добро» на их производство для гражданского применения. Первые образцы были выпущены в Новосибирске и Ростове. Однако недостаточно продуманная маркетинговая политика привела к тому, что в Сибири это производство было свернуто, в то время как другие предприятия России уверенно вошли в этот рынок и сегодня выпускают продукции на 45-50 миллионов долларов в год. Поэтому основной задачей комплекса его руководство считает адаптацию производимых устройств для гражданского сектора экономики.

Согласно существующей классификации, приборы ночного видения различают по «поколениям». Нулевое поколение - это первые электронно-оптические преобразователи, которые были на вооружении нашей армии в начале 60-х годов. Сейчас они сняты с вооружения и используются в быту: на охоте, для наблюдения, на прогулках. Приборы первого поколения - следующий шаг в развитии техники. Их также выпускают для бытовых нужд, но поскольку они достаточно дороги, то не пользуются большим спросом. А вот устройства второго поколения - в основном в армии. Это танковые прицелы, приборы вождения, системы управления огнем танка и артиллерии. Но и они считаются уже устаревшими. На смену им пришел следующий класс - «второй плюс». Это новая идеология, новое усиление электронного луча, и объем выпуска их постоянно увеличивается. Следующий шаг в развитии - приборы третьего поколения, массовое производство которых пока в нашей стране не освоено. Это достаточно наукоемкая технология, и, к сожалению, по словам Валерия Гугучкина, у нас пока нет хорошей научной базы и специалистов в этой области.

Разница между поколениями достаточно ощутимая. Приборы третьего поколения, например, «видят» дальше, могут работать, когда на небе нет ни звезд, не луны - абсолютно темная ночь. Устройства «второго плюс» в подобных же условиях видят чуть хуже, нулевое не видит совсем. А в мире сейчас ведутся разработки приборов уже четвертого и пятого поколений! Правда, наши специалисты утверждают, что отставание составляет порядка трех-пяти лет, но и это - срок немалый! Американцы выпускают сейчас приборы только третьего поколения, чем и воспользовались российские производители.

Что продаем

 Статистика продаж свидетельствует, что россияне достаточно редко покупают приборы ночного видения. Зато в богатых странах они приобретают все большую популярность как дорогая игрушка, универсальное средство для охоты, прогулок, путешествий. Однако в связи с тем, что предприятия-производители перешли на новые технологии, стоят приборы достаточно дорого. И лишь российские устройства с параметрами, вполне достаточными для бытового использования и вполне приемлемой ценой, пользуются определенным спросом на потребительском рынке. Их покупают весьма охотно, и объем экспорта составляет порядка 50 миллионов долларов в год. Задача, которую ставит перед собой ассоциация, - за счет оптимального соотношения цены и качества потеснить конкурентов и вернуться на этот рынок. Работа здесь должна быть поистине ювелирной. Гражданский прибор ночного видения не является предметом первой необходимости в быту. И поэтому без системной работы по качеству на потребителя, а не на стандарты, без взвешенной политики цен в любое время может произойти «обвал» в сбыте этой продукции.

- Таких изделий, по нашим расчетам, можно продавать на внешнем рынке на 80-100 миллионов долларов в год, - продолжает Валерий Гугучкин. - Это также предусмотрено программой развития комплекса на 2003-2010 годы. Важная задача - создание своей сбытовой сети за рубежом, в частности, в США, основном потребителе техники ночного видения для гражданского населения. Перспективным является и создание и продвижение на гражданский бытовой рынок более современных, более качественных приборов ночного видения, близких по параметрам к военным изделиям, но менее дорогих.

Другое, не менее важное направление - мирное применение технологии «тепловидения». Область применения ее достаточно широка. В энергетике, например, с их помощью можно контролировать состояние линий. В силу разных причин в проводах возникает перегрев. А там, где выше температура, происходит разрушение. Есть программа обследования трубопроводов, при бурении на газ можно контролировать уровень радиоактивного фона и более точно определять его месторождения. Наконец, существуют системы диагностики в медицине с помощью «тепловизоров» - разработка новосибирских ученых, с использованием новосибирских же приборов. Рынок здесь колоссальный и практически неосвоенный.

- Одна из главных задач ассоциации - создание нескольких производств, которые смогли бы обеспечить полный замкнутый цикл. Это выпуск микроканальных пластин и налаживание выпуска волоконно-оптических систем. Будут в Новосибирске такие производства - появятся и новые рабочие места, и у нас будет совершенно новая независимая структура, с которой можно выходить на мировой рынок, - подводит итог разговора Валерий Гугучкин. - Большую поддержку нам оказывает мэрия, руководство области. Мы намерены конкурировать с ведущими зарубежными производителями на любых рынках.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: