Новосибирск 2.3 °C

Журналистика как «социальное оружие»

26.08.2003 00:00:00

Полемика

 Недавно в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья «Свидетели Иеговы нашли свое пристанище в школе». Конечно, у журналиста может быть свое, критическое отношение к Свидетелям Иеговы. У каждого есть на это право. Но никто не наделен правом на публичные оскорбления и распространение слухов под видом достоверной информации. Религия - тонкая сфера, требующая деликатного обращения. Она затрагивает глубины человеческой души, самые сокровенные чувства и не терпит вторжения грубым, бесцеремонным образом. Неверующему человеку, возможно, трудно постичь глубину таких переживаний, поэтому сложно понять и ту боль, которую могут причинить неосторожные высказывания и характеристики. Возможно, поэтому некоторые ассоциируют использование уничижительной лексики со «свободой слова». Они возражают, когда им указывают на оскорбительный характер таких выражений, как «сектант», «иеговист» и тому подобных. Но навешивание таких ярлыков посредством печатного слова не менее оскорбительно, чем нецензурная брань в публичном месте. Историк-обществовед Александр Булгаков сделал по этому поводу несколько пессимистическое замечание: «Здесь не удастся что-то поменять сразу, не удастся это и в обозримом будущем, потому что мы любим клички, что, конечно, показатель низкой культуры».

На самом деле средства массовой информации могут во многом посодействовать развитию толерантности в обществе. И благо есть профессиональные (в полном смысле этого слова) журналисты, которые не желают идти на поводу у тех, кто возводит сплетни в ранг истины. Такие авторы отличаются взвешенностью, стремлением разобраться в проблеме, лично удостовериться в точности информации.

Еще свежи в памяти времена, когда по заданию партийного агитпропа о Свидетелях Иеговы писали часто и много... Неудивительно, что ни единого доброго слова советская журналистика о Свидетелях Иеговы не вымолвила. Воспевающие советскую власть и коммунистическую партию перья не могли и не должны были писать о них - добросовестных тружениках, гражданах, исправно отдающих кесарю кесарево, заботливых отцах и матерях, образ жизни которых определяет их вера. Не было в этих статьях речи о том, как вера побуждает этих людей вести высоконравственную жизнь, не говорилось и о том, сколько внимания они уделяют укреплению брачных уз и воспитанию детей. Перед пропагандистами ставились иные задачи: «Настойчиво и убедительно разоблачать моральный и политический облик сектантских вожаков, их антиобщественные действия на собраниях производственных коллективов, через средства массовой информации... Систематически разоблачать в лекционной пропаганде, на страницах областных, городских, районных газет, в передачах радио и телевидения реакционную идеологию и организацию секты иеговистов, антикоммунистические установки Бруклинского центра». (Из «Плана мероприятий по проведению профилактической работы с сектантами-иеговистами в Иркутской области на 1980-81 годы»).

В сознание людей нужно было внедрить мысль о вредоносности религии, о темноте и забитости верующих. Наряду с этим в обществе активно насаждался образ «сектанта-изувера», «сектанта-шпиона». И в ход шли любые средства... Усилия мастеров-пропагандистов не были бесплодными, а насаждаемые штампы оказались более живучими, чем тогда можно было ожидать. Поэтому отголоски прошлого в наше время звучат в несколько видоизмененном виде, но суть та же...

Как бы то ни было, неточная информация циркулирует, слухи и ярлыки формируют отношение людей к Свидетелям Иеговы. Язык таких выступлений, используемая уничижительная лексика и терминология несут в себе существенный разрушительный потенциал. Заметим, что еще знаменитый австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн говорил о дезориентирующем воздействии неправильного словоупотребления.

Проблема, однако, в том, что такие клише могут использоваться как своего рода «социальное оружие». И это оружие оказывается очень действенным. Такие материалы эффективно сеют нетерпимость, подозрительность, ненависть, вторгаются в личную жизнь верующих, нанося урон их семьям, социальным связям, их положению в обществе.

Проблему усугубляет и то обстоятельство, что в нашей стране, где обществу десятки лет внушалась незыблемость авторитета органов пропаганды, степень доверия к средствам массовой информации высока. Чрезвычайно. При этом важно отметить, что совершенно новая информация оказывает более сильное воздействие, чем последующее опровержение: известно, что первое впечатление всегда оставляет в памяти наиболее яркий след... Легкость, с которой приживаются навешиваемые Свидетелям Иеговы ярлыки и распространяемые о них слухи, вполне объясняются многолетней антирелигиозной пропагандой, проводившейся в нашей стране...

В 1996 году своим указом президент России осудил «многолетний террор», развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Еще раньше, на основании закона 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», Свидетели Иеговы, которые пережили многие годы гонений, были реабилитированы. Они получили соответствующие удостоверения, льготы и были приравнены в правах к ветеранам войны. Однако в сознании многих людей такая реабилитация еще не состоялась. Какой вывод можно сделать?

В руках прессы сосредоточена большая сила, которая может быть использована как на благо, так и во вред. И как будет использована эта сила, во многом зависит от осознания глубины личной ответственности перед собой и обществом.

От представителя отдела
по связям с общественностью МРО
«Свидетели Иеговы» г. Новосибирска
ШАМУРИНА А.А.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: