Новосибирск -0.2 °C

Оскорбление до смерти

24.07.2003 00:00:00

Когда-то обидчиков вызывали на дуэль.
Теперь берутся за нож или топор

 Говорят, умный человек не обижается - он делает выводы. Семнадцатилетний ученик каменщика Александр Онуфриенко с образованием шесть классов до определения «умный» явно не дотягивал, а потому обида и оскорбление вызвали у него такую бурную реакцию, что он лишил жизни двоих взрослых мужчин.

Как часто многие из приличных малопьющих, сдержанных даже людей испытывают обиду - на родных, коллег, знакомых, соседей, просто пассажиров в транспорте, такую порой обиду испытывают вообще на жизнь, что впору кидаться на всех подряд. Но не кидаются - делают выводы. Рассуждают, понимают, стараются забыть, простить, не таить зла. Если бы все о всех вдруг стали во всеуслышанье говорить, резать, так сказать, правду-матку в глаза, что у иных почитается высшим шиком поведения, то мир бы развалился. Несправедливость, неприятность, обман, неблагодарность - мало ли поводов для обид. А в основе этого малоприятного чувства лежит механизм неподтверждения ожиданий относительно поведения другого человека в отношении себя, любимого. На постороннего обижаться несколько странно, более странно, чем на приятеля, коллегу, собутыльника в конце концов. Человек ведь не ждет от первого встречного одобрения своего поведения, своих поступков, острот, достижений и не спрашивает у него: «Ты меня уважаешь?» Нет ожиданий - нет и обид. Вообще это понятие не юридическое, в судебных делах и слово-то такое - редкость. Но обида, как фундамент, чаще, чем кажется, лежит в основе тяжких преступлений. Когда жена называет пьяного супруга «козлом» (кстати, словечко часто встречается в уголовных делах о членовредительстве), и они скандалят до первой крови, то это - цветочки. Ягодки же в таких историях, как с упомянутым в первых строках семнадцатилетним Александром.

Посмотрите, из-за чего взял грех на душу этот Саша, какие мелкие обстоятельства привели к гибели двоих мужчин. Какая малость нужна, чтобы случилось непоправимое! Ученик каменщика со своим столь же юным дружком пришли в гости к сорокасемилетнему мужику на своей знакомой улице. Что их связывало? Только выпивка? Или образ жизни, когда никто ни за что ни перед кем не отвечает? Мужчина снимал домик вместе с другом. Заявились подростки. Им предложили спирт. Александр выпил, а его дружок не стал, ограничился пивом. Хозяин предложил гостю побороться на руках на столе, показать силу. Несколько раз поверженным оказывался дяденька-хозяин. И разозлился. А пили-то они, похоже, какой-то фактически суррогат, что по двадцатке за бутылку покупает некоторая часть нашего населения в таинственных местах. Наверное, напиток трущоб сыграл не последнюю роль в разжигании страстей. Хозяин схватил нож и приставил к шее юного собутыльника. Негостеприимный и опасный жест, кажется, его самого несколько охолодил, но зато жестоко, судя по последствиям, обидел Александра. Он тем же ножом ткнул хозяина несколько раз. Один из ударов оказался смертельным. Только гость рванул к выходу, как увидел, что путь преграждает вышедший из комнаты второй жилец. Под руку в коридоре попался топор, и Александр обрушил его обухом на голову не к месту вышедшего мужчины...

«Психология обиды не аристократична». Так писал русский философ Николай Бердяев. По его мнению, она лежит в основе многих поступков «пасынков Божьих». Большинство «мстителей» типа Александра как раз весьма далеки не то что от понятия «аристократия» в широком смысле, а вообще от того, что мы привыкли называть приличным обществом. Разборки из-за ничего и расправы из-за пустяковых обид, возникшие почти всегда на фоне употребления суррогатов, - принадлежность, как бы мягче сказать, потерянных слоев общества. Но, увы, все чаще среди полубомжовых и полностью бомжовых обитателей так называемого дна встречаются несовершеннолетние. Не раз уже приходилось статистике констатировать, что при заметном снижении подросткового криминала растет количество тяжких преступлений на счету тех, кто не достиг восемнадцати лет. Если взрослый человек, пусть даже и пьянь, еще хоть как-то может совладать с чувствами, отойти в сторону, взять себя в руки, то недоросля захлестывает обида, злоба, мстительность, да просто дурь. Путь назад для таких, кто часто впервые попадает за решетку сразу за тяжкое преступление, очень проблематичен. За две погубленные жизни приговором областного суда по первой инстанции наказание Александру вынесено максимальное для несовершеннолетних - десять лет колонии общего режима.

В таких историях и погубители, и их жертвы не научены ни близкими, ни школой, ни настольным нынешним учителем-телевизором - никем вообще, более-менее нормальному общению с людьми. Не подготовлены к тому, что от чего-то надо уметь отказываться, проявлять твердость, что не всякий собутыльник друг-приятель. Много чему не научены полубеспризорные подростки. Трагическое происшествие в маленьком Куйбышеве полтора года назад невозможно воспринимать как некую случайность.

Родители проводили из села утром парнишку в училище в райцентр, где он жил один - снимал комнату, и не дождались. С собой у него были продукты и сто рублей денег. Нашли его убитым в домике у знакомого. Но знакомый этот сам весь день отсутствовал, уходя утром, закрыл дверь на замок. Не понимает, как парнишка из села очутился, с кем был здесь и что тут произошло.

Оказалось, два однокашника по училищу решили денек прогулять. Гульба шла довольно однообразно. Семен Уржумов, которому едва исполнилось восемнадцать, и Иван Карпов, на год моложе, с утра на двоих выпили бутылку самогона. Встретив приехавшего из деревни приятеля, уже на его деньги купили еще одну поллитровку самогонки. Затем последовала еще одна бутыляка того же зелья, с которой они пришли к дому того самого знакомого Ивана Карпова. Отсутствие хозяина гостей не остановило - Иван просто вырвал пробой. Такие провинциальные нравы. Не стоит труда представить, в каком состоянии были парнишки. А у того, что утром прибыл, оставалось еще полста рубликов. Но отдавать он их на спиртное не хотел - денежки на пропитание. Чем обидел дружков. А потому Уржумов предложил, а Карпов не возражал, и они избили и раздели сверстника. Причем старший тут же переоделся в чужую его одежду, а свою сложил в пакет. А дальше Уржумов взял в руки нож...

В тот вечер продавец магазина в райцентре видела, как пьяненький Ваня Карпов звонил из торгового зала по телефону-автомату в «Скорую помощь», назвался своей фамилией и указал адрес, где «находится человек в крови». Он и потом не особо старался умалять свою вину. При вынесении приговора как смягчающее обстоятельство было учтено «активное способствование раскрытию преступления». Карпов за разбой был наказан ниже низшего предела - шесть лет колонии общего режима. Его старший подельник, имея за плечами условный срок, за разбой и убийство получил пятнадцать лет строгого режима. Приговор по первой инстанции. В гибели парнишки винить гадкий самогон? Или «неаристократичность» деревенских пареньков? Или родителей их, не озаботившихся надзором за пэтэушниками? Ведь Уржумов к своим восемнадцати уже стал алкоголиком. Или те несчастные пятьдесят рублей, которые лучше бы уж отдал ему погибший?

...Сентябрьским поздним вечером пятидесятилетний сын стучался в дом к матери-старухе. Но она не открыла, а ключей у него не было. Он сказал ей: «Мать, я пришел попрощаться навсегда, убил еще одного человека». Она не поверила, но ответила: «Если это и так, то так тебе и надо, видно, судьба у тебя такая...» Сын ушел, и больше она его не видела. А он направился прямиком в отделение милиции Советского РУВД, где заявил: «Хочу сделать явку с повинной - я убил человека». На руках и одежде заметны были следы крови. С дежурным нарядом выехал на место: чуть подальше от мусорных баков за кустами нашли мертвого мужчину. Евгений Пайцев ничего не скрывал. Вечером, пьяный, он почему-то оказался у мусорки, а там тот мужик стал его прогонять, нецензурно выражаться, ругаться, всяко оскорблять. Не сдержавшись от обиды (может, на неудавшуюся жизнь?), Пайцев его зарезал. Да, с матерью он не зря попрощался. Похоже, не увидятся больше. Семнадцать лет «зоны» - приговор по первой инстанции, ведь прошлая судимость за убийство еще не погашена...

Обида на жизнь - самое жестокое унижение, которое может посетить человека, который не умеет делать выводы. Случаются трагические происшествия, когда такая всеобщая обида выдается первым номером как причина душегубства. Сообщалось о женщине в одном российском городке, зарезавшей скальпелем шестилетнего сына и покончившей с собственной жизнью. В небольшом городе Луганской области шестнадцатилетний подросток расстрелял семью, потому что отчим к нему плохо относился, обижал. Крайнее выражение одиночества, беспомощности и в то же время всплеск злобы на всех и вся...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: