Новосибирск 1 °C

Транспортная арифметика от 27.06.2003

27.06.2003 00:00:00

Точка зрения

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Лет десять-пятнадцать назад каждый новосибирец ежедневно решал задачку из школьного учебника - как в родном городе добраться из пункта А в пункт Б. Ситуация с транспортом была сложной - зачастую приходилось стоять по 40 минут на остановке без всякой надежды добраться до нужного места. Приход рыночной экономики в начале 90-х годов многое изменил в облике наших городов. Транспортная проблема, как недавно казалось, решена и не требует к себе внимания ни чиновников, ни общественности. Действительно, долгое ожидание автобуса на остановке кануло в Лету. Но разве только эта сторона транспортной проблемы важна для города и для нас, горожан? Глядя на бурный поток городского транспорта, складывается твердое убеждение, что пресловутая «невидимая рука рынка» внесла и в эту сферу изрядную долю хаоса.

К муниципальному транспорту добавилась масса частных «извозчиков», взявших на себя существенную долю пассажирских перевозок. Довольно либеральное законодательство предоставило частному сектору практически неограниченную свободу действий, что совершенно недопустимо в такой социально значимой сфере, как транспорт. Появление частного извоза в Новосибирске, решив одну проблему, породило массу других. Во-первых, на дорогах стало опаснее. Количество ДТП практически ежегодно растет, и «заслуга» в этом не в последнюю очередь принадлежит пассажирскому транспорту.

Во-вторых, появилась проблема пробок. Новосибирские улицы, особенно в центре, не справляются с потоком транспорта. Огромная масса машин буквально парализует движение, а по Красному проспекту в час пик лучше передвигаться пешком!

В-третьих, состояние дорог в городе не выдерживает никакой критики, и большое количество автомобилей пагубно сказывается на и без того плохом покрытии городских магистралей.

В-четвертых, разросшийся парк автобусов с устаревшими моделями двигателей ежедневно выбрасывает в воздух огромное количество вредных веществ.

В-пятых, финансовые потоки этой отрасли городского хозяйства остаются в тени, и бюджет ежегодно теряет от этого сотни миллионов рублей.

Частный автотранспорт так и не избавился от «родимых пятен» стихийного рынка. Многие городские маршруты дублируют друг друга, и, несмотря на большое количество транспорта, обслуживаются из рук вон плохо. Если в центре не протолкнуться от транспорта, то жители окраин страдают от недостатка транспорта. «Частники» в погоне за прибылью экономят буквально на всем: подвижной состав обслуживается в условиях кустарных мастерских, заправляется дешевым топливом сомнительного качества, размещается не в специальных боксах, а просто под открытым небом. Указанные проблемы осознают и сами предприниматели, занятые в этой сфере. 18 марта на заседании в департаменте транспорта, связи и дорог мэрии обсуждались проблемы городской пассажирской транспортной сети Новосибирска. В ходе этой встречи чиновников и предпринимателей последними было высказано недовольство условиями работы при перегруженной транспортной сети и наличии большого количества игроков на рынке.

Однако проблемы новосибирского транспорта не исчерпываются наличием большого количества мелких предпринимателей, занимающихся извозом. Муниципальные предприятия также испытывают большие проблемы. Появление частного сектора на рынке транспортных услуг усугубило старые проблемы городского транспорта. Бюджет города не способен тратить необходимые средства на обновление парка машин ПАТП и полностью дотировать пассажиров-«льготников». А частные перевозчики, используя свои более подвижные автобусы, отбирают у ПАТП большую часть платежеспособных пассажиров и маршрутов, оставляя «муниципалам» лишь пенсионеров и льготников, которых ПАТП по закону обязаны перевозить бесплатно. Таким образом, на сегодня муниципальный транспорт находится буквально на грани разорения. Он осуществляет перевозки лишь по 10% внутригородских маршрутов, а остальные, причем самые прибыльные, волею рыночных обстоятельств оказались в руках коммерсантов. И ничто, даже административный ресурс, не способно помочь муниципалам в их противостоянии с частниками. На сегодня в Новосибирске на 518 обычных муниципальных автобусов приходится 2569 частных и 263 муниципальных коммерческих автобуса. Подобная статистика наглядно доказывает рыночную несостоятельность нынешних управленцев и чиновников, ответственных за состояние муниципального транспорта.

За состоянием дел в транспортном хозяйстве следит мэрия, где этими вопросами занимается заместитель мэра, он же директор департамента транспорта. Далее по структуре идет управление пассажирских перевозок, которое контролирует деятельность центрального управления горавтоэлектротранспорта, которое уже и следит за реальной деятельностью перевозчиков. Что же получается? Мэрия постоянно меняет структуру маршрутной сети, добавляя в нее новые «необходимые» маршруты, управление пассажирских перевозок определяет потребность в автобусах, а ЦУГАЭТ проводит всю остальную организационную работу, набирая автобусы на маршруты. Причем свою деятельность упомянутые организации проводят без какой либо организационной программы, она является просто непонятной, неэффективной и проводится под лозунгом: «утром деньги - вечером маршрут». И все вопросы по необходимой деятельности предприятий отпадают! Мало того, нынешняя деятельность новосибирских ПАТП ложится тяжелым бременем на городской бюджет. 260 млн рублей в год выделяется городом для поддержки муниципальных автотранспортных предприятий. Разве может такая ситуация считаться нормальной? И надолго ли может хватить бюджетных денег? Одна из самых прибыльных отраслей городского хозяйства приносит городу лишь убытки!

Критическое положение, сложившееся в транспортном хозяйстве, требует немедленных действий. Какой выход можно предложить? Анализ состояния городского транспортного хозяйства приводит любого здравомыслящего человека к простому выводу: нужно правильно организовать управление транспортом в рамках всего города. Хаотичный новосибирский рынок требует упорядочения и единого менеджмента. Отдельно с такой задачей не смогут справиться ни чиновники мэрии, ни муниципальные ПАТП, ни частные предприниматели. Выход только один - необходимо срочно консолидировать все имеющиеся силы и ресурсы, независимо от их формы собственности и амбиций некоторых рыночных субъектов. Городские власти, совместно с муниципальными и частными транспортниками, должны создать несколько автотранспортных предприятий нового типа. Эти предприятия могут включать в свой состав муниципальное имущество нынешних ПАТП и автобусный парк частных предпринимателей. Главный вопрос заключается в том, что смогут получить простые пассажиры от этой реорганизации. Все льготы обязательно должны сохраниться, ведь, например, для пенсионеров возможность бесплатного проезда буквально жизненно важна.

Все пассажиры имеют право получить высококачественный сервис - пунктуальный и комфортабельный транспорт. Важным вопросом в таком начинании является вопрос собственности. Кто должен быть владельцем новых предприятий? Ответ прост - все, кто способен решить транспортную проблему нашего города. Во-первых, это государство, вернее, муниципалитет. Именно государство должно присутствовать на этом рынке как основной игрок, как та сила, которая способна разрешить многие организационные, юридические и финансовые проблемы новосибирского транспорта. Кроме того, власть должна выступить как гарант привлечения необходимых средств для обновления парка автобусов и маршрутных такси. Этот аспект проблемы чрезвычайно важен. По информации заместителя мэра, на сентябрь 2002 г. средний возраст муниципальных автобусов, ежедневно выходящих на городские маршруты, составляет около 9 лет. Автобусный парк частных предпринимателей лишь частично может улучшить положение - столь популярные у нас малые и не очень долговечные автобусы ПАЗ - далеко не оптимальный выбор для Новосибирска. Требуются вместительные и надежные западные автобусы известных марок: Volvo, Mercedes, MAN. К глубокому сожалению, российские автобусы далеки от высоких стандартов качества. А ведь главное в пассажирских перевозках - экономичные, безопасные и отвечающие самым строгим европейским экологическим стандартам машины. Конечно, можно увидеть на наших улицах и импортные автобусы, но проблема в том, что все они уже давно устарели и не отвечают техническим требованиям.

Почему же мы не видим новых автобусов на городских маршрутах? Ответ известен - отдельно взятый частный предприниматель не может позволить себе приобрести новую машину. Для этого требуется кредит, а банки дают деньги лишь на совершенно разорительных условиях. И здесь очевидны преимущества крупной компании - она будет располагать гораздо более выгодными условиями кредитования для закупок как самих автобусов, так и необходимой техники, материалов и сырья для их обслуживания. Следовательно, в состав владельцев этих предприятий должны войти частные инвесторы. При грамотном управлении привлечение инвестиций станет неизбежным. Транспорт - потенциально очень прибыльная сфера, и большие деньги в него обязательно пойдут.

Залогом успеха любого бизнеса, особенно социально значимого, является грамотный, эффективный и социально ответственный менеджмент. Кем и как он должен осуществляться? В первую очередь, должен существовать проект, содержащий программу конкретных действий и определяющий роль и функции государственных органов и условия взаимодействия с аппаратом менеджеров, на которых и ложится ответственность за выполнение программы. А сам проект должен разрабатываться совместно со всеми участниками. Госаппарат должен выполнять аналитическую работу в области изучения пассажиропотока и составления оптимальной маршрутной сети, а также осуществлять надзор за выполнением проекта. Какова первоочередная задача управленцев? В соответствии с программой мэрия совместно с командой менеджеров проведет изучение пассажиропотока, на основании полученных данных создаст оптимальную и логичную маршрутную сеть и установит необходимые технические требования для всех перевозчиков.

Конечной целью этой работы должно стать составление единого городского расписания движения транспорта. Подобная работа требует больших затрат, но ее выполнение может значительно облегчить жизнь как профессионалам-транспортникам, так и простым новосибирцам. А осуществление контроля за выполнением этих требований и систем качества возьмет на себя управление пассажирских перевозок. Право пользования маршрутами будет передано новым государственным предприятиям, а контроль за этим возьмет на себя ЦУГАЭТ. Таким образом, новые предприятия фактически будут арендовать автобусы у перевозчиков, которые подходят по требованиям, а «за бортом» останутся лишь те, кто сегодня перевозит пассажиров на негодных автобусах.

Еще один большой плюс заключается в том, что автобусы теперь не будут соревноваться в скорости и создавать тем самым опасные ситуации на дорогах, а будут работать по общему расписанию, и пассажир всегда будет знать, когда на остановку придет его «любимый» автобус и когда он окажется в нужном ему месте. Предприятия, используя свой потенциал, смогут значительно снизить издержки, увеличив тем самым как свой собственный доход, так и доход частных перевозчиков. Основополагающим принципом работы таких предприятий должно оставаться сохранение конкуренции на маршрутах. Пассажир должен иметь право выбора перевозчика, который должен бороться за его деньги, привлекать его новыми услугами и низкими ценами.

Наилучшей формой собственности для таких предприятий могло бы стать ОАО. Это сделает новые предприятия прозрачными для общественного и налогового контроля и будет наиболее выгодно всем заинтересованным сторонам. Подобная перестройка транспортного хозяйства может стать основным способом решения проблемы неудовлетворительного качества транспортных услуг и перегруженности городских дорог. Разумеется, подобная деятельность должна регулироваться законом, который учел бы интересы всех заинтересованных сторон. Сегодня есть такая команда менеджеров, которая способна, при поддержке крупных предпринимателей и представителей власти, разработать и претворить в жизнь программу вывода из кризиса транспортной отрасли в Новосибирске.

И тогда простой горожанин перестанет каждый день решать надоевшую задачку из школьного учебника - как в родном городе добраться из пункта А в пункт Б.

Сергей КИБЕРЕВ,
депутат областного Совета

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: