Новосибирск 11.9 °C

Новичок на Мажое

11.07.2003 00:00:00

Кому-то Кипр или Анталия, но есть люди,
считающие лучшим отдыхом сплав

Я отправляюсь на Мажой

Фото Анатолия ГРИЦЮКА

 Когда-то давно я в народные приметы не верил, и, как оказалось, напрасно, потому что они просты и толковы. Если за окном желтые листья - пришла осень. Пахнет елкой и мужики идут в баню - Новый год. Настали майские праздники - пора ехать на Мажой.

Слово это я впервые услышал несколько лет назад. Фраза, случайно брошенная моим знакомым водником - о прохождении Мажоя «на старости лет» - залегла где-то глубоко в голове и терпеливо ждала своего часа. Час пробил в феврале, когда наш будущий капитан Саша Орлов предложил мне разделить их компанию. Я первым делом провел инвентаризацию и выяснил, что владею самым главным - рюкзаком. До весны было еще далеко, а воображение уже рисовало картины нашего героического возвращения в Новосибирск. Где возникнет митинг - на площади у ГПНТБ или Ленина, а может быть, на стадионе «Спартак» (вход по пригласительным?). Для окончательного утверждения себя в качестве заслуженного речного волка у меня не было только одного - специального гидрокостюма. Костюм можно было взять в аренду либо купить. «Не стоит экономить на славе, - подумал я. - Кроме того, у каждого мужчины должен быть хоть один приличный костюм. Можно ехать».

Первое впечатление

 Мы выехали из Новосибирска в ночь, а утром наш водитель, решивший, что основа удачного дня - соблюдение его режима - заехал в Онгудай позавтракать. Онгудай - типичный алтайский райцентр, в основном деревянный и двухэтажный. На главной площади - коровы вперемежку с автобусами. Всюду, несмотря на ранний час, шныряет детвора. Основная достопримечательность Онгудая - столовая, в которой можно позавтракать, а более поздним посетителям и отобедать, уложившись всего в 20 рублей. Правда, котлета норовила выскользнуть с вилки, а рис слипся, но 20 рублей, решил я, это 20 рублей.

Еще несколько часов пути, и автобус остановился. В голове: «Поезд дальше не идет. Просьба освободить вагоны». Автобус тоже дальше не шел. А шел туда грузовик. Вернее, грузовик шел за дровами, но мы с водителем быстро и без задержки поладили - и пусть в дороге из-под капота забил гейзер, когда перегрелся двигатель, - целеустремленных людей нелегко сбить с курса. Мы прибыли на место, именуемое ГЭС. Вы полагаете, это высокие берега, перегороженные плотиной, рев падающей воды, паутины проводов? Ничего этого не было. В чистом поле стояли на возвышении бетонные развалины. До Мажойского каскада недалеко. Река в этом месте и по ширине, и по характеру напоминала нашу Инюшку. Перебираемся на другой берег. Назавтра - старт.

Два капитана

 Думаю, ни для кого не будет секретом, что любое судно, даже такое, как наш плот, нуждается в капитане. Чаще всего он немногословен, но при этом знает массу жутких историй, обладает скрипучим голосом, а у некоторых еще и одна нога деревянная. Наши капитаны были совершенно не похожи на Джона Сильвера. Во-первых, их звали Саша Орлов и Леша Ревякин. Во-вторых, на самом деле капитанов было даже не двое, а шестеро, потому что на берегу командовали совсем другие капитаны - две Оли и Марина. На полномочия еще одного капитана вообще никто не покушался - он один возил нас на своей машине по алтайским тропам. Имя его было почему-то Сосед.

Первый день на воде

 В водных походах мне не нравится только работа - накачивание плотов воздухом. Тяжело и до занудства неинтересно. Здесь же я понял, что за зиму прогресс не лежал на печи, а шагнул далеко вперед. На смену ненавистному насосу пришел элегантный мешок. Остается почерпнуть этим мешком воздух, надавить на него, и воздух по трубочке переходит в баллоны. Не работа, а сплошное надувательство. Наконец мы трогаемся - по тихой речке, которая на языке водников представляет «болото».

Мое первое впечатление было ошибочным, как и вообще все первые впечатления. Я не отношусь к необыкновенно проницательным людям, кто с ходу все понимает и мгновенно метким взглядом все оценивает. Я подозрителен, недоверчив, мне все нужно обязательно повертеть в руках, попробовать на зуб. Думаю, что это зародилось в детстве, когда мне нравились песни и рассказы про геологов. Те точно никогда не доверяют земной поверхности, обманчивой, как слой косметики: кто знает, что под ней! Не доверяй новому впечатлению! - вот мое правило, которого я редко придерживаюсь, из-за чего попадаю в труднейшее положение. Зато, во-первых, я знаю свои недостатки; а во-вторых, самокритичен, что само по себе неплохо. А река меняется на глазах. Постепенно возрастает и скорость течения, и сложность препятствий. Впереди на повороте - порог Струйный. За поворотом наш базовый лагерь, где по плану нам предстояло жить несколько дней. Вскоре оба наших судна стоят на правом берегу.

Робинзон Крузо

 После обеда мы трогаемся дальше. План на оставшуюся часть дня - порог Суровый. Мне всегда была любопытна причина, по которой тот или иной порог обретал свое собственное название. Встретить бы первопроходцев да расспросить их поподробнее: как, почему, зачем? А как было бы романтично проходить пороги с названием Солнечный, Мечтатель. Наверное, эти названия подчеркивали бы трудный и героический поход, ненавязчиво намекая на то, что в тот момент обязательно была непогода. Но суровые и мужественные люди не испугались стихии, и если и не были Атлантами, то как минимум напоминали известную композицию в центре Новосибирска, выполненную из камня. Причем очень похожего на тот камень, к которому мы неотвратимо приближались. Русло реки в этом месте делилось на два рукава. Мои дальнейшие рассуждения были прерваны предложением капитана Саши Орлова немножко поработать веслом.

Начались реальные трудности, поскольку мы, как нормальные герои, пошли в обход основного пути: вместо широкой левой протоки выбрали правую. Почему? К сожалению, ответ явно не героический - не успели (или не смогли) выгрести. «Наш путь» был настолько узок, что иногда плот чуть не заклинивало, и Саша решил осмотреть наши гондолы, которые могли порваться. Мы причалили к острову. Как водится, он оказался необитаемым. Мы осмотрели плот - все в порядке. Саша по рации предупредил второй экипаж о нашей ошибке. Я же пока снимал мешок для надувательства, уже рисовал картины нашей жизни на необитаемом острове. Мы построим шалаш, поначалу будем заниматься собирательством вещей, которые непременно должны будут потерять последующие экспедиции. И только через несколько лет нас заметит сбившийся с курса вертолет. К тому времени мы уже разжились козами... Почему козами? Потому что именно коза была у Робинзона. На землю опять меня вернул капитан, который принялся объяснять нам необходимость быстрого и сложного предстоящего маневра. Наверное, возиться с козами показалось ему по какой-то причине малопривлекательным.

Получилось! Мы молодцы. Через несколько минут мы уже весело обсуждали наше недавнее пленение. А с того острова домой я увез маленький камешек, как память о несостоявшихся из нас Робинзонах Крузо.

А река все текла и текла и привела нас к очередному порогу Пирамида. Про Пирамиду ничего не скажу плохого. Правильное название. Действительно, посередине реки высится открытая пирамидальная скала. Делаем остановку вскорости после прохождения Пирамиды и следующего - Мини, от которого не осталось никаких воспоминаний. Правый берег еще весь во льду. Подводим предварительные итоги. План на сегодня выполнен, а сплавного времени еще осталось около двух часов. Решаем двигаться дальше, это может дать нам выигрыш в целый день.

Снова стоящие на пути камни, бесконечные маневры, вода, пена... Впереди появляется мост. Значит, пора к берегу. Дальше Президиум. Оставляем суда на берегу. Впереди самое интересное на сегодняшний вечер - преодоление моста. На правом берегу лежат исковерканные перекрученные остатки снесенного старого моста. Новый недостроен, между береговыми опорами и центральным быком небрежно брошены жердины.

Порог в натуральную величину

 С самого утра все сосредоточены. (Все-таки первый Мажой этого года). Ждем машину, которая добросит нас до моста. Газик опоздал на полчаса, но опоздавшая машина лучше, чем машина не приехавшая. Прибыли! С двадцатиметровой высоты смотрим вниз на Президиум. Капитан еще раз обозначил траекторию движения. Мы с оператором Антошкой ушли вперед, мне с такой высоты все равно ничего не разглядеть. Подходим к мосту, подождали остальных. Хитрый Тошка уже перебрался по мосту. Сейчас будет шоу-переход Ревякина на другой берег. Точнее, перелаз. И так он заразительно перебирался, что убедил меня, что на четырех точках опоры устойчивей ровно в два раза. Не понимаю, как вчера мне удалось перейти этот чертов мост на ногах. Вскоре вся группа собирается у плота. Подтаскиваем к воде, подкачиваем. Последняя сигарета перед Большим Мажоем. «С Богом!» - командует Орлов. На часах - 12.03. Течение постепенно ускоряется. Проплыли под «мостом». Входим в Тройку - дороги назад уже нет. Короткий слалом, и вот впереди самый сложный порог каскада.

Президиум встречает нас ревом воды. Стены каскада отвесно взлетают к небу, а река проваливается вниз. Огромный плот кидает по струе, несколько раз цепляемся за камни - то с одной, то с другой стороны. Уже который раз ухаем в кипящие ямы. «Право - лево - право!», - кричит Орлов. Не представляю, как там нашим передним может быть что-то слышно. Однако вот первый каскад порога уже пройден - успешно! Теперь основная задача успеть уйти под левый берег, поскольку впереди уже маячат огромные глыбы - «стол». «Стол» - потому что там «заседают» те, кого на эти камни забросила струя. Рев воды нарастает, переходит в дикий вой. Мы мчимся прямо на скалу, поскольку сидеть на «столе» в наши планы никак не входит. Впереди узкий проход, за ним преисподняя, тактично обозначенная в лоции «падением высоты около трех метров». Мы падаем, пада... Все по уши в пенном котле, плот притапливает, сверху на головы обрушивает тонны воды. Всюду брызги, куртка мгновенно надувается до шарообразного состояния... Течение тащит дальше в следующую яму!

Постепенно рев ослабевает. На часах - 12.14. Улыбающийся Орлов поздравляем нас с прохождением Президиума. «Дальше должно быть легче, по лоции это самое трудное место», - легкомысленно думаю я. Вместо этого мы проваливаемся в очередную яму. «Памятник», - успевает комментировать капитан. Мне кажется современным авторам либретто экспериментального балета давно пора обратить свои взоры в поисках новых сюжетов на водников. Сколько героических спектаклей можно было бы поставить на сцене! «Мертвая бочка», «Пульсар»... Дальше развить эту мысль мешает падение куда-то под скалу. Опять пена, опять все куда-то проваливается. Ах, мы уже в следующем пороге. «Мы в Разминке!» - кричит Орлов. Оптимистичное название. «Заканчиваем разминку, переходим к водным процедурам», - кажется так говорили много лет назад бодрым голосом ведущие утренней гимнастики по радио. И мы, не мешкая, едем в Косой.

Вскоре делаем остановку, поскольку у нас «габаритный непроход». Не знаю, кто из мудрецов когда-то заметил, что отдых - это смена деятельности. На короткое время переквалифицируемся в бурлаков, только не на Волге, а на Мажое. Вот и отдохнули. Нас ждет вторая ступень Каскадера. А дальше опять сложные манипуляции плотом с помощью веревок. Правда, порою кажется, что это, наоборот, он нами маневрирует. Оператор снимает все на камеру. Где-то на Сите, выполняя прыжки высшего пилотажа по камням, я повредил ступню. Ура! Обнесли все-таки плот! Остается преодолеть последний камень и можно ехать дальше. Передние гребцы на местах, мы с Орловым пытаемся перекинуть через камень задние баллоны. «Осторожно, двери закрываются. Следующий порог - Русские Горки.

Русские Горки, или Мой день

 Орлов в последний момент успевает запрыгнуть на ходу - плот стремительно удаляется. От меня. Для меня начинаются Русские Горки в буквальном смысле. Сначала, цепляясь за камни и елки, карабкаюсь по склону вверх. Высматриваю наш плот, заметив - начинаю не менее трудный спуск. Мы снова вместе!

Впереди оставались Коварный, Недотрога и трехметровый водопад Малыш.

День, непохожий на вчерашний

 К новичкам и «чайникам» Фортуна часто благосклонна. На следующий день Мажой проходила опытная команда. Как это было - пусть скупо скажет первый капитан Саша Орлов:

- В Поворотном мы немного посидели на камнях. В Тройке заклинило неожиданно и сильно, как никогда раньше. Спустились к ступеням Президиума - там заклинило вообще конкретно, с трудом выскреблись и ушли вправо, сбросились со слива. Чисто прошли Памятник и Разминку, в Косой вошли криво, в первой ступени Каскадера нас заклинило по диагонали, решили не проходить ее, выдернулись на берег и обнесли. Во второй ступени заклинило снова, на камне. Сползли боком, нас крутануло, в бочку вошли задней стороной, нас развернуло об скалу, но вышли нормально, спрыгнули со следующего порожка, зачалились - здесь-то все и началось.

Толик пошел на чалку перед Ситом, но не успел остановить честер. Володя - носовой гребец - тоже спрыгнул с чалкой, и тоже не удержал плот. И вот у нас два человека с чалками за бортом - и мы влетаем в Сито, причем в самую середину! Володя висит на передней поперечине, я думал - сейчас его припечатает честером к камню - и все! Бог миловал. Нас заклинило, потом как-то продавило в узкую щель, и мы чудом упали на ровный киль (т. е. в нормальное положение. - От автора.). Володя уже идет впереди самосплавом, и он уходит на берег. Пока было более-менее затишье, Аркадий начал тащить Толика и даже вытащил наполовину, но в этот момент мы вошли в Приманку. При входе в Приманку нас бросило на камень, и получилось - два гребца сидят на одной стороне, и нас начинает переворачивать в эту же сторону. Откренить мы не успеваем и переворачиваемся посередине Приманки! Теперь и Алексей в воде достаточно далеко от честера.

Горки мы идем на перевернутом плоту поверх рамы втроем. Обе чалки в воде - они зацепляются за камни под водой, нас клинит поперек потока и начинает колбасить!( Чалка - веревка, с помощью которой плот привязывают за что-нибудь, когда причаливают к берегу. - От автора.) Надо срочно резать чалку, беру нож у Толика. Толик висит наполовину под рамой! Алексей тоже висит - где-то под скалой в воде выше по течению. Впереди Коварный - явный непроход. Сразу после Горок я спрыгнул в воду, доплыл до берега, попытался зачалить честер за камень, но не смог его удержать на сильном течении. Чалку вырвало из рук, в итоге Коварный Толя и Аркадий проходят вдвоем. В Недотроге Толе придавило ногу, у Аркадия смыло весла и честер заклинило. Собственно, этим все и закончилось. Слава Богу, что все обошлось.

Снова мой день

 А к новичкам и «чайникам» Фортуна благосклонна. Мы обнесли Коварный, прошли Недотрогу, и уже можем разглядеть публику на берегу - значит впереди славный Малыш. В нем никто не гребет, зато все - и новички, и капитаны - очень крепко держатся за что придется. Но сначала надо как следует разогнаться. И вот водопад приближается. До него уже осталось три метра, два, один... Старт!

Мы летим!..


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: