Новосибирск 3.2 °C

Ускользающая красота

07.08.2003 00:00:00

 «Красота любой административной машины не служит решительно ничему - это красота в чистом виде», - говаривал знаменитый французский театральный критик Жорж Элгози, автор множества афоризмов. Его слова невольно вспоминаются при попытках разобраться, что же у нас происходит с реформой местного самоуправления. А происходит следующее. В конце прошлого года в Государственную думу президент внес проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этому предшествовала длительная работа комиссии под руководством заместителя руководителя президентской администрации Дмитрия Козака. Цель реформы местного самоуправления: уменьшить размеры муниципальных образований, приблизить власть к народу. То есть создать во всех населенных пунктах с населением от пяти тысяч человек органы местного самоуправления, увеличить число депутатов местного Совета, чтобы лучше контролировали власть, провести везде выборы, четко разграничить полномочия и ответственность, чтобы было ясно, за что отвечает губернатор, глава района, мэр города или сельский староста. Звучит прекрасно. Все эти реформы предполагалось запустить с 1 января 2005 года, а работу по образованию новых поселений провести в течение 2004 года. В течение этого срока должны были пройти и выборы в новых муниципалитетах. На самом деле ключевым вопросом этой реформы является финансовая независимость муниципалитетов. Они должны иметь столько денег, сколько им необходимо для осуществления их полномочий, а для этого необходимы серьезные изменения в налоговом и бюджетном законодательстве. И, принимая в конце февраля этого года закон в первом чтении, депутаты особо оговорили, что дальнейшее рассмотрение закона возможно после внесения правительством соответствующих поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Но ни к 1 апреля, ни к 1 июня правительство своих поправок к этим кодексам в Думу не внесло. Депутаты фракции Союза правых сил внесли свои поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам в виде отдельного законопроекта. Эти поправки позволяют заложить основы финансовой самостоятельности муниципалитетов.

А к закону о местном самоуправлении после первого чтения поступило около шести (!) тысяч поправок от депутатов разных фракций, что наводит на некоторые размышления: либо закон плох, и его просто надо переписать, либо он хорош, но его пытаются изменить до неузнаваемости. Первоначальная концепция и закон, принятый во втором чтении, - это небо и земля. Дискуссия была длительной и жесткой, но единственное, чего удалось добиться, в том числе и первому заместителю председателя фракции СПС Борису Надеждину, это принятие поправки о переносах срока начала реформы на один год.

Никаких изменений, касающихся финансового обеспечения муниципалитетов, не произошло. Нет и не предвидится никаких гарантий финансовой самостоятельности, кроме оговоренных в законе 20% финансирования из собственных источников. А где взять остальные 80%? Идти с протянутой рукой к губернатору?

К чему же приводит такая реформа? Резко вырастает количество муниципальных образований, но оборотной стороной дробления является резкий рост количества муниципальных служащих. Общее их количество (не врачей и учителей, а конторских работников) вырастает примерно в два раза, с 500 тысяч до 1200-1300 тысяч, а суммарные затраты муниципалитетов по статье «Государственное управление» вырастают с 50 миллиардов рублей в год до 100-150 миллиардов, что сопоставимо с суммарными затратами муниципалитетов на здравоохранение, образование и ЖКХ.

- Это проект создания огромного количества рабочих мест в чиновничьей структуре, не говоря уже о том, что количество депутатов местных Советов в некоторых регионах вырастает в десятки раз. Бюрократия растет, а возможности контроля со стороны представительной власти резко уменьшаются, так как в законе есть запрет на профессиональную работу депутатов (кроме председателя Совета), - считает Борис Надеждин. - А дальше все это превращается в советскую власть: раз в год депутаты собираются на свою сессию, дружно голосуют «за» и расходятся по домам, потому что у них нет реальной возможности вникнуть в суть проблем.

Депутаты фракции Союза правых сил получили огромное число писем из регионов, где руководители исполнительных и представительных органов власти провели анализ возможных последствий принятия закона в таком виде. Вот только несколько примеров. В Республике Марий-Эл численность муниципальных служащих увеличивается на 1960 человек, расходы вырастут в 2,2 раза, в Брянской области количество муниципальных служащих увеличится в 5-6 раз, во Владимирской области - с 2570 человек до 5200 человек, в Новгородской области расходы на содержание нового аппарата составят до 5% консолидированного бюджета. Вывод, сделанный в регионах: создается громоздкий аппарат органов местного самоуправления, что обострит проблему кадров и проблему низкой эффективности органов МСУ. Резко возрастут бюджетные расходы на содержание этих органов. Это даже не инкубатор бюрократии, а бесконтрольное размножение, как в чашке Петри. А ведь в стране кадровый кризис - так сказал президент в ежегодном послании Федеральному собранию, и у нас нет оснований ему не доверять. Так для кого же создается огромное количество таких своеобразных рабочих мест? Остается только догадываться. Может быть, для отставных военных? Но никаких изменений пока не предвидится. Лишь в конце июня в Государственную думу поступило письмо за подписью председателя правительства Михаила Касьянова о том, какими, с точки зрения правительства, могли бы стать поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам.

Проиграв по срокам начала реформы, Кремль перешел в контратаку. Осенью будет предпринята попытка вернуть закон во второе чтение, чего допускать ни в коем случае нельзя. Почему? Не спрашивайте сороконожку, куда идет ее 25-я нога, когда 5-я идет вперед - бедняжка так глубоко задумается, что вовсе не сможет сдвинуться с места. Нельзя одновременно проводить реформы ЖКХ, налоговую, земельную, образования и одновременно реформировать структуры, призванные довести эти реформы до каждого из нас. На период, пока местные начальники будут пересаживаться из кресла в кресло, набирать сотрудников, делить полномочия, служебные автомобили и канцелярские скрепки, коматозное состояние всей системе обеспечено.

Закон был «продавлен» усилиями центристских фракций (что неудивительно - это партия начальства) и ЛДПР. СПС же жестко выступал против закона и намерен впредь это делать.

- Принятие закона об общих принципах местного самоуправления и вступление его в силу означает разрушение сложившейся системы, резкое увеличение числа чиновников и бюрократов, законодательное закрепление нищеты органов местного самоуправления и в целом выстраивание вертикали «управляемой демократии». Вот позиция СПС, - заявил Борис Надеждин.

Первоначальная концепция реформирования местного самоуправления была хороша и даже красива, но красота эта ничему не послужила и оказалась бесполезной.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: