Новосибирск 10.4 °C

Шестнадцать ударов...

31.07.2003 00:00:00

Что заставило семнадцатилетнюю девушку
взяться за нож?

 За две недели до Нового года, когда ощущение столь любимого праздника становилось все явственнее, ровно за двадцать дней до своего семнадцатилетия, Таня в кабинете оперуполномоченного уголовного розыска вывела на листе бумаги: «Явка с повинной». И далее, как, увы, многие во многих подобных документах - «написано собствено ручно». (Почему-то никак не дается это длинное слово тем, кто решается на признание.)

Цитирую, как она написала. «16.12.2002 вечернее время (время точно не помню в следствие употребления на кануне спиртных напитков) возле своего дома я встретила не знакомую женщину. Она была пьяна. Женщина схватила меня за руку и стала пытаться увлечь за собой, говоря, что ее мужу нравятся девушки как я. Я начала сопротивляться, подробности помню смутно, после чего я нанесла ей несколько ударов по лицу, она упала и я нанесла ей несколько ударов по лицу ногой, потом я сняла с нее шубу, шарф, шапку, как передала шапку Маше я не помню, так как была в алкогольном опьянении. Шубу и шарф я оставила между 8, 7 этажами в своем подъезде. После спустилась домой и взяла кухонный нож из набора «Скарлетт» и вышла на улицу...» Здесь прервемся.

Примерно в эти минуты, а было около полуночи, жиличка того же подъезда услышала то ли крики, то ли какие-то стенания с улицы. Голос показался знакомым. Не очень-то теперь наш народ откликается на призывы типа «Помогите!» Но не выдержала женщина, взяла собачку и спустилась. На первом этаже собака вдруг завыла. «Испугалась я, - говорила свидетельница в суде, - но все же вышла. Рядом с аркой между домами я увидела Таню. Она сидела раздетая, а своей курткой пыталась закрыть женщину, которая лежала на снегу, как мне показалось сразу, без признаков жизни. Таня держала голову женщины на коленях, кричала: «Мама, не умирай! Открой глаза!» Даже вроде пыталась сама женщине глаза открыть. Вижу - мужчина в арке, говорю ему, чтобы вызвали милицию. Он ответил, что уже. Когда приехали сотрудники, Таня призналась, что это она убила женщину и показала, куда в снег нож бросила. И все повторяла: «Я не хотела тебя убивать!»

Погибшая не была матерью Татьяны. (Все имена изменены. - И. Т.) Ее родители в эти минуты мирно спали в собственной квартире в нескольких десятках метров от места происшествия. Да, просыпался отец на секунду, когда дочка забежала домой и тут же исчезла. И снова погрузился в сон. Разбудил мамашу с папашей сотрудник милиции, спросивший, где у них ножи «Скарлетт». Одного не хватало.

Что же предшествовало такой развязке? Из показаний подружки Маши: «Таня добрая, при мне ни в какие конфликты не вступала. Она нигде не работает и не учится. Я тоже. (Уточню: подружка Маша живет в семье своего парня вместе с его родителями, как теперь принято, без всяких регистраций брака, сожительствует. Они ее кормят, поят. - И. Т.) Мы проводим с Таней много времени вместе. Она живет с родителями, отношения у них хорошие. В тот день около пяти вечера я зашла к ней. Мы у ней накрасились и пошли гулять. Погуляли возле дома, выпили по бутылке пива. Таня предложила поехать к ее бабушке, она живет у Дома одежды. У бабушки мы выпили бутылку водки, может быть, больше. Поехали домой. На тропинке возле арки по пути к подъезду увидели женщину, сильно пьяную. Она толкнула Таню плечом. Таня ей сказала: «Ведите себя поаккуратнее». Но та стала «приставать», схватила Таню за руку, нецензурно выражалась, всяко оскорбляла. Таня ее толкнула, они обе упали, барахтались в снегу. Я оттащила Таню, и мы пошли. Женщина пыталась встать, но не могла, сильно была пьяная. Таня взяла ее шапку и еще сказала - пусть она ко мне придет извиняться, тогда и отдам. Возле дома Таня шапку передала мне и сказала, что сейчас придет. Но не пришла. А я легла спать».

Вернемся к явке с повинной. (Напоминаем: орфография и пунктуация оригинала сохранены.) «Я взяла кухонный нож из набора «Скарлетт» и вышла на улицу. Где и увидела данную женщину вышедшую из-под арки. Подойдя к ней я стала ее бить и как только она упала я нанесла ей несколько ножевых ранений. Нож бросила по близости. Женщина умерла не сразу. Я не уходила некоторое время переговариваясь с ней, пока она не умерла. Через некоторое время подъехала милиция, я по прежнему оставалась рядом с умершей женщиной».

В суде, а дело рассматривалось федеральным судом Калининского района, Таня признала вину полностью, но от дачи показаний отказалась, воспользовавшись своим конституционным правом. Так что же все-таки произошло? Шестнадцать ножевых ранений, повлекших смерть совершенно посторонней для подсудимой женщины. Может быть, Таня психически ненормальная? Да нет, экспертиза признала ее вменяемой. Какой-то психологический срыв? Но признаков аффекта не обнаружено. Почему девушка так яростно кричала: «Мама, не умирай!» Случайность? Или нечто давно мучительно болевшее в душе вырвалось наружу? Выводы психолого-психиатрической экспертизы позже. А пока о родителях. О ком же еще - за дочь несовершеннолетнюю, за ее воспитание они несут ответственность по закону.

Вопрос государственного обвинителя отцу: «Вы ей всегда разрешали гулять поздно и употреблять спиртное?»

Ответ: «Она спрашивала разрешения погулять подольше, мы ей разрешали. Молодежь сейчас все пиво пьет, думали, что в меру можно. Я не знаю, как так получилось, у нас дома всегда куча животных. Кот недавно умер, Таня больше всех плакала».

Вопрос адвоката: «Почему она не учится?»

Ответ: «В училище ей не понравилось. Я разрешил дочери посидеть дома, пока не найду работу».

Из школьной характеристики: «Вспыльчивая, раздражительная, склонная к пропускам занятий - следствие неблагополучной обстановки в семье». Коротенькая справка от инспектора по делам несовершеннолетних: на учете с января 2002 года за употребление спиртного, воспитанием родители занимаются мало, «нет взаимопонимания». Отец в графе в одном из документов указал - «не женат». Но Таня его родная дочь. Существенная деталь - он очень молод, папа, - 34 года, в то время как дочке почти семнадцать. Следов мамы в уголовном деле почти не обнаруживается. На приглашение в суд по поводу ареста дочери она отписала на повестке: «Участвовать в вышеуказанном заседании не желаю». И в суд прийти «не пожелала». Отец выступал на процессе лишь в качестве свидетеля. А законным представителем несовершеннолетней стала сотрудник отдела опеки. Но родители живут вместе, сожительствуют, если строго по букве закона. Ребенка, похоже, родили очень рано, и такой исход...

Что ж, может, дочь что-нибудь прояснит насчет столь молодых «предков». Говорила о них скупо во время психолого-психиатрической экспертизы. «Ругают, я понимаю, что они правы, но признать это вслух не могу». Из двух училищ выгоняли «за пропуски», «за драку». За неделю до трагедии под аркой «на дне рождения матери у меня с ней случился конфликт, и я порезала себе вены. Это уже не в первый раз. Было года три-четыре назад».

Соседка: «Таня постоянно попадает в какие-то истории. Ей один раз проломили голову и проткнули ножом. Лежала в реанимации. Вскрывала себе вены - вся лестничная площадка второго этажа была в крови. Стала грубой, бывала истерика, она плакала». Еще подробности совсем юной жизни: «Знаю ее как дерзкую, агрессивно настроенную девушку. Часто наблюдала, как она ссорилась с парнями и девчонками». Комиссии психологов Таня рассказывала, что «наркотики употребляла очень редко - не понравилось, но надо же все попробовать в жизни». «Могу выпить под настроение, и даже много могу». Но проговорилась, что чувство легкости от выпивки возникает редко, чаще плохое настроение, раздражительность.

Думаю, читатель понял: заброшенная, ставшая чужой родителям девчонка. Не сумели, не захотели, не справились со своим дитем молодые папа и мама? Или то и другое вместе? Похоже, нежеланный ребенок у согрешившей пары. Хотя кто возьмется это утверждать?! А ведь такое вовсе сейчас не редкость. Посмотрите фотографии детдомовских детей в нашей газете по пятницам - сколько ребятишек ждут добрых людей. А Танины «предки» упустили дочку, и все покатилось. И никого, кто мог бы помочь - советом хотя бы, если не делом. В инспекции по делам несовершеннолетних на учет поставили, а что-нибудь сделали? Совсем не случайно следователь, который вел дело, направил представление руководству районной милиции, где черным по белому отметил, что девушка «злоупотребляла спиртным, неоднократно предпринимала попытки к суициду...» Но со стороны инспекции «не проводилась индивидуальная профилактическая работа с Татьяной и ее родителями, которые должным образом не занимались воспитанием дочери и в итоге отказались представлять ее интересы на предварительном следствии».

Другие, чужие люди - следователь, судья, адвокат, специалисты-психологи и психиатры попытались, вынуждены были разбираться в черных нагромождениях в душе девчонки-подростка. Пожалуй, стоит подробнее привести выводы экспертизы, может, кому-то будет полезно иными глазами взглянуть на одиночество и покинутость своих детей, которое они скрывают нередко за бравадой.

«Считает, что только она сама виновата, но объяснить своих действий не может». Демонстративно заявляет врачам: «У меня все хорошо». Но при расспросах выясняется - нарушен сон, говорит: «Она часто снится» (та женщина, лица которой Таня даже не успела толком рассмотреть). «Доминирует ощущение безысходности, отсутствие перспектив на будущее, неуверенность в себе, возбудимость, частая смена настроений. В связи с чем повышенная ранимость, болезненное чувство уязвленного самолюбия». Психологи отметили явно выраженное снижение социальной адаптации, иными словами узкий диапазон доступных способов реагирования в сложных ситуациях, то есть неумение общаться. Похоже, никто и не учил, наверное, знала только окрики. А потому гневливые реакции, безмотивное внутреннее напряжение. Признаки нервного переутомления, подавленность в сочетании с грубостью и чувством беспомощности. Эмоционально неустойчивое расстройство, дисгармоничное развитие личности. А разрезанные вены? Состояние депрессии зависимо от ситуации, без истинных намерений суицида. И что еще важно - синдрома зависимости от алкоголя, болезненного пристрастия не обнаруживается. Так что кажется, что чуть больше внимания девчонке - и ничего бы не случилось. Но поздно... Семь лет в воспитательной колонии определил суд первой инстанции Татьяне. Справится ли она с собой, со сновидениями, с «отсутствием перспективы»? Впечатление такое, будто всю свою одиноко-скандальную жизнь она уничтожала теми шестнадцатью ударами. По живому человеку...

Так почему же она закричала: «Мама, не умирай!» Да, хотя и была пьяная, вмиг поняла, что натворила и что пути назад нет. А что кричат люди, даже взрослые, кого они вспоминают в совсем тяжкие минуты?

И зачем Тане подвернулась та сильно выпившая немолодая женщина? Кстати, представитель обвинения на процессе подчеркнул, что «поведение пострадавшей дало толчок к преступлению». Муж этой женщины несколько дней не беспокоился, куда она пропала, считал, что ушла к брату и там осталась. Только в январе он с родственниками опознал ее тело в морге...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: