Новосибирск 12.3 °C

Когда артисты встают на коньки

03.07.2003 00:00:00

 В Новосибирск впервые приехал кремлевский цирк на льду с новой программой «Рапсодия на льду». Наш корреспондент встретился с художественным руководителем и режиссером программы Ларисой Чумаченко.

- Лариса Петровна, вы цирковой человек?

- Нет. Хотя работаю в цирке уже двадцать девятый год. По профессии я хореограф, но моя неуемная натура заставила меня окончить ГИТИС. А потом судьба, в лице моего мужа, привела меня в цирк. Сначала было просто страшно. Что я, режиссер, здесь делаю? Ведь я до сих пор убеждена, что цирк - это ремесло. И все эти 28 лет я стараюсь сделать его искусством. Где-то получается. Сейчас вот мы получили заказ на новую программу от правительства Москвы.

- Наверное, не каждый цирковой артист может работать на льду?

- Разумеется. Цирк на льду - жанр повышенной сложности. Работать на лезвии конька намного сложнее и опаснее, чем на манеже. Лед - тот же бетон, и падение чревато серьезным переломом. Это уже не говоря о ОРЗ, которую можно назвать профессиональной болезнью «ледовых» артистов. Ведь под ногами у них минус 18, а выше - температура зала. Попробуйте два часа выносить такую разность температур.

- Цирк на льду - это наше изобретение?

- Да. В 1964 году знаменитый цирковой режиссер Арнольд Григорьевич Арнольд придумал и создал цирк на льду. Конечно, сначала это было больше похоже на балет. Понадобилось еще три года, чтобы родилась мировая сенсация - цирк на льду. А теперь вот наш цирковой ледовый генофонд уходит в зарубежные цирки. У меня самой дочь работает в Канадском цирке Дюссалей. Это целая цирковая империя. У них очень своеобразная система. Они приглашают наших стажеров и сажают их на репетиционный режим. Люди не выступают годами, но регулярно получают зарплату. Это материал для будущих спектаклей. И, кроме того, таким образом канадцы ослабляют наш российский цирк, который является для них серьезным конкурентом.

- Я слышал, что китайский цирк тоже котируется.

- Правильно, потому что в Китае обучают детей в цирковых школах, и еще платят за это родителям. Таким образом государство готовит цирковые кадры. А у нас хоть расшибись на манеже, никому дела нет. Вот и бегут наши молодые артисты за рубеж.

- Как сегодня организовываются зарубежные гастроли?

 - Организовывают их импресарио. Он связывается с Росгосцирком, и начинается торг. Импресарио предлагает свою стоимость гастролей, руководство - свою. Артисты в этом торге не участвуют, но я, как художественный руководитель, отстаиваю их интересы. Когда Росгосцирк предложил нам очень малооплачиваемые гастроли, я просто отказалась от этой поездки. Вообще гастроли сегодня вещь рискованная. Импресарио может просто объявить себя банкротом и не заплатить артистам.

- В советское время артистам на зарубежных гастролях выдавали очень скромные суточные, а сейчас?

- Сейчас все зависит от того же импресарио, который нередко экономит на питании артистов. Во Франции, например, нас вообще не кормили. Перебивались консервами, хот-догами. Случается артистам и голодать, даже были случаи голодных обмороков.

- Сейчас усиленно поговаривают о приватизации Госцирка. Это правда?

- О ней речь пока не идет, но буквально на днях сменилось руководство Росгосцирка. Его возглавил бывший директор сочинского цирка, который прошел все ступени цирковой иерархии и знает болевые точки существующей системы. На этого человека возлагаются большие надежды в плане коренной реорганизации цирковой структуры. Я не знаю планов нового руководства, но считаю, что приватизация, если она будет, может принести определенные плоды. Произойдет естественный отбор. В системе не останется бездельников. Сейчас же в ней очень много лишнего. Я говорю как о лишних животных, так и о лишних людях.

- Под последними вы подразумеваете пожилых артистов?

- В том числе. В цирке очень много людей, которым уже пора на пенсию. Мало того, на них еще работают огромные бригады людей и животных.

- А куда, в таком случае, девать лишних цирковых животных?

- Отправить в зоопарк. Там им, поверьте, будет не хуже. Я согласна с «зелеными», что в нашем цирке животным не место. Я сама уже «позеленела», наблюдая, как дрессировщики к животным относятся. Не везде, конечно. Но довольно часто отношение дрессировщика к животному далеко от идеала. И в этом случае животному лучше быть в зоопарке, там его хоть кормить нормально будут.

- Противники приватизации считают, что в частных цирках резко возрастет цена билетов.

- Не думаю. Скорее наоборот. Чтобы заполнить зал, «частнику» будет выгодно снижать стоимость билетов, а вот в госсистеме к этому не привыкли.

- Ваш коллектив был во многих странах. Какая публика вам понравилась больше всего?

- Мы были в Новой Зеландии, Англии, Германии... Но лучшая публика - в Париже. Там люди реагируют на каждое движение артиста. Когда, например, на манеже появился русский хоровод, зрители встали. Этой эмоциональностью французы очень близки нашим людям. Не случайно новосибирский зритель напомнил мне парижского. Он также сопереживает артисту, откликаясь на малейшее его движение. Я просто в восторге от вашей публики, после Челябинска, где на нашу программу пришло не более 30 человек. А здесь на первом же представлении - полный зал.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: