Новосибирск 1.1 °C

На верном пути

31.07.2003 00:00:00

Сергей Кретов
 В России на долю железных дорог приходится 80 процентов всех перевозок. Это «кровеносная система», охватывающая тысячекилометровые пространства и обеспечивающая ритмичное «биение сердца» огромной страны. Мельчайшие неполадки в железнодорожной отрасли способны отразиться на каждом россиянине. Именно поэтому реформы в системе Министерства путей сообщения вызывают живейший интерес в обществе. На вопросы «Бизнеса в Сибири» о грядущих переменах в отрасли отвечает заместитель начальника ЗСЖД по реформированию Сергей Кретов.

- Сергей Петрович, на какой стадии сегодня реформа российских железных дорог, что будет предпринято в ближайшем будущем?

- Можно сказать, что работа по реформированию железнодорожной отрасли вышла на финишную прямую. Через несколько месяцев создаваемое открытое акционерное общество «Российские железные дороги» возьмет на себя всю полноту хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте.

Напомню, что структурная реформа в отрасли проводится в соответствии с Государственной программой, утвержденной Правительством Российской Федерации 18 мая 2001 года. Этот поэтапный процесс расписан до 2010 года. Реформирование проводится под контролем Правительственной комиссии, председатель которой - Виктор Христенко. Есть и штаб реформирования отрасли, который возглавляет лично министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Это очень сложный процесс, и все возможные риски, связанные с его проведением, просчитываются, разрабатываются необходимые мероприятия по их снижению. Понятно, что задачи реформирования отрасли потребовали значительного объема подготовительных мероприятий. Прежде всего реформу обеспечили законодательно. Приняты четыре основных федеральных закона, которые регламентируют деятельность железнодорожного транспорта в новых условиях. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2003 года утвержден Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал ОАО «РЖД». Подписание этого распоряжения дало старт всей процедуре. А в начале августа ожидается выход Постановления Правительства РФ «Об учреждении ОАО «РЖД». А затем как минимум три месяца будет происходить пополнение уставного капитала компании.

Для формирования имущественного комплекса будущего ОАО Западно-Сибирская железная дорога провела инвентаризацию имущества и обязательств в 256 подразделениях и предприятиях дороги, в 31 учреждении здравоохранения, 61 - образования, девяти учреждениях культуры и спорта, а также в 19 предприятиях, находящихся в непосредственном ведении МПС России. Проинвентаризированы земельные участки дороги, определены те из них, которые войдут в уставный капитал ОАО «РЖД». В целом по Западно-Сибирской железной дороге в ОАО «РЖД» войдут 311 предприятий и учреждений дороги, у которых на балансе 40 364 объекта недвижимого имущества. В их числе необходимые объекты социального блока: 36 учреждений образования, 16 - здравоохранения, 7 - культуры и спорта.

Определение окончательного размера уставного капитала акционерного общества зависит от балансовой стоимости имущества железнодорожного транспорта, инвентаризация которого проводится по состоянию на 30 июня 2003 года.

- Какие объекты Западно-Сибирской железной дороги будут акционированы в первую очередь? Какова их инвестиционная привлекательность, какой объем инвестиций будет привлечен? И в целом, какие перспективы открывает перед ЗСЖД акционирование?

- Выделение хозяйственных единиц железнодорожного транспорта в конкурентный сектор - это непростой вопрос. При существующих в системе МПС понятиях «внутренняя рентабельность» и «внутренние расчетные цены» невозможно одновременно выделить любой бизнес и посчитать, чему реально равны его издержки и доходы. Поэтому запланировано приватизировать лишь те предприятия, которые действительно к этому готовы. Одновременно с распоряжением правительства об образовании ОАО «РЖД» подготовлен и примерный план-график вывода в дочерние акционерные общества предприятий, относящихся к потенциально конкурентному сектору. Это, во-первых, пригородные пассажирские перевозки. Во-вторых - пассажирские перевозки в дальнем следовании. В-третьих, ремонт технических средств для железнодорожного транспорта. А также - неосновные виды деятельности, не связанные с перевозками.

Сегодня мы готовимся к формированию на базе отдельных видов хозяйственной деятельности самостоятельных структурных подразделений. Создана Западно-Сибирская дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании. Впервые в России дорога совместно с администрациями регионов в Новосибирске, Омске, Кемерове и Барнауле учредила четыре пригородные компании в форме акционерных обществ. Это позволит вывести пассажирские перевозки на качественно новый уровень.

В рамках структурной реорганизации путевого комплекса на Западно-Сибирской железной дороге создано предприятие по ремонту и эксплуатации путевых машин, организована Дирекция по ремонту пути, объединяющая все предприятия, которые обеспечивают ремонтные работы. Кроме того, в соответствии с основными направлениями реформирования локомотивного хозяйства, в целях оптимизации структуры управления и улучшения качества транспортного обслуживания в настоящее время на дороге создана в виде обособленного подразделения Дирекция по ремонту локомотивов. Что дают нам эти преобразования? В определенной степени повышают уровень прозрачности перевозочной деятельности. Закладывают основы будущей конкуренции. Ведь формирование рыночных отношений в сфере железнодорожных перевозок, безусловно, позволит привлечь на рынок транспортных услуг внешние источники финансирования.

Стоит особо отметить, что уже на первом этапе преобразований на Западно-Сибирской магистрали получены положительные результаты. В качестве примера: впервые накануне начала года дорога заключила договоры о взаимодействии и сотрудничестве на 2003 год с пятью субъектами Федерации - администрации этих регионов направят на компенсацию убытков от перевозки пригородных пассажиров 806,5 млн рублей. Это обеспечит полную компенсацию убытков от пригородных перевозок. За первые шесть месяцев 2003 года убытки от пригородного сообщения по дороге составили 540,397 миллиона рублей, а субъектами РФ компенсировано 295,6 млн руб., или 54,7%, в том числе денежными средствами и инвестициями - 185,6 млн, что составляет 62,8%. К чему это привело? К улучшению качества перевозок. Так, скоростные электропоезда сообщением Новосибирск - Омск, Омск - Новосибирск, презентация которых состоялась накануне первомайских праздников, приобретены на средства, выделенные из бюджетов Новосибирской и Омской областей на компенсацию убытков от пригородных перевозок.

Кроме того, начался еще один чрезвычайно важный процесс - на железную дорогу приходит частный инвестор. Например, в прошлом году в Междуреченске состоялся Президиум Госсовета под председательством президента РФ Владимира Путина. Тогда угольные компании Кузбасса решили вложить в железнодорожную инфраструктуру до 2005 года более одного миллиарда рублей собственных средств. Западно-Сибирская железная дорога и администрация Кемеровской области разработали Программу развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002-2005 годы. И первым шагом в рамках этой Программы стало строительство путепроводной развязки на станции Мереть за счет средств предприятий угольной промышленности Кузбасса в объеме 27 млн рублей. И реализация Программы продолжается - уже введено в эксплуатацию примыкание углепогрузочной станции Ускатская к магистральной станции Красулино, построен второй главный путь на участке Ускат-Терентьевская (13,5 км). А в августе, к Дню железнодорожника, будут введены в эксплуатацию еще несколько объектов: второй главный электрифицированный путь на перегоне Ускат - Терентьевская, приемоотправочный электрифицированный путь на станции Красулино, соединительный путь от станции Красулино до углепогрузочной станции Ускатская.

- Приведет ли реформа к резкому повышению тарифов на ЗСЖД?

- Могу сказать, что совершенствование механизма определения тарифов - одна из главных задач реформирования отрасли. Недавно в Правительство Российской федерации представлен проект постановления об учреждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Этот документ прошел согласование с МАП, Минэкономразвития, ФЭК и другими ведомствами.

10 июля Минюст зарегистрировал Прейскурант 10-01 о тарифах на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами. Уже в августе планируется ввести его в действие, и это будет главным событием текущего года в области тарифов. Новый прейскурант существенно меняет структуру тарифа, политику тарификации. Прежде всего, вводится четкая разбивка: тарифы на перевозки будут делиться на грузовые и пассажирские. В тарифах на грузовые перевозки будут четко выделены инфраструктурная и вагонная составляющие тарифа, при этом инфраструктурная составляющая предполагает выделение локомотивной составляющей.

У грузоотправителя появится выбор - везти груз в вагонах парка МПС или в собственном подвижном составе. Тарифы на перевозки в вагонах, принадлежащих МПС, по отдельным родам грузов несколько повышаются, но при использовании собственного подвижного состава будут снижены. Вагонная составляющая должна стимулировать компании-операторы к приобретению вагонов за счет собственных средств. Кроме того, в тарифах заложена большая дифференциация по типам отправок грузов (повагонной, маршрутной и т.д.), то есть отправитель может использовать те или иные виды отправок, которые удобны ему по определенным параметрам. Снижены весовые нормы на ряд грузов, которые не могут полностью загрузить вагон по весу из-за своей геометрической конфигурации, дифференцированы тарифы на порожний пробег собственных вагонов в зависимости от класса перевозимого груза. В новом прейскуранте учтены особенности нашей страны - большие расстояния. Снижены тарифы при увеличении дальности перевозки грузов свыше 4 тысяч км, что делает вообще возможными перевозки такого рода.

Решением Правительства РФ, которое было поддержано ФЭК России, тарифы на грузовые перевозки с 1 января 2003 года повышены на 12%. Существующая система индексации тарифов складывается из анализа финансово-экономического состояния субъектов естественных монополий: газовой или энергетической промышленности, железнодорожного транспорта. Вся индексация, в основном, ориентирована на рост цен в промышленности.

Сегодня в Закон «О естественных монополиях» внесены изменения и дополнения. Если раньше все перевозки на железнодорожном транспорте были отнесены к деятельности в условиях естественной монополии, то теперь в документе сказано: «В соответствии с реализуемой по решению Правительства демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования». Это значит, что со временем государственное регулирование будет распространяться только на инфраструктурную составляющую, а вагонная будет постепенно выходить из-под государственного контроля. В таких условиях каждая конкретная фирма способна оценить возможности своего грузоотправителя и либо поднять, либо снизить для него тарифы.

В области пассажирских перевозок МПС России проводит политику гибкого применения тарифов. Увеличивая в текущем году стоимость проезда в поездах повышенной комфортности до 20-25%, МПС России ограничивает до 12% повышение стоимости билетов на проезд в плацкартных и общих вагонах, которыми в основном пользуются социально незащищенные слои населения.

- Реформа МПС предполагает значительное сокращение кадров. Будет ли сохранена социальная сфера Западно-Сибирской железной дороги, как будут трудоустроены те, кто попадет под сокращение?

- На начальном этапе реформирования отрасли высказывалось мнение, что как субъект экономической деятельности железная дорога не должна заниматься социальными вопросами, это - дело государства. Но в том и состоит специфика железнодорожного транспорта, что без определенных социальных гарантий невозможно нормальное его функционирование. Об этом постоянно говорит министр путей сообщения Геннадий Фадеев: «Социальная сфера - это важная составная часть технологического процесса, обеспечивающего безопасность движения и устойчивую работу железнодорожного транспорта».

Поэтому социальный блок сохраняется и в структуре открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Руководить им будет вице-президент компании по управлению персоналом и социальным вопросам, среди подчиненных ему департаментов будет и департамент социального развития. На дорогах будут созданы соответствующие службы, в отделениях - отделы социального развития.

В отрасли сохраняется необходимая медицинская и образовательная база, которая будет поддерживаться и развиваться. В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением и Коллективным договором передача учреждений культуры, спорта, образования местным органам власти и их реорганизация проводились только с согласия профсоюзов. Приоритетным было сохранение медицинских учреждений, связанных с обеспечением безопасности движения и определением профессиональной пригодности. И, как уже было сказано выше, на нашей дороге сохраняются и будут включены в состав ОАО «РЖД» 16 учреждений здравоохранения, 36 образовательных учреждений и 7 учреждений культуры и спорта.

Но проблема занятости действительно остается самой сложной. При росте объёма перевозок на 3,9% в 2002 году надо было увеличить производительность труда на 8,5%, при этом уменьшить численность штата почти на 3,5 тысячи человек. Высвобождение численности проводилось, в основном, за счет естественного оттока кадров и сокращения числа работников аппарата управления. В целом по дороге мы сократили 1445 штатных должностей чиновников, из них только 207 были вакантными. При этом категорически было запрещено сокращать рабочие должности. Руководством дороги совместно с дорпрофсожем проводилась работа по смягчению негативных последствий, связанных с сокращением численности штата. Разработана и действует Программа занятости. Создано 283 новых рабочих места. Из уволенных по всем основаниям сокращено 1673 человека (16,8%), из них оформили пенсию досрочно 224 человека.

Забота о ветеранах железнодорожного транспорта есть и останется делом первостепенной важности, как на уровне департаментов, так и на уровне дорог - филиалов ОАО «РЖД» и его подразделений. В ходе реформ будет совершенствоваться работа негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние». Сегодня на Западно-Сибирской железной дороге негосударственную пенсию оформили 5794 ветерана, ушедшие на пенсию после 1 октября 1999 года (средний размер пенсии составляет 1008 рублей). Рассматривается возможность расширить круг отраслевых пенсионеров, получающих выплаты из этого фонда.

Не останутся без внимания и те пенсионеры, которые ушли на заслуженный отдых до образования негосударственной пенсионной системы. На нашей дороге таковых более 70 тысяч. Для них и организован благотворительный фонд «Почет». С 1 июля ежемесячно помощь в размере 150 рублей через фонд «Почет» получают все пенсионеры дороги, которые не имеют права на отраслевую негосударственную пенсию. Руководство дороги работает в тесном сотрудничестве с Советом ветеранов войны и труда и знает все нужды и чаяния наших пенсионеров.

За 2002 год были выполнены все условия отраслевого тарифного соглашения и Коллективного договора, затраты дороги на социальную поддержку только ветеранов труда составили 219,8 млн рублей. Планируется сохранить и развивать применительно к работе в новых условиях Отраслевое тарифное соглашение и Колдоговор. Это нашло свое отражение в новом Законе «О железнодорожном транспорте». Глава 5 этого закона практически полностью посвящена трудовым отношениям и дисциплине работников отрасли. Пунктом 6 статьи 25 этой главы узаконено: «Организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами».

Железнодорожный транспорт, повышая эффективность своей работы, обеспечивая потребность страны в перевозках, будет способствовать снижению расходов на перевозки, а следовательно, себестоимости услуг транспорта. Существующая структура управления доказала свою устойчивость, способность отвечать нуждам государства. Но жизнь не стоит на месте. Создаваемое открытое акционерное общество «Российские железные дороги» сохранит все лучшее, что было присуще железнодорожному транспорту России на протяжении всего его развития: стройную систему управления, единство железнодорожной сети, доступность для грузовладельцев и пассажиров, сильную социальную политику.

Уточнение

 Настоящим сообщаем:

Интервью с заместителем начальника Западно-Сибирской железной дороги Сергеем Кретовым, опубликованное в «Вечернем Новосибирске» 31 июля, подготовлено коллективом Сибирского регионального представительства ФГУ «Редакция «Российской газеты».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: