Новосибирск 2.8 °C

Зачем кольчуга Ермака кандидату сельхознаук?

19.08.2003 00:00:00

Виктор Рогачев в кольчуге - копии с картины Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

 Принято считать, что кольчуга Ермака хранится в Москве, в Оружейной палате. И это верно. Но есть она и в квартире ведущего сотрудника лаборатории технологии сортов СО РАСХН Виктора Рогачева - и это тоже правда. Разница лишь в том, что в Оружейной палате - как свидетельствуют исторические документы и народные предания - кольчуга воеводы Шуйского, подаренная еще Иваном Грозным «Сибирскому князю», а у Виктора Рогачева - ее точная копия-миниатюра, сплетенная кандидатом сельхознаук своими руками.

О Рогачеве «ВН» писал несколько лет назад. Но тогда он предстал перед читателями газеты как кольчужных дел мастер, изделия которого полностью соответствовали защитному вооружению древнерусских воинов, выполненному в натуральную величину. А теперь повод несколько иной - его кольчужные миниатюры, сплетенные из меди, занесены в «Книгу рекордов России» как «самые маленькие в России кольчуги, изготовленные по стандартной технологии» - значится в полученном им дипломе.

Наверное, стоит коротко напомнить историю «заболевания» Виктора Рогачева изучением и изготовлением древнерусского защитного и наступательного вооружения.

- Это началось в далеком детстве, в 60-х годах, - вспоминает он. - Помню, первый фильм, который я посмотрел, был «Александр Невский». Я еще не знал, что фильм этот снял великий Эйзенштейн, что потрясающая музыка в нем Прокофьева и что самого Александра Невского играл Черкасов. И запомнилась мне фраза мастера Игната из этого фильма, брошенная им, когда он потряс кольчугой и перекинул потом ее через плечо: «Не враг дал, сам ковал!» И в моем представлении с того момента и началась вся эта более сорокалетняя история.

Миниатюры Рогачева всего в 2,5 раза больше спичечного коробка

 Первую кольчугу он сплел лет двадцать назад. До этого собрал и изучил целую библиотеку по мировому и древнерусскому вооружению. А что не мог позволить себе купить, то перефотографировал или перерисовал. Вся Оружейная палата есть у Виктора Александровича в фотографиях, сделанных в отделе редких изданий ГПНТБ. Натуральные кольчуги сплетены им из нержавейки, никелевого сплава. Миниатюры - из меди.

Работает по ночам, чтобы его увлечение не мешало домашним делам, и поэтому работа идет не так быстро, как хотелось бы. На одну миниатюру уходит в среднем два месяца, а на натуральную кольчугу - два-три года. К слову, древние мастера тратили на изготовление кольчуги тоже в среднем по два года. В каждом изделии около 20 тысяч колец, скрепленных между собой, - без разницы, в натуральную ли они величину или в миниатюре. Каждое кольцо захватывает четыре соседних - это так называемое одинарное плетение. Любопытно, что мини-кольчуга, хоть и умещается на ладони и всего в два с половиной раза больше спичечного коробка, но меньше натуральной... всего в четыре с половиной раза. Чтобы ее сплести, надо где-то достать около 200 метров проволоки. А поскольку медь нынче дорога, то вопрос напрашивается сам собой.

- Медь у меня из старых запасов, - призается кольчужных дел мастер. - Еще со времен всеобщей бесхозяйственности. Как-то я «выловил» из болота брошенный кем-то кабель - едва до дома дотащил. А проволоку для больших кольчуг купил. Тут рядом возле «Сибсельмаша» склады чьи-то ликвидировали и все распродавали. Денег у брата подзанял и приобрел таким образом.

Рабочее место кольчужных дел мастера - письменный стол, ставший верстаком, маленькие тиски, настольная лампа и небольшая дощечка, на которой он и цепляет одно кольцо за другое. Кстати, инструментарий - тоже его рук дело. Обычный пинцет для миниатюрных колечек не годится: Рогачев сделал свой, более тонкий. Плоскогубцы тоже особенные и т. д. Все технологические операции проходят на «операционном столе» - небольшой дощечке, на которой рассмотреть кольца, если у тебя плохое зрение, очень сложно.

Под верстак он приспособил письменный стол. Фото Сергея Пермина

 Изделия Рогачева сегодня разбросаны по многим городам России. У него их просят в качестве подарка для особо дорогих гостей. Кольчуги в натуральную величину приобретает новосибирская асссоциация русского рукопашного боя «Русский щит».

В его коллекции миниатюр не только кольчуги. Это еще и наступательное вооружение древнерусских воинов - топоры, клевцы, кистени, копья, шестоперы, перначи, булавы, палицы, кии, алебарды и т. д.

- Я хочу собрать самую полную коллекцию древнерусского защитного и наступального вооружения, - делится планами Виктор Рогачев, и становится понятно, почему он сегодня более увлечен миниатюрами, а не кольчугами в натуральую величену: попробуй-ка размести последние в городской квартире!

Но несколько непонятно другое: откуда у кандидата сельскохозяйственных наук «древнерусская грусть»? Впрочем, если художник Татлин всю жизнь занимался конструированием летательных аппаратов со свободно машущим крылом, Коперник слыл талантливым живописцем, Менделеев был знатным чемоданных дел мастером, легендарный геолог академик Обручев писал романы (как, кстати, и отец кибернетики Норберт Винер), а Гете вообще предпочитал считать себя физиком-естествоиспытателем, а не поэтом, то почему бы и авторы диссертации «Кормление сельхозживотных и технологии кормов» не плести кольчуги?

Правда, сам Виктор Рогачев говорит о другом.

- Чем больше я знакомльсь с древнерусской историей, чем больше из-под моих рук выходит изделий, связанных с ней, тем больше я наполняюсь чувством сопричастности к истории Руси. Читая о подвигах древнерусских воинов, деяниях великих князей, я невольно становлюсь горд от того, что как и они - россиянин. Это необыкновенное чувство, которое я вряд ли бы мог испытать, если бы не занимался тем, чем занимаюсь.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: