Новосибирск 7.8 °C

Насморк в полете может разорвать барабанную перепонку

14.08.2003 00:00:00

 Наши корреспонденты побывали на предполетном медосмотре летчиков. Для обычного человека насморк не болезнь, а так, неприятность. Но для пилота-профессионала насморк - серьезный диагноз, чреватый отстранением от полета. От состояния здоровья летчика зависит безопасность пассажиров, и любой, пустяковый, с обычной точки зрения, недуг может привести в полете к непредсказуемым последствиям.

На высоте 2400 метров резко возрастает давление, и безобидный на земле насморк (даже в самой легкой форме) может в воздухе привести к тяжелым травмам, вплоть до разрыва барабанной перепонки.

Иногда даже вырванный накануне зуб может вывести пилота из строя.

- Пришел ко мне штурман с острой зубной болью, - рассказывает врач Светлана Ершова. - Причем сам зуб ему удалили за 12 часов до полета, но дома у него поднялась температура, отекло горло. Пришлось отстранить от полета не только его, но и весь экипаж, заменив его резервным.

Врач комплекса летной эксплуатации авиакомпании «Сибирь» Людмила Суслова вспоминает более серьезный случай, когда к ним вбежал человек в форме и тут же упал на стул.

- Язва у него прободная прорвалась. Кровотечение началось в желудке. К счастью для него, это случилось до полета. В воздухе никто бы его не спас. Когда прорывается язва, на спасение больного врачу дается час. Мы срочно вызвали «скорую», которая и доставила больного в хирургическое отделение. Операция прошла успешно. Теперь бывший язвенник вполне поправился и снова летает.

Мои собеседницы работают в авиакомпании «Сибирь». Их главная обязанность - предполетная проверка здоровья экипажа воздушных судов. Работа эта непростая. Врачи работают круглосуточно в четыре смены.

На моих глазах Светлана Ершова проверяет давление у очередного пилота. Все нормально. Пилот облегченно вздыхает. Волнение его понятно. Врач для пилота - высшая инстанция, решение которой «обжалованию» не подлежит. И одновременно это «исповедник», с которым авиатор обязан делиться своими заботами. В том числе и семейными. Представьте себе: здоровье - это прежде всего психофизическое равновесие. А если человек перед полетом плохо спал или поконфликтовал с женой, какое уж тут равновесие. Давление повышенное, нервы на пределе. В таком состоянии врач вполне может отстранить летчика от полета. Рейс состоится и без него. Отстраненного заменит его коллега из резерва. Хуже, если врач отстранит командира корабля или штурмана. Тогда приходится менять полностью весь экипаж.

Светлана Ершова

 Хорошо, когда человек откровенно говорит о своих проблемах. А если он захочет скрыть свое недомогание, ведь отстранение от полета скажется на величине его зарплаты?

На этот мой провокационный вопрос Светлана Викторовна отвечает вполне откровенно:

- Такое бывает очень редко. Пилоты прекрасно знают, что в полете выявится любое недомогание. Если даже не произойдет ЧП, подобная «скрытность» им даром не пройдет. Да и нелегко им что-то скрыть от врача. Я же наблюдаю их каждый день. Научилась чувствовать каждую смену их настроения, не говоря уже о физическом здоровье.

И все же иногда авиаторам удается скрыть свой недуг. И тогда случаются трагедии. Много лет назад в Новосибирске произошло беспрецедентное ЧП - самолет врезался в жилой дом. Говорили, что, дескать, летчик задумал таким образом отомстить неверной жене. Так это или нет, не суть важно, важнее другое, что «мститель» страдал эпилепсией. Но этот факт обнаружился только после его смерти. Все эти годы летчик скрывал свою болезнь, и лишь один раз свидетелями его припадка стали прохожие в парке, которые вызвали «скорую». Этот факт и был выявлен в процессе расследования.

Хочу сразу успокоить авиапассажиров. Сегодня повторение подобной трагедии едва ли возможно. Учтя этот печальный прецедент, авиаэскулапы при медосмотре летчиков тщательно отслеживают малейшие отклонения от нормы.

Кстати, если вы думаете, что забота о здоровье авиаторов ограничивается только медосмотрами, то зря. Немаловажная составляющая здоровья пилотов - питание. Рацион членов экипажа воздушного судна составляется строго по рекомендациям специалистов. Меню летного состава не должно включать никаких продуктов и напитков, могущих вызвать какие-либо изменения в организме. Это квас, горох, молочные продукты. Словом, все, что может вызвать брожение и последующее вздутие живота. Учитывается все вплоть до количества калорий. В полете пилот должен съедать 3500 калорий. Качество пищи перед полетом тщательно проверяется. Жареная рыба, например, должна быть съедена строго через 3 часа после приготовления. Спиртное из рациона, в том числе и пиво, категорически исключается. Причем сухой закон распространяется как на пилотов, так на и бортпроводников, которые считаются членами экипажа. Запрещены и газированные напитки. В полете на высоте 2400 метров давление меняется так сильно, что от безопасной на земле газировки может «вздуть» живот.

Предполетный медосмотр пилоты проходят за два часа до полета, а на международных рейсах за три часа. Разницы между осмотром обычного пилота и командира корабля нет, и все же...

- Командир должен быть самым здоровым в экипаже, - говорит Людмила Ивановна, - ведь от него зависит жизнь всех находящихся на борту. Кроме того, это очень дорогостоящий специалист, обучение его стоит, без преувеличения, не один миллион. И это не только у нас в России. Во всем мире командиры воздушных кораблей - самые высокооплачиваемые специалисты. И их здоровье - капитал, который мы обязаны беречь.

Бортпроводников, конечно, с командиром не сравнить, но и состояние здоровья последних тоже тщательно отслеживается. Каждая стюардесса должна иметь медицинскую книжку и (как любой «пищевой» работник) регулярно сдавать анализы «на глистов».

На основании медосмотров каждому пилоту выдается сертификат, подтверждающий его профпригодность. В 50 лет пилот проходит медобследование в стационаре, а через пять лет его обследуют московские специалисты, которые и дают заключение о его профпригодности. Ограничений по возрасту в российской авиации практически нет. Одно время пытались ограничить возрастной порог 60 годами, но убедились, что возраст в авиации - штука индивидуальная. Иной профессионал и в 60 лет даст сто очков вперед молодым пилотам.

Людмила Суслова

 Если говорить о болезнях, то летчики в силу специфики своей профессии подвержены им больше остальных людей. Это в первую очередь болезни сердечно-сосудистой системы, что совсем неудивительно, учитывая нервную нагрузку авиаторов. Даже самый обычный полет неизбежно несет в себе фактор риска. Всегда может произойти непредвиденное, а когда на счету летчика таких полетов насчитываются сотни, а то и тысячи... Симптомы болезни нередко обнаруживаются у действующих пилотов. Но в этом еще нет ничего страшного. Летчики с начальной стадией гипертонии еще вполне профпригодны. То же можно сказать о пилотах с начальными симптомами атеросклероза и других возникающих с возрастом заболеваниях. При постоянном медицинском контроле все они вполне могут летать. Такова особенность этой профессии.

Нередко пилоты страдают снижением слуха. Оно и понятно, если учесть, какую шумовую нагрузку приходится выносить. В идеале летчик должен слышать малейший шепот на расстоянии 3 метров. При снижении этого медпоказателя летчика могут отправить на обследование в институт профпатологии. А это равносильно запрету на полеты. Другое профзаболевание - снижение зрения. Бывает, что пилоты летают в очках. Но для настоящего профессионала это не помеха.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: