Новосибирск 2.1 °C

Кому он нужен, этот ЕГЭ?

06.06.2003 00:00:00

Точка зрения

Эх, и списать не у кого!

 В новосибирских школах - ответственная пора: наступила «жатва знаний», то бишь экзамены. На весь город хрустит спешно догрызаемый школьниками гранит знаний, а в городских аптеках резко подскочил спрос на валидол для старшего поколения...

Правда, говорят, что вскорости все будет проще и автоматичней - народу будет введен единый и могучий государственный экзамен (ЕГЭ) по всей Руси. Впрочем, тысячи школьников нашей области уже столкнулись с ним на днях. Отметил старательно «галочкой» правильный ответ из четырех предложенных, сообразил, каким из предметов - булыжником, топором, кастетом или прикладом автомата - тюкнул Раскольников насмерть гадкую старуху-процентщицу, угадал, чем является железо - газом, металлом, ядохимикатом или собачьей кличкой - и получай допуск от имени компьютера в любой вуз нашей все еще необъятной Родины без всяких экзаменов...

Под стать этой благостной картине и бурный пиарный поток, выплеснутый в средства массовой информации чиновниками Министерства образования. Противников экзаменационного нововведения поливают с усердием скунса: дескать, и коррумпированы они нацело, и пекутся не о детских знаниях и будущем России, а о собственном профессорско-репетиторском кармане. Столь целенаправленного промывания мозгов россиянам не было, пожалуй, со времен ваучерной эпопеи. Причем речь идет не только о рядовых наших согражданах. В январе сего года мне довелось беседовать с одним из самых известных в мире специалистов в области химического образования - деканом химфака МГУ, профессором Валерием Луниным. Он, в частности, рассказал, как проходило обсуждение вопроса о ЕГЭ на заседаниях Госдумы и как даже там представители Минобразования откровенно затыкали рот всем несогласным с единым экзаменом.

Тем не менее, далеко не все прогнулись перед столь могучим административным напором.

Валерий Нестеров, министр образования Свердловской области: «Я по-прежнему не вижу никакой пользы от введения единого госэкзамена. Он отнюдь не уравнивает в правах на высшее образование выпускников из центральных городов и отдаленных поселков и не спасает процедуру экзамена от подлогов и утечки информации. По моему мнению, введение единого государственного экзамена было и остается административной суетой».

Честное мнение - и ЕГЭ по сей день обходит свердловчан-екатеринбуржцев стороной.

Виктор Садовничий, ректор МГУ: «Надо понимать суть, потому что за фразеологией и формой можно утопить все. Можно много рассуждать о справедливости и так далее. Понятие справедливости абстрактно, даже философы не определились. Устранить случайный фактор, устранить коррупцию - одним формальным решением этого не сделаешь. Да, я имею в виду именно государственный экзамен...»

За эту позицию на Виктора Антоновича уже вылита не одна тонна отечественной печатной грязи - тем не менее МГУ, наш флагман в сфере высшего образования, держится по отношению к ЕГЭ не хуже легендарного крейсера «Варяг». Говорят, ректора спасает личная поддержка мэра Лужкова по этому вопросу - ссориться с обладателем знаменитой кепки расположенному в Москве министерству, мягко говоря, не с руки...

И совсем отдельной строкой стоит позиция тех, чьего мнения касательно ЕГЭ никто не спрашивал - учителей. Я общался по этому поводу с десятками педагогов: смирившиеся с начальственным приказом были, патриотов госэкзамена не было ни одного...

Эпопея с ЕГЭ, как известно, официально началась с некоего социологического обследования, авторы которого пришли к выводу, что российское образование - барахло, а российские школьники по сравнению с европейскими или американскими находятся на уровне африканских аборигенов. Материалы этой работы в министерстве по сей день - тайна за семью печатями, зато пресловутое заключение цитируется господами из Минобразования направо и налево.

Все это более чем странно. На международных предметных олимпиадах в честном интеллектуальном соперничестве с ровесниками из десятков других стран наши дети, включая сибиряков, ежегодно гребут золотые медали гигантским пылесосом. За нашими студентами - даже еще не специалистами! - ведут настоящую охоту престижные европейские университеты. Российские ученые, получившие российское образование, котируются на Западе по высшим научным меркам. И на этом фоне некие ответственные чиновники с упорством голодных дятлов твердят: знания школьников никудышные, контроль за ними тоже, давайте вводить тесты ЕГЭ!

Теперь давайте прикинем, что такое тест. Даже на пресловутом Западе, которым прикрывается инициатива ЕГЭ, тест - всего лишь один из способов контроля знаний, причем отнюдь не главный! Ибо самый лучший тест-угадайка не способен выявить главное для будущего высококлассного специалиста - способность мыслить логически. Именно для этого существует система школьных олимпиад и устных экзаменов - не случайно школьников-победителей на олимпиадах сегодня берут в вузы без всякого конкурса и, тем более, без ЕГЭ.

Нередко чиновно-образовательный люд хвалится тем, что, дескать, не всякий ученый осилит тесты ЕГЭ. Да, не всякий - и я, уже много лет кандидат наук и сотрудник центральной методической комиссии по химии того самого министерства, тоже не всегда могу дать тот ответ, который компьютер сочтет правильным. Только вот вопрос - плакать от этого или этим гордиться?

Дело в том - беру свою родную химию - что многие вопросы школьной программы мы вынуждены упрощать для их понимания всеми учениками. Немалым удивлением для приходящих в вуз школьников является то, что многие вещи, которые они учили в школе, приходится чуть ли не выворачивать наизнанку. Иначе говоря, школьная программа вынужденно ориентирована на троечника - но ведь и тесты ЕГЭ тоже!

А теперь представьте школьника, знающего химию на уровне вузовского учебника: этим «грешат» все победители олимпиад, которых и у нас в области немало. Берет он тест ЕГЭ - а там откровенная «лажа» (было и такое). Как ему отвечать: как считает правильным министерство или КАК ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ? При том, что истинный ответ ведет к «пролету» как не соответствующий настройке компьютера... Не случайно проблема качества вопросов ЕГЭ для министерства табу - никакие апелляции на эту тему не принимаются и не обсуждаются.

О пресловутой объективности ЕГЭ писалось не раз - нет смысла повторяться. Отмечу по родной химии: система, при которой часть ответов проверяет компьютер, а другую часть - неизвестный гуманоид неизвестной квалификации, объективной быть не может по любому определению.

Скандалы с выставкой-продажей ответов на ЕГЭ в интернете... Неопределенность министерского положения «по итогам ЕГЭ можно подавать документы в любой вуз и даже в несколько» - при том, что резиновых вузов у нас нет и все равно кому-то и при идеальном ЕГЭ придется отказывать... Введение платного тестирования под министерским флагом - и такое у нас в Новосибирске процветает... И так далее.

К чему нам все это при наличии той же отлаженной олимпиадной системы, признанной во всем мире и доступной школьникам из любого села? К примеру, на российских и международных химических олимпиадах еще пару лет назад собирал «золото» парнишка из обычной деревни Еманжелинка Челябинской области Леша Кудринский, а сельский школьник из-под Омска Женя Кабин - сегодня дважды призер международной Менделеевской олимпиады и «безэкзаменационный» первокурсник НГУ...

Я думаю, истинная причина введения ЕГЭ одна - деньги, уже вылетевшие в трубу этого сомнительного «эксперимента» и те, которым еще предстоит вылететь туда же. Министерство образования успешно замкнуло на себя немалый финансовый поток - тот самый, который мгновенно пересыхает, когда речь идет о зарплате для рядовых учителей.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: